Го скептицизма, то из утверждения о невозможности доказать, что

≪Я≫ есть, еще не следует, что ≪Я≫ отсутствует. Поэтому, преодолев

Крайности позиции Юма, прагматизму и функционализму и удалось

впоследствии прийти к определению понятия ≪Я≫ и его структуры.

По мнению Юма, опытные, привычные знания помогают чело-

Веку в жизни, в реальной деятельности. Именно привычка форми-

Рует представления о законах, так как человек, соединяя в опреде-

Ленную систему свои представления, уничтожает хаос восприятий,

Упорядочивая картину мира. Иными словами, прагматическая цен-

Ность познания несомненна, а об истинности и соответствии ре-

Альным объектам человеку нет необходимости беспокоиться, тем

Более что раскрыть эту истину он все равно не может. Таким об-

Разом, Юм положил начало той прагматической позиции в пси-

Хологии, которая в начале XX в. легла в основу прагматизма и

Функционализма Джеймса. Он также одним из первых заговорил

О разнице между описательными (направленными на использова-

Ние) и объяснительными (направленными на познание сути) нау-

Ками, относя психологию и философию именно к описательным

Наукам. Идеи Юма также легли в основу весьма распространен-

Ной к XIX в. теории позитивизма, разрабатываемой О. Контом,

Которая оказала большое влияние на развитие психологии.

Беркли и Юм, разрабатывая законы ассоциаций и связывая их

С особенностями психики человека, все же рассматривали эти за-

Коны как частный случай своей концепции. Основателем же ассо-

Циативной психологии, которая просуществовала как единствен-

Ное собственно психологическое направление до начала XX в., по

Праву считается Д. Гартли (1705-1757). Получив вначале бого-

словское, а затем медицинское образование, Гартли стремился

Создать такую теорию, которая не только объясняла бы душу че-

Ловека, но и позволяла бы управлять его поведением. В качестве

Такого универсального механизма психической жизни он и выбрал

Ассоциации.

В основу своей теории Гартли положил идею Локка об опытном

Характере знания, а также принципы механики Ньютона. Вообще

Понимание человеческого организма, принципов его работы, в том

Числе и работы нервной системы по аналогии с законами механики,

Открытыми в то время, было характерной приметой психологии

XVIII в. Не избежал этой ошибки и Гартли, который стремился

Объяснить поведение человека исходя из физических принципов.

Учение об ассоциации Гартли, изложенное им в его книге

≪Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях≫

(1749), базируется на учении о вибрации, так как он считал, что

Вибрация внешнего эфира вызывает соответствующую вибрацию

Органов чувств, мышц и мозга. Проанализировав структуру пси-

Хики человека, Гартли выделил в ней два круга - большой и ма-

Лый. Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мыш-

Цам, т. е. является фактически рефлекторной дугой, определяющей

Поведение человека. Таким образом, Гартли, по сути, создал свою,

вторую после Декарта в психологии, теорию рефлекса, которая

Объясняла с помощью законов механики активность человека. По

Мнению Гартли, внешние воздействия, вызывая вибрацию органов

Чувств, запускают рефлекс. Вибрация органов чувств приводит к

Вибрации соответствующих частей мозга, а эта вибрация, в свою

Очередь, вызывает работу определенных мышц, стимулируя их со-

Кращение и движение тела.

Если большой круг регулирует поведение, то малый круг вибра-

Ции, расположенный в белом веществе мозга, является основой пси-

Хической жизни, процессов познания и обучения. Гартли считал,

Что вибрация участков мозга в большом круге вызывает ответную

Вибрацию в белом веществе мозга. Исчезая в большом круге, эта

Вибрация оставляет следы в малом круге. Эти следы, по его мне-

Нию, служат основой памяти человека. Они могут быть более или

Менее сильными в зависимости от силы и значимости того явления,

Которое оставило этот след. Большое значение имела идея Гартли

О том, что от силы этих следов зависит степень их осознанности

Человеком, причем слабые следы, подчеркивал он, вообще не осо-

Знаются. Таким образом, он расширил сферу душевной жизни,

Включив в нее не только сознание, но и бессознательные процессы,

И создал первую материалистическую теорию бессознательного.

Почти через сто лет идеи Гартли о силе следов и ее связи с воз-

Можностью их осознания разработал известный психолог Гербарт

Наши рекомендации