И закрепляются в виде навыка или волевого, разумного действия.

Так появилась в психологии модель проб и ошибок, которая в

Дальнейшем была положена американской психологией в основу

Объективного исследования поведения. Сочетание спонтанности

(источник поведения - внутри организма) с механицизмом (отбор

полезного идет путем слепого поиска) - вот наиболее характер-

Ные черты этой модели, перешедшей впоследствии от Бэна к

Торндайку.

Если Бэн способствовал фактическому расширению области пси-

Хологического исследования, то теоретическое обоснование подоб-

Ного изменения предмета психологии было сделано Г. Спенсером

(1820-1903). Наряду с О. Контом и Д. С. Миллем Г. Спенсер был

одним из основателей позитивизма, ______________в русле которого он и стре-

Мился трансформировать методологию ассоциативной психоло-

Гии. Основой позитивной психологии Спенсер, как и Бэн, делает

Теорию эволюции. Таким образом, в его теории переплетаются

Влияния позитивизма, эволюционного подхода и ассоцианизма.

Впервые со времен Декарта Спенсер обратился к анализу пред-

Мета психологии, так как считал его отождествление с сознанием

Неудовлетворительным. Он пересмотрел предмет психологии, оп-

Ределив его как соотношение внешних форм с внутренними, ассо-

Циации между ними. Таким образом, он расширил область психи-

Ческого, включив в нее не только ассоциации между внутренними

Факторами, т. е. ассоциации в поле сознания, но и связь сознания с

Внешним миром.

Спенсер писал о том, что существует объективная психология,

Изучающая строение мозга, и субъективная психология, занимаю-

Щаяся состоянием души. Исследуя различные состояния души, он

Пришел к выводу, что существуют параллельные этапы в развитии

Внутренних и внешних (поведенческих) психических актов. Таким

Образом, и внутреннее и внешнее становилось предметом иссле-

Дования психологии, что позволяло выработать объективные ме-

Тоды исследования, невозможные при сведении психики только к

Сознанию. Он также подчеркивал специфику психологического

Исследования, говоря об уникальности психологии как единствен-

Ной науки, которая рассматривает связь внешнего и внутреннего,

в то время как другие дисциплины остаются либо во внешнем по-

Ле (физика, химия), либо во внутреннем (философия, физиология).

Важным моментом в таком определении было исследование про-

Цесса, что, по мнению позитивистов, открывало выход на более

Широкие закономерности.

Исследуя роль психики в эволюции человека, в своей обобщаю-

щей книге по психологии ≪Основы психологии≫ (1870-1872) Спен-

Сер писал о том, что психика является механизмом адаптации к

Среде. Так в науке появился новый подход к детерминации психи-

Ки - биологический, пришедший на смену механистическому объ-

Яснению. Из этого подхода следует, что психика возникает законо-

Мерно на определенном этапе эволюции, в тот момент, когда усло-

Вия жизни живых существ усложняются настолько, что приспосо-

Биться к ним без адекватного их отражения невозможно. Большое

Значение имел тот факт, что Спенсер изучал генезис психики, ис-

Ходя из того, что психика человека есть высшая ступень развития,

Которая появилась не сразу, но постепенно, в процессе усложнения

Условий жизни и деятельности живых существ. Исходная форма

Психической жизни - ощущение развилось из раздражимости, а

Затем из простейших ощущений появились многообразные формы

Психики, отражающие связанные между собой уровни становления

Сознания и поведения. Все они являются своеобразными инстру-

Ментами выживания организма, частными формами адаптации к

среде. К таким частным формам приспособления относятся:

Сознание поведение

Ощущение рефлекс

Чувства инстинкт

Память навык

Разум волевое поведение

Говоря о роли каждого этапа, Спенсер подчеркивал, что главное

Значение разума - в том, что он лишен тех ограничений, которые

Присущи низшим формам психики, и потому обеспечивает наибо-

Лее адекватное приспособление индивида к среде. Эта идея о связи

Психики, главным образом интеллекта, с адаптацией стала ведущей

Для психологии в начале XX в.

Спенсер также утверждал, что психическое развитие надо рас-

Сматривать с точки зрения принципов дифференциации и инте-

Грации, показывая, как из отдельных психических качеств, которые

Даны ребенку от рождения, формируется психика взрослого чело-

Наши рекомендации