В реальном существовании внешнего мира. О роли тактильных ощу-
Щений, прежде всего ощущения плотности, в осознании внешнего
Мира говорил еще Кондильяк, однако впервые целостная картина
Этого процесса взаимодействия органа чувств и мышцы в построе-
Нии картины окружающего была развернута именно Брауном.
Важными моментами в его концепции было выделение в каче-
Стве особой категории ассоциативного процесса ощущение отно-
Шений между отдельными состояниями сознания, а также поло-
Жение, согласно которому отдельные ощущения могут сливаться в
Комплексы, где образующие эти комплексы компоненты уже не-
Различимы. С этим было связано и положение о наличии спонтан-
Ной ассоциации, при которой порядок идей может несколько от-
Клоняться от порядка ощущений. В дальнейшем эти мысли Брауна
были развернуты в законы творческой ассоциации, при которой у
Человека рождаются принципиально новые понятия.
Наиболее совершенный, классический вид теория ассоцианиз-
ма приобрела в работе Джеймса Милля (1773-1836) ≪Анализ яв-
лений человеческого духа≫, вышедшей в 1829 г. Милль считал, что
Законы ассоциаций столь же непреложны, как и законы физики, и
Служат ключом ко всем человеческим проблемам, в какой бы со-
Циальной области - политике, экономике, праве, педагогике - они
Ни возникали.
По аналогии с физическими законами он разрабатывал и зако-
Ны психики, назвав свою теорию ментальной физикой. При этом
Единицей психики, ментальным атомом становилось ощущение,
Лежащее в основе всех понятий. Отказавшись от идеи Брауна о
Спонтанных ассоциациях, Милль сформулировал закон (по анало-
Гии с законом Спинозы), в котором отражен подход классическо-
го ассоцианизма к содержанию сознания: ≪Порядок и связь идей
таковы, каковы порядок и связь ощущений≫.
Таким образом, он пришел к выводу, что существуют первичные
Состояния сознания (ощущения, ментальные атомы) и возникающие
Из них их копии. Из этих элементов образуются простые и сложные
комплексы и ≪цепи≫ идей, когда в определенной последовательно-
Сти, благодаря частоте повторений, одни состояния сознания вызы-
Вают другие. Смена одних идей другими, их объединение в ком-
плексы - это своего рода ≪психическая физика≫, работа ≪машины
ума≫. При этом Милль, исходя из аналогии с механическим соеди-
Нением частиц, отрицал возможность растворения исходных эле-
Ментов при соединении или появления принципиально нового
Комплекса элементов. Отличие сложных идей от простых он объяс-
Нял символизацией, вносимой словом. При этом само слово рас-
Сматривалось как один из элементов комплекса, соединенного с
Другими по закону ассоциации.
Развитие ассоциативной психологии
Во второй половине XIX века
Как уже говорилось, дальнейшее развитие ассоцианизма про-
Шло под знаком позитивизма и было направлено на трансформа-
Цию психологии в объективную (позитивную) науку. Централь-
Ным моментом в этом процессе стали поиски объективного мето-
Да исследования психики.
Одним из первых попытку перестроить ассоциативную психоло-
Гию предпринял немецкий психолог и педагог И. Ф.Гербарт (1776-
В его теории соединились основные принципы ассоцианизма
И традиционные подходы немецкой психологии - идеи апперцеп-
Ции, активности души, роли бессознательного.
Гербарт исходил из того, что наш внутренний мир весьма отно-
Сительно связан с миром внешним, поэтому говорить об отраже-
Нии, особенно отражении адекватном, передающем основные свой-
Ства окружающих вещей, невозможно. Для того чтобы уйти от об-
Суждения вопроса о степени адекватности и точности отражения -
Вопроса, который служил своего рода водоразделом между разны-
Ми направлениями в теории познания, Гербарт заменил термин
≪ощущение≫ термином ≪представление≫, подчеркнув тем самым
Отгороженность внутреннего мира от внешнего, отсутствие связи
Между представлением как частью внутреннего, психического ми-
Ра и предметом, который является непсихическим, внешним по
Отношению к человеку.
Труды Гербарта ≪Психология по-новому, основанная на мета-
физике, опыте и математике≫ (1816) и ≪Учебник психологии≫ (1834)
Стали новым этапом в развитии ассоцианизма. Говоря об ассоциа-
Ции представлений, Гербарт пришел к выводу, что представления
Не являются пассивными элементами в душе человека, но обладают
Собственным зарядом, активностью, которая определяет их поло-