Построившего на механизме ассоциативной переработки свою

Психологическую теорию.

Английский философ Д.Беркли (1685-1753) положил в основу

Своей концепции положения Локка о ведущей роли ощущений в

Формировании понятий. Отбросив идею о связи ощущений с внеш-

Ним миром, во главу угла Беркли поставил понятие о внутреннем

Опыте, став родоначальником крайней формы субъективно-идеали-

Стического воззрения на внешний мир и психическую жизнь. Его

формула познания гласила: ≪Быть значит быть в восприятии≫, т.е.,

По Беркли, то, что люди принимают как независимые от сознания

Вещи, есть не что иное, как комплекс их внутренних ощущений (по

терминологии Беркли, ≪идей≫), которые никак не отражают состоя-

Ние внешнего мира. Пока человеку кажется, что он видит или слы-

Шит какой-то объект, он реально существует, но стоит закрыть

Глаза - пропадает не только ощущение, но и объект.

Не удивительно поэтому, что Беркли отверг разделение качеств

Предметов на первичные и вторичные, о чем говорили Демокрит и

Локк. Беркли же утверждал, что никаких качеств, кроме непо-

Средственно испытываемых субъектом, не существует. Исходя из

Этого, все качества, по существу, являются вторичными, т.е. при-

Думанными субъектом, так как качества, реально принадлежащие

Предметам, не существуют, во всяком случае, они непознаваемы

Для человека.

Соответственно следует отказаться от предположения о мате-

Риальных внешних агентах (раздражителях), воздействие которых

на органы чувств вызывает ощущения (≪идеи≫) и другие психиче-

ские образования. Идеи соединяются между собой по законам ас-

Социации, образуя комплексы, иллюзорно принимаемые за мате-

Риальные физические объекты. За этими комплексами скрыта их

Истинная причина, каковой, согласно Беркли, является не матери-

альная субстанция (природа), а дух - простая, неделимая активная

Сущность, которая мыслит, обладает волей и воспринимает идеи,

Т. е. психические образы.

Отрицая возможность конкретного человека проверить истин-

Ность или ложность его знаний, Беркли подчеркивает, что сущест-

Вует все же некоторый критерий истинности в совокупности идей

Многих людей, в их опыте. Если выдаваемое наукой за законы

Природы - это непрерывная последовательность идей, то почему

все люди видят одно и то же, например лист бумаги белым, а тра-

Ву - зеленой. Беркли связывал это с предопределенностью, даруе-

Мой Богом. Он писал, что в нашем познании ум пассивен, он лишь

Наблюдает смену феноменов, между которыми нет связи, но суще-

Ствует произвольная активность Бога.

Психологии восприятия Беркли посвятил трактат ≪Новая тео-

рия зрения≫ (1709). В нем он использовал принцип ассоциации,

Чтобы объяснить восприятие видимого пространства. Обращаясь

К поверхности сетчатой оболочки глаза, можно понять, как воз-

Никает образ двух измерений пространства - вертикального и гори-

Зонтального, но необъяснимо восприятие глубины, дистанции, на

Которую отстоит зримое субъектом. Это восприятие возникает бла-

Годаря тому, что к сетчатому изображению присоединяются так-

Тильные ощущения и возникает с помощью ассоциации (Беркли

называл ее ≪суггестией≫) трехмерный образ. Стало быть, этот образ

не является ≪врожденным≫, он складывается из опыта человека.

С этих же позиций Беркли проанализировал другие компоненты

Процесса построения зрительного восприятия.

Отношения между осязательными и зрительными ощущениями

рассмотрены и в другой работе Беркли - ≪Принципы человеческого

познания≫ (1710). Он говорит о том, что психические явления связа-

Ны между собой не причинными, а символическими знаковыми от-

Ношениями. Одно служит знаком другого. Огонь при сближении с

Ним - не причина боли, а знак, предупреждающий о ней. Одним

Знаком мы можем предупреждать другие, и этого достаточно, чтобы

Правильно вести себя. Таким образом, ощущения, если и не дают

Истинных знаний о внешнем мире, во всяком случае, помогают нам

Выстраивать поведение, т.е. имеют прагматическую значимость.

Идеи Локка и Беркли получили развитие в работах другого из-

Вестного английского психолога и философа - Давида Юма (1711-

1776). В работах ≪Трактат о человеческой природе≫ (1734-1737) и

≪Исследования о человеческом разумении≫ (1748) он писал о том,

что ≪ум никогда не имеет перед собой никаких вещей, кроме вос-

приятий, и он не может... произвести опыт относительно соотно-

шения между восприятиями и объектами≫. Поэтому единствен-

Наши рекомендации