Знания обобщаются и приобретают большую достоверность бла-

Годаря математике, психические же факты, существующие в непо-

Вторимом потоке времени, нельзя подвести под строгие матема-

Тические законы. Исходя из этого Кант пришел к тому же выводу,

что и Юм, - психология, хотя и является самостоятельной наукой,

Не может быть наукой точной и достоверной. Наблюдая и анали-

Зируя разные сферы психического - познание, волю и чувство,

Психология вооружает человека определенными знаниями, кото-

Рые он может использовать в реальной жизни. Предназначение

Психологии - описание проявлений психической жизни, но не их

Объяснение.

Такой подход к месту психологии в системе наук продолжался

Почти столетие. Он же стимулировал в XIX в. поиски объективных

Способов исследования психики, которые и привели к появлению

Экспериментальной психологии, а также к ориентации на естество-

Знание, имеющее статус точной науки.

Вещи в себе, которые не доступны исследованию, представляют

Собой то самое априорное знание, которое усваивается человеком

Без опоры на чувственный опыт, благодаря активности души, о

Которой писал еще Вольф. Эти априорные знания касаются не

только внешних, но и внутренних феноменов, например понятия

≪Я≫, которое невозможно вывести только из данных рефлексии.

Спонтанная активность души, также не постигаемая чувством, не

Только позволяет понять многие вещи, но и структурирует, упоря-

Дочивает тот опыт, который человек получает благодаря ощуще-

ниям. Так в теории Канта появляется понятие трансценденталь-

ной апперцепции, т. е. психической активности, благодаря которой

Человек осознает мир и себя постоянными и целостными. Понятие

Трансцендентальной апперцепции в несколько модифицированном

варианте заняло в дальнейшем достойное место во многих психо-

Логических концепциях.

Важное значение для психологии имели и работы Канта, свя-

Занные с изучением морального развития человека. Говоря о дости-

Жениях науки, ученый подчеркивал, что при всех ее успехах две

Вещи остаются загадочными и непостижимыми - это звездное не-

Бо над головой и моральный закон внутри нас. Главный этиче-

Ский принцип, сформулированный Кантом, не потерял своей ак-

Туальности и в наше время - человека нельзя рассматривать как

Средство для достижения цели, он сам есть цель. Этот подход не

Только признает аморальным любое манипулирование людьми, их

Стремлениями и переживаниями, но и ставит перед человеком зада-

Чу соответствовать своему высокому предназначению. Кант считал,

Что существует обязательный для всех людей этический закон, ко-

Торому они должны следовать не из стремления к выгоде, но из

Желания соответствовать идеалу человека. Этот закон, получивший

название морального императива, гласил, что человек должен по-

Ступать всегда так, чтобы принципы, которыми он руководству-

Ется, могли стать всеобщими.

Работы Вольфа и Канта, так же как в XVII в. труды Лейбница,

Стимулировали исследование важных для психологии проблем

(индивидуальных особенностей, природы активности человека,

Формирования у него целостной картины мира и себя), заклады-

Вая в то же время и особый характер подхода к этим проблемам в

Немецкой психологии.

Зарождение и развитие ассоциативной психологии

Ассоцианизм, или ассоциативная психология, появился как са-

Мостоятельное направление в XVIII в. Эта школа положила нача-

ло выделению психологии в самостоятельную, независимую от

Философии науку, имеющую собственный предмет и тезаурус. В

Русле ассоцианизма изменилась и ориентация психологии с фило-

Софской на естественно-научную методологию, а также начались

Поиски объективного метода исследования и становление экспе-

Риментальной психологии.

Термин ≪ассоцианизм≫ был введен Локком, а само понятие ис-

Пользовалось еще Аристотелем, который разработал и первые за-

Коны ассоциаций. Затем, уже в Новое время, это понятие вернулось

В психологию, однако ассоциации Декарт и Лейбниц трактовали,

В отличие от Аристотеля, не столько как механизмы переработки

Информации, сколько как мешающие истинному пониманию вещей

Феномены.

Некоторые вопросы ассоциативной психологии разрабатыва-

Лись в трудах Бонне, Беркли и Юма, однако появление ассоциа-

Низма как психологической школы связано с именем Д. Гартли,

Наши рекомендации