Го скептицизма, то из утверждения о невозможности доказать, что
≪Я≫ есть, еще не следует, что ≪Я≫ отсутствует. Поэтому, преодолев
Крайности позиции Юма, прагматизму и функционализму и удалось
впоследствии прийти к определению понятия ≪Я≫ и его структуры.
По мнению Юма, опытные, привычные знания помогают чело-
Веку в жизни, в реальной деятельности. Именно привычка форми-
Рует представления о законах, так как человек, соединяя в опреде-
Ленную систему свои представления, уничтожает хаос восприятий,
Упорядочивая картину мира. Иными словами, прагматическая цен-
Ность познания несомненна, а об истинности и соответствии ре-
Альным объектам человеку нет необходимости беспокоиться, тем
Более что раскрыть эту истину он все равно не может. Таким об-
Разом, Юм положил начало той прагматической позиции в пси-
Хологии, которая в начале XX в. легла в основу прагматизма и
Функционализма Джеймса. Он также одним из первых заговорил
О разнице между описательными (направленными на использова-
Ние) и объяснительными (направленными на познание сути) нау-
Ками, относя психологию и философию именно к описательным
Наукам. Идеи Юма также легли в основу весьма распространен-
Ной к XIX в. теории позитивизма, разрабатываемой О. Контом,
Которая оказала большое влияние на развитие психологии.
Беркли и Юм, разрабатывая законы ассоциаций и связывая их
С особенностями психики человека, все же рассматривали эти за-
Коны как частный случай своей концепции. Основателем же ассо-
Циативной психологии, которая просуществовала как единствен-
Ное собственно психологическое направление до начала XX в., по
Праву считается Д. Гартли (1705-1757). Получив вначале бого-
словское, а затем медицинское образование, Гартли стремился
Создать такую теорию, которая не только объясняла бы душу че-
Ловека, но и позволяла бы управлять его поведением. В качестве
Такого универсального механизма психической жизни он и выбрал
Ассоциации.
В основу своей теории Гартли положил идею Локка об опытном
Характере знания, а также принципы механики Ньютона. Вообще
Понимание человеческого организма, принципов его работы, в том
Числе и работы нервной системы по аналогии с законами механики,
Открытыми в то время, было характерной приметой психологии
XVIII в. Не избежал этой ошибки и Гартли, который стремился
Объяснить поведение человека исходя из физических принципов.
Учение об ассоциации Гартли, изложенное им в его книге
≪Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях≫
(1749), базируется на учении о вибрации, так как он считал, что
Вибрация внешнего эфира вызывает соответствующую вибрацию
Органов чувств, мышц и мозга. Проанализировав структуру пси-
Хики человека, Гартли выделил в ней два круга - большой и ма-
Лый. Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мыш-
Цам, т. е. является фактически рефлекторной дугой, определяющей
Поведение человека. Таким образом, Гартли, по сути, создал свою,
вторую после Декарта в психологии, теорию рефлекса, которая
Объясняла с помощью законов механики активность человека. По
Мнению Гартли, внешние воздействия, вызывая вибрацию органов
Чувств, запускают рефлекс. Вибрация органов чувств приводит к
Вибрации соответствующих частей мозга, а эта вибрация, в свою
Очередь, вызывает работу определенных мышц, стимулируя их со-
Кращение и движение тела.
Если большой круг регулирует поведение, то малый круг вибра-
Ции, расположенный в белом веществе мозга, является основой пси-
Хической жизни, процессов познания и обучения. Гартли считал,
Что вибрация участков мозга в большом круге вызывает ответную
Вибрацию в белом веществе мозга. Исчезая в большом круге, эта
Вибрация оставляет следы в малом круге. Эти следы, по его мне-
Нию, служат основой памяти человека. Они могут быть более или
Менее сильными в зависимости от силы и значимости того явления,
Которое оставило этот след. Большое значение имела идея Гартли
О том, что от силы этих следов зависит степень их осознанности
Человеком, причем слабые следы, подчеркивал он, вообще не осо-
Знаются. Таким образом, он расширил сферу душевной жизни,
Включив в нее не только сознание, но и бессознательные процессы,
И создал первую материалистическую теорию бессознательного.
Почти через сто лет идеи Гартли о силе следов и ее связи с воз-
Можностью их осознания разработал известный психолог Гербарт