Гии, изучая постепенное формирование определенной функции.
Естественно, о таком подходе к исследованию говорилось задолго до
Дарвина, но сознание универсальности этого метода и возможности
Исследовать закономерности процесса развития, общие для всех сфер
Психической жизни, связаны с эволюционной теорией. Именно
Эти положения привели к осознанию того, что генетический метод
Может стать основой особой области психологической науки, пред-
Метом которой как раз и является исследование генезиса психики,
т. е. к появлению генетической, или возрастной, психологии.
Эволюционный подход в психологии отразился прежде всего
На концепциях А. Бэна и Г. Спенсера, которые утверждали, что пси-
Хика является закономерным этапом эволюции и ее функция заклю-
Чается в обеспечении адекватного приспособления к окружающей
Среде.
А.Бэн (1818-1903) в работах ≪Ощущения и интеллект≫ (1855),
≪Эмоции и воля≫ (1859) доказывал, что ассоциативная психология
Должна рассматривать не только ассоциации, существующие в
Сознании индивида, но и те, которые лежат в основе его поведе-
Ния. Труды Бэна отличаются совершенно необычным для книг по
Психологии той эпохи богатством физиологического материала,
Стремлением возможно теснее связать психические процессы с те-
Лесной организацией.
Бэн настаивал на том, что не только мозг, но и вся ≪телесная
Система, хотя и в различной степени, связана с психическими функ-
циями≫. Это и позволяет путем изучения органов чувств и органов
Движений проникнуть в деятельность мозга, заставить его клетки
И волокна открыть свой смысл и назначение. Он решительно от-
стаивал теорию ≪психофизического параллелизма≫, начало разра-
Ботки которой связано с именем Лейбница. Однако Бэн рассматри-
Вал этот подход не как обособление души от тела, а как утвержде-
Ние их неразделимости. Теорию взаимодействия он отвергал имен-
Но из-за того, что она строится на предположении, будто психика
Способна функционировать по отношению к телу в качестве само-
Стоятельного агента, тогда как в действительности любой эффект
В психической сфере относится не только к сознанию, но и к телу.
Большое внимание Бэн уделял уровням психической деятель-
Ности, непосредственная связь которых с телесным устройством
Очевидна, а зависимость от сознания минимальна, - рефлексам,
Инстинктам, навыкам. Поэтому значительное место в общем строе
Психофизической деятельности отводилось в его теории мышечной
Системе. При этом речь шла вновь, как у Гартли, о реальном акте,
А не только о сопровождающих его ощущениях. Это означало важ-
Ное расхождение с классическими теориями ассоциаций, так как
Даже Браун говорил лишь о чувственном тоне движения, но не о
Самом действии. Таким образом, именно в теории Бэна в предмет
Ассоциативной психологии было включено реальное поведение жи-
Вого существа, хотя этот факт и не получил теоретического обосно-
Вания, как в теории Спенсера.
Истолковывая движущие силы поведения, Бэн вступил в про-
Тиворечие с причинной тенденцией в физиологии и психологии,
Где главным механизмом поведения считался, еще со времен Декар-
та, рефлекс. Бэн же противопоставил рефлексу спонтанное дейст-
вие, ставшее одной из главных категорий его психологии. Спонтан-
Ными он называл действия, для возникновения которых прямых
Физических причин недостаточно. Принципом спонтанных движе-
ний Бэн объяснял возникновение навыка. Исходным для него слу-
Жат беспорядочно повторяющиеся случайные движения, из кото-
Рых отбираются и закрепляются путем повторения те, что приве-
Ли к успеху.
Большее внимание Бэн обращал и на факторы, которые опреде-
Ляют переход от инстинктивного поведения к поведению волевому,
Руководимому человеческим разумом. В своих рассуждениях он
Впервые апеллировал к положениям эволюционной теории Дарви-
На, проводя аналогию между биологическими и психологическими
Понятиями. Бэн доказывал, что, как природа, пробуя и ошибаясь,
Отбирает наиболее продуктивные виды, так и человек совершает
Переход от неосознанного, спонтанного поведения к разумному и
Волевому не сразу, но постепенно. Человек отбирает путем проб и
Ошибок наиболее продуктивные и целесообразные формы реакции
На определенные события и предметы окружающего мира, которые