Гии, изучая постепенное формирование определенной функции.

Естественно, о таком подходе к исследованию говорилось задолго до

Дарвина, но сознание универсальности этого метода и возможности

Исследовать закономерности процесса развития, общие для всех сфер

Психической жизни, связаны с эволюционной теорией. Именно

Эти положения привели к осознанию того, что генетический метод

Может стать основой особой области психологической науки, пред-

Метом которой как раз и является исследование генезиса психики,

т. е. к появлению генетической, или возрастной, психологии.

Эволюционный подход в психологии отразился прежде всего

На концепциях А. Бэна и Г. Спенсера, которые утверждали, что пси-

Хика является закономерным этапом эволюции и ее функция заклю-

Чается в обеспечении адекватного приспособления к окружающей

Среде.

А.Бэн (1818-1903) в работах ≪Ощущения и интеллект≫ (1855),

≪Эмоции и воля≫ (1859) доказывал, что ассоциативная психология

Должна рассматривать не только ассоциации, существующие в

Сознании индивида, но и те, которые лежат в основе его поведе-

Ния. Труды Бэна отличаются совершенно необычным для книг по

Психологии той эпохи богатством физиологического материала,

Стремлением возможно теснее связать психические процессы с те-

Лесной организацией.

Бэн настаивал на том, что не только мозг, но и вся ≪телесная

Система, хотя и в различной степени, связана с психическими функ-

циями≫. Это и позволяет путем изучения органов чувств и органов

Движений проникнуть в деятельность мозга, заставить его клетки

И волокна открыть свой смысл и назначение. Он решительно от-

стаивал теорию ≪психофизического параллелизма≫, начало разра-

Ботки которой связано с именем Лейбница. Однако Бэн рассматри-

Вал этот подход не как обособление души от тела, а как утвержде-

Ние их неразделимости. Теорию взаимодействия он отвергал имен-

Но из-за того, что она строится на предположении, будто психика

Способна функционировать по отношению к телу в качестве само-

Стоятельного агента, тогда как в действительности любой эффект

В психической сфере относится не только к сознанию, но и к телу.

Большое внимание Бэн уделял уровням психической деятель-

Ности, непосредственная связь которых с телесным устройством

Очевидна, а зависимость от сознания минимальна, - рефлексам,

Инстинктам, навыкам. Поэтому значительное место в общем строе

Психофизической деятельности отводилось в его теории мышечной

Системе. При этом речь шла вновь, как у Гартли, о реальном акте,

А не только о сопровождающих его ощущениях. Это означало важ-

Ное расхождение с классическими теориями ассоциаций, так как

Даже Браун говорил лишь о чувственном тоне движения, но не о

Самом действии. Таким образом, именно в теории Бэна в предмет

Ассоциативной психологии было включено реальное поведение жи-

Вого существа, хотя этот факт и не получил теоретического обосно-

Вания, как в теории Спенсера.

Истолковывая движущие силы поведения, Бэн вступил в про-

Тиворечие с причинной тенденцией в физиологии и психологии,

Где главным механизмом поведения считался, еще со времен Декар-

та, рефлекс. Бэн же противопоставил рефлексу спонтанное дейст-

вие, ставшее одной из главных категорий его психологии. Спонтан-

Ными он называл действия, для возникновения которых прямых

Физических причин недостаточно. Принципом спонтанных движе-

ний Бэн объяснял возникновение навыка. Исходным для него слу-

Жат беспорядочно повторяющиеся случайные движения, из кото-

Рых отбираются и закрепляются путем повторения те, что приве-

Ли к успеху.

Большее внимание Бэн обращал и на факторы, которые опреде-

Ляют переход от инстинктивного поведения к поведению волевому,

Руководимому человеческим разумом. В своих рассуждениях он

Впервые апеллировал к положениям эволюционной теории Дарви-

На, проводя аналогию между биологическими и психологическими

Понятиями. Бэн доказывал, что, как природа, пробуя и ошибаясь,

Отбирает наиболее продуктивные виды, так и человек совершает

Переход от неосознанного, спонтанного поведения к разумному и

Волевому не сразу, но постепенно. Человек отбирает путем проб и

Ошибок наиболее продуктивные и целесообразные формы реакции

На определенные события и предметы окружающего мира, которые

Наши рекомендации