Чувствования в движение, для которого не требуется участия созна-
Ния. Располагая большим экспериментальным материалом, Про-
Хазка настаивал на том, что не только головной, но и спинной мозг
Участвует в организации поведения, но его элементарных форм,
Своего рода автоматизмов, которые, однако, также действуют не
Чисто механически, а в соответствии с биологической потребно-
Стью организма.
В своей главной обобщающей книге ≪Физиология, или учение
о природе человека≫ (1820) Прохазка стремился к тому, чтобы
Конкретные сведения о функциях организма служили основой для
Естественно-научного понимания сущности бытия человека в мате-
Риальном мире. Таким образом, впервые в истории научной мысли
Зарождалось представление, согласно которому во взаимоотно-
Шениях живых существ со средой, к которой они приспосаблива-
Ются, нервное и психическое удовлетворяют их потребности в само-
Сохранении. При этом концепция рефлекса Прохазки была обога-
Щена идеей о биологическом предназначении рефлекса и различ-
Ных уровнях его реализации.
Изучение рефлекторной системы было продолжено в работах
Английского анатома и физиолога Ч.Белла и французского уче-
Ного Ф. Мажанди. Прежде считалось, что внешние впечатления
Передаются в нервные центры и вызывают двигательную реакцию
Посредством одного и того же нервного ствола. Опираясь на ана-
томические опыты, Белл в своей работе ≪О новой анатомии мозга≫
(1811) доказал, что этот ствол состоит из двух различных нервных
Структур и представляет собой их связку, в которой следует выде-
Лить волокна, идущие от корешков через спинной мозг к волокнам,
Приводящим в действие мышечный аппарат. Тем самым опреде-
Лялась модель рефлекса как своего рода автомата, состоящего из
Трех блоков: центростремительного, центрального и центробежно-
Го. Эта анатомо-морфологическая модель работы центральной
Нервной системы была названа законом Белла-Мажанди. В этом
Законе описывается закономерность распределения нервных воло-
Кон в корешках спинного мозга: чувствительные волокна вступают
В спинной мозг в составе задних корешков, а двигательные входят
В составе передних.
Белл сделал и ряд других важных открытий в психофизиологии.
Среди них особо следует выделить его представление, согласно
Которому рефлекторная реакция не обрывается на движении мышц,
Но передает информацию о том, что произошло с мышцей, обратно
в нервные центры (головной мозг). Тем самым впервые была сфор-
Мулирована идея обратной связи как основы саморегуляции пове-
Дения организма. Белл проиллюстрировал работу этой модели на
Данных о движении глазных мышц. Опираясь на тщательно выве-
Ренные данные экспериментов по изучению функций зрительного
Аппарата как органа, в котором сенсорные эффекты и двигательная
Активность нераздельны, Белл доказал зависимость психического
Образа от анатомо-физиологического устройства, работающего по
принципу рефлекса. Выдвинутая Беллом идея ≪нервного круга≫,
Соединяющего мозг с мышцей, была замечательной догадкой о
Рефлекторной природе чувственного познания, которая впослед-
Ствии подтвердилась в исследованиях других ученых.
Если Белл развивал рефлекторную теорию восприятия, то в
Работах другого известного физиолога И. Мюллера - выдвигалась
Прямо противоположная идея - о рецепторном характере воспри-
ятия. Мюллер создал в Берлинском университете самую крупную
В прошлом столетии научную школу по изучению физиологических
Проблем, в том числе и физиологии органов чувств.
В своей первой работе ≪К сравнительной физиологии зритель-
ного чувства≫ (1826) он выдвинул положение о ≪специфической
энергии органов чувств≫, которое приобрело широкую популяр-
Ность и стало на долгое время одной из важнейших закономерно-
Стей психофизиологии. Ученик Мюллера Гельмгольц поставил ее
По непреложности в один ряд с законами Ньютона в физике. Со-
гласно принципу ≪специфической энергии≫, характер ощущений
Соответствует не природе внешнего стимула, действующего на оп-
Ределенный рецептор, но природе этого рецептора, обладающего
Особой энергией. Иными словами, модальность ощущений (света,
Звука и др.) заложена в самой нервной ткани, а не отражает неза-
Висимые от нее образы внешнего мира. На этом основании Мюллер
Пришел к выводу, что все богатство ощущений обеспечивается фи-