Зическими свойствами нервной системы. Эта точка зрения была
названа ≪физиологическим идеализмом≫ и впоследствии опроверг-
Нута работами самих физиологов.
В то же время и сам Мюллер говорил о том, что, каким бы раз-
Дражителем (в том числе электрическим током) ни воздействовать
На зрительный нерв, он не порождает никакого ощущения, кроме
Зрительного. В отличие от светового луча, подчеркивал Мюллер,
Другие раздражители хотя и дают субъективные ощущения пред-
Метов, но они не сопоставимы по своей отчетливости, полноте,
Расчлененности со зрительным образом. Тем самым его первона-
Чальная версия об эквивалентности всех раздражителей ставилась
Под сомнение. Под давлением опыта и экспериментов Мюллер
Вынужден был провести разграничение между раздражителями,
Гомогенными (подобными) по своей природе раздражаемому орга-
Ну и не соответствующими этой природе.
Он также являлся автором ≪Учебника физиологии≫ (1833), став-
Шего главной книгой по данной специальности на несколько деся-
Тилетий. В этом учебнике значительная часть текста была посвя-
Щена не только физиологическим темам (в том числе концепции
Рефлекторной дуги), но и объяснению, с опорой на физиологиче-
Ские данные, многих психологических проблем, в частности уче-
Ния об ассоциациях, выработке навыков, сновидениях.
Исследованиям физиологии восприятия были посвящены и ра-
Боты чешского физиолога Я. Пуркине. Обладая удивительным да-
Ром анализа субъективных феноменов, в особенности в сфере зри-
Тельного восприятия, он сделал ряд открытий, которые дали в
Дальнейшем основания назвать эти феномены его именем. К ним
относятся, в частности, так называемые ≪фигуры Пуркине≫ (виде-
ние теней кровеносных сосудов сетчатки), ≪образы Пуркине≫ (отра-
жения от роговицы и поверхности хрусталика), ≪феномены Пурки-
не≫ (изменение светло-синего и красного цветов при сумеречном
Зрении). Пуркине также описал, как изменяются цвета ощущаемого
Раздражителя при движении в направлении от центра к сетчатке.
К этим феноменам Пуркине обратился под впечатлением уче-
Ния о цветах, созданного известным поэтом И. Гёте, занимавшим-
Ся также естественно-научными изысканиями. В работах Гёте ста-
Вилась задача воспроизвести богатство цветовой гаммы, которую
В действительности непосредственно переживает субъект. Этому
учению Пуркине посвятил свою первую книгу ≪Новые материалы
к познанию зрения в субъективном отношении≫ (1825). При этом
Он руководствовался мнением о необходимости разграничить
Чисто субъективное в показаниях органов чувств, как зависящее
Исключительно от этих органов, и ощущения, которые соответст-
Вуют внешней реальности. Согласно Пуркине, каждое чувствование
Интимно связано с другими. Основой же их единства является тот
факт, что ≪в самом объекте как продукте природы объединены ее
(т. е. природы) элементарные качества≫. Таких качеств бесчислен-
Ное число, нашим же органам чувств открыты немногие, необхо-
Димые для выполнения жизненных задач. Если бы мы обладали
рецепторами (органами чувств), способными ощущать магнитные
Поля, то и картина мира, открываемая этими органами, была бы
Иной, имела другие контуры.
По мнению Пуркине, организм наделен особой психической
формой, которую он называл ≪общим чувством≫. Она является
Своего рода стволом, от которого ответвляются многообразные
Ощущения. Это либо ощущения, которые отражают жизнь тела
(удовольствие, голод, боль и др.), либо свойства внешних предме-
Тов. Приняв за исходный пункт эти объективные свойства, Пуркине
в разряд ощущений, относящихся к ≪общему чувству≫, включил
Необычные для принятых классификаций ощущения изменений
Погоды, температуры воды и т. п.
Каким же образом из первоначального, таящего зачатки всех
ощущений ≪общего чувства≫ вычленяются обладающие неповто-
Римым своеобразием различные виды ощущений? Пуркине утверж-
Дал, что в анализе эволюции ощущений важнейшая роль принад-
Лежит жизненному опыту. В объяснении же того, как совершается
Расчленение субъективного и объективного, он уделял особое вни-
Мание реальным предметным действиям организма, благодаря ко-
Торым ощущения приобретают разнообразие и объективирован-
Ность (отнесенность во вне).
В своей критике Канта Пуркине стремился связать ощущения и
Мышление, он доказывал, что тщательный анализ восприятия по-