Построившего на механизме ассоциативной переработки свою
Психологическую теорию.
Английский философ Д.Беркли (1685-1753) положил в основу
Своей концепции положения Локка о ведущей роли ощущений в
Формировании понятий. Отбросив идею о связи ощущений с внеш-
Ним миром, во главу угла Беркли поставил понятие о внутреннем
Опыте, став родоначальником крайней формы субъективно-идеали-
Стического воззрения на внешний мир и психическую жизнь. Его
формула познания гласила: ≪Быть значит быть в восприятии≫, т.е.,
По Беркли, то, что люди принимают как независимые от сознания
Вещи, есть не что иное, как комплекс их внутренних ощущений (по
терминологии Беркли, ≪идей≫), которые никак не отражают состоя-
Ние внешнего мира. Пока человеку кажется, что он видит или слы-
Шит какой-то объект, он реально существует, но стоит закрыть
Глаза - пропадает не только ощущение, но и объект.
Не удивительно поэтому, что Беркли отверг разделение качеств
Предметов на первичные и вторичные, о чем говорили Демокрит и
Локк. Беркли же утверждал, что никаких качеств, кроме непо-
Средственно испытываемых субъектом, не существует. Исходя из
Этого, все качества, по существу, являются вторичными, т.е. при-
Думанными субъектом, так как качества, реально принадлежащие
Предметам, не существуют, во всяком случае, они непознаваемы
Для человека.
Соответственно следует отказаться от предположения о мате-
Риальных внешних агентах (раздражителях), воздействие которых
на органы чувств вызывает ощущения (≪идеи≫) и другие психиче-
ские образования. Идеи соединяются между собой по законам ас-
Социации, образуя комплексы, иллюзорно принимаемые за мате-
Риальные физические объекты. За этими комплексами скрыта их
Истинная причина, каковой, согласно Беркли, является не матери-
альная субстанция (природа), а дух - простая, неделимая активная
Сущность, которая мыслит, обладает волей и воспринимает идеи,
Т. е. психические образы.
Отрицая возможность конкретного человека проверить истин-
Ность или ложность его знаний, Беркли подчеркивает, что сущест-
Вует все же некоторый критерий истинности в совокупности идей
Многих людей, в их опыте. Если выдаваемое наукой за законы
Природы - это непрерывная последовательность идей, то почему
все люди видят одно и то же, например лист бумаги белым, а тра-
Ву - зеленой. Беркли связывал это с предопределенностью, даруе-
Мой Богом. Он писал, что в нашем познании ум пассивен, он лишь
Наблюдает смену феноменов, между которыми нет связи, но суще-
Ствует произвольная активность Бога.
Психологии восприятия Беркли посвятил трактат ≪Новая тео-
рия зрения≫ (1709). В нем он использовал принцип ассоциации,
Чтобы объяснить восприятие видимого пространства. Обращаясь
К поверхности сетчатой оболочки глаза, можно понять, как воз-
Никает образ двух измерений пространства - вертикального и гори-
Зонтального, но необъяснимо восприятие глубины, дистанции, на
Которую отстоит зримое субъектом. Это восприятие возникает бла-
Годаря тому, что к сетчатому изображению присоединяются так-
Тильные ощущения и возникает с помощью ассоциации (Беркли
называл ее ≪суггестией≫) трехмерный образ. Стало быть, этот образ
не является ≪врожденным≫, он складывается из опыта человека.
С этих же позиций Беркли проанализировал другие компоненты
Процесса построения зрительного восприятия.
Отношения между осязательными и зрительными ощущениями
рассмотрены и в другой работе Беркли - ≪Принципы человеческого
познания≫ (1710). Он говорит о том, что психические явления связа-
Ны между собой не причинными, а символическими знаковыми от-
Ношениями. Одно служит знаком другого. Огонь при сближении с
Ним - не причина боли, а знак, предупреждающий о ней. Одним
Знаком мы можем предупреждать другие, и этого достаточно, чтобы
Правильно вести себя. Таким образом, ощущения, если и не дают
Истинных знаний о внешнем мире, во всяком случае, помогают нам
Выстраивать поведение, т.е. имеют прагматическую значимость.
Идеи Локка и Беркли получили развитие в работах другого из-
Вестного английского психолога и философа - Давида Юма (1711-
1776). В работах ≪Трактат о человеческой природе≫ (1734-1737) и
≪Исследования о человеческом разумении≫ (1748) он писал о том,
что ≪ум никогда не имеет перед собой никаких вещей, кроме вос-
приятий, и он не может... произвести опыт относительно соотно-
шения между восприятиями и объектами≫. Поэтому единствен-