И закрепляются в виде навыка или волевого, разумного действия.
Так появилась в психологии модель проб и ошибок, которая в
Дальнейшем была положена американской психологией в основу
Объективного исследования поведения. Сочетание спонтанности
(источник поведения - внутри организма) с механицизмом (отбор
полезного идет путем слепого поиска) - вот наиболее характер-
Ные черты этой модели, перешедшей впоследствии от Бэна к
Торндайку.
Если Бэн способствовал фактическому расширению области пси-
Хологического исследования, то теоретическое обоснование подоб-
Ного изменения предмета психологии было сделано Г. Спенсером
(1820-1903). Наряду с О. Контом и Д. С. Миллем Г. Спенсер был
одним из основателей позитивизма, ______________в русле которого он и стре-
Мился трансформировать методологию ассоциативной психоло-
Гии. Основой позитивной психологии Спенсер, как и Бэн, делает
Теорию эволюции. Таким образом, в его теории переплетаются
Влияния позитивизма, эволюционного подхода и ассоцианизма.
Впервые со времен Декарта Спенсер обратился к анализу пред-
Мета психологии, так как считал его отождествление с сознанием
Неудовлетворительным. Он пересмотрел предмет психологии, оп-
Ределив его как соотношение внешних форм с внутренними, ассо-
Циации между ними. Таким образом, он расширил область психи-
Ческого, включив в нее не только ассоциации между внутренними
Факторами, т. е. ассоциации в поле сознания, но и связь сознания с
Внешним миром.
Спенсер писал о том, что существует объективная психология,
Изучающая строение мозга, и субъективная психология, занимаю-
Щаяся состоянием души. Исследуя различные состояния души, он
Пришел к выводу, что существуют параллельные этапы в развитии
Внутренних и внешних (поведенческих) психических актов. Таким
Образом, и внутреннее и внешнее становилось предметом иссле-
Дования психологии, что позволяло выработать объективные ме-
Тоды исследования, невозможные при сведении психики только к
Сознанию. Он также подчеркивал специфику психологического
Исследования, говоря об уникальности психологии как единствен-
Ной науки, которая рассматривает связь внешнего и внутреннего,
в то время как другие дисциплины остаются либо во внешнем по-
Ле (физика, химия), либо во внутреннем (философия, физиология).
Важным моментом в таком определении было исследование про-
Цесса, что, по мнению позитивистов, открывало выход на более
Широкие закономерности.
Исследуя роль психики в эволюции человека, в своей обобщаю-
щей книге по психологии ≪Основы психологии≫ (1870-1872) Спен-
Сер писал о том, что психика является механизмом адаптации к
Среде. Так в науке появился новый подход к детерминации психи-
Ки - биологический, пришедший на смену механистическому объ-
Яснению. Из этого подхода следует, что психика возникает законо-
Мерно на определенном этапе эволюции, в тот момент, когда усло-
Вия жизни живых существ усложняются настолько, что приспосо-
Биться к ним без адекватного их отражения невозможно. Большое
Значение имел тот факт, что Спенсер изучал генезис психики, ис-
Ходя из того, что психика человека есть высшая ступень развития,
Которая появилась не сразу, но постепенно, в процессе усложнения
Условий жизни и деятельности живых существ. Исходная форма
Психической жизни - ощущение развилось из раздражимости, а
Затем из простейших ощущений появились многообразные формы
Психики, отражающие связанные между собой уровни становления
Сознания и поведения. Все они являются своеобразными инстру-
Ментами выживания организма, частными формами адаптации к
среде. К таким частным формам приспособления относятся:
Сознание поведение
Ощущение рефлекс
Чувства инстинкт
Память навык
Разум волевое поведение
Говоря о роли каждого этапа, Спенсер подчеркивал, что главное
Значение разума - в том, что он лишен тех ограничений, которые
Присущи низшим формам психики, и потому обеспечивает наибо-
Лее адекватное приспособление индивида к среде. Эта идея о связи
Психики, главным образом интеллекта, с адаптацией стала ведущей
Для психологии в начале XX в.
Спенсер также утверждал, что психическое развитие надо рас-
Сматривать с точки зрения принципов дифференциации и инте-
Грации, показывая, как из отдельных психических качеств, которые
Даны ребенку от рождения, формируется психика взрослого чело-