Знания обобщаются и приобретают большую достоверность бла-
Годаря математике, психические же факты, существующие в непо-
Вторимом потоке времени, нельзя подвести под строгие матема-
Тические законы. Исходя из этого Кант пришел к тому же выводу,
что и Юм, - психология, хотя и является самостоятельной наукой,
Не может быть наукой точной и достоверной. Наблюдая и анали-
Зируя разные сферы психического - познание, волю и чувство,
Психология вооружает человека определенными знаниями, кото-
Рые он может использовать в реальной жизни. Предназначение
Психологии - описание проявлений психической жизни, но не их
Объяснение.
Такой подход к месту психологии в системе наук продолжался
Почти столетие. Он же стимулировал в XIX в. поиски объективных
Способов исследования психики, которые и привели к появлению
Экспериментальной психологии, а также к ориентации на естество-
Знание, имеющее статус точной науки.
Вещи в себе, которые не доступны исследованию, представляют
Собой то самое априорное знание, которое усваивается человеком
Без опоры на чувственный опыт, благодаря активности души, о
Которой писал еще Вольф. Эти априорные знания касаются не
только внешних, но и внутренних феноменов, например понятия
≪Я≫, которое невозможно вывести только из данных рефлексии.
Спонтанная активность души, также не постигаемая чувством, не
Только позволяет понять многие вещи, но и структурирует, упоря-
Дочивает тот опыт, который человек получает благодаря ощуще-
ниям. Так в теории Канта появляется понятие трансценденталь-
ной апперцепции, т. е. психической активности, благодаря которой
Человек осознает мир и себя постоянными и целостными. Понятие
Трансцендентальной апперцепции в несколько модифицированном
варианте заняло в дальнейшем достойное место во многих психо-
Логических концепциях.
Важное значение для психологии имели и работы Канта, свя-
Занные с изучением морального развития человека. Говоря о дости-
Жениях науки, ученый подчеркивал, что при всех ее успехах две
Вещи остаются загадочными и непостижимыми - это звездное не-
Бо над головой и моральный закон внутри нас. Главный этиче-
Ский принцип, сформулированный Кантом, не потерял своей ак-
Туальности и в наше время - человека нельзя рассматривать как
Средство для достижения цели, он сам есть цель. Этот подход не
Только признает аморальным любое манипулирование людьми, их
Стремлениями и переживаниями, но и ставит перед человеком зада-
Чу соответствовать своему высокому предназначению. Кант считал,
Что существует обязательный для всех людей этический закон, ко-
Торому они должны следовать не из стремления к выгоде, но из
Желания соответствовать идеалу человека. Этот закон, получивший
название морального императива, гласил, что человек должен по-
Ступать всегда так, чтобы принципы, которыми он руководству-
Ется, могли стать всеобщими.
Работы Вольфа и Канта, так же как в XVII в. труды Лейбница,
Стимулировали исследование важных для психологии проблем
(индивидуальных особенностей, природы активности человека,
Формирования у него целостной картины мира и себя), заклады-
Вая в то же время и особый характер подхода к этим проблемам в
Немецкой психологии.
Зарождение и развитие ассоциативной психологии
Ассоцианизм, или ассоциативная психология, появился как са-
Мостоятельное направление в XVIII в. Эта школа положила нача-
ло выделению психологии в самостоятельную, независимую от
Философии науку, имеющую собственный предмет и тезаурус. В
Русле ассоцианизма изменилась и ориентация психологии с фило-
Софской на естественно-научную методологию, а также начались
Поиски объективного метода исследования и становление экспе-
Риментальной психологии.
Термин ≪ассоцианизм≫ был введен Локком, а само понятие ис-
Пользовалось еще Аристотелем, который разработал и первые за-
Коны ассоциаций. Затем, уже в Новое время, это понятие вернулось
В психологию, однако ассоциации Декарт и Лейбниц трактовали,
В отличие от Аристотеля, не столько как механизмы переработки
Информации, сколько как мешающие истинному пониманию вещей
Феномены.
Некоторые вопросы ассоциативной психологии разрабатыва-
Лись в трудах Бонне, Беркли и Юма, однако появление ассоциа-
Низма как психологической школы связано с именем Д. Гартли,