Ность как ее причина и основание.
В учении о способностях отразились достижения западноевро-
Пейской психологии, связанные со стремлением построить объек-
Тивную психологию, подобную физике Ньютона, найти разумное
Обоснование всех психических процессов.
Вольф полагал, что мозговые процессы, коррелирующие с пред-
Ставлениями, порождают мышечные движения, которым соответ-
Ствуют желания и волевые импульсы. Таким образом, в одном
Ряду как бы выстраивается нигде не прерывающаяся цепь физиче-
Ских событий, а в другом - психических. Эти ряды неразрывно
Связаны между собой. Ранее такой принцип параллелизма был
Выдвинут Лейбницем, преемником которого считал себя Вольф.
Однако Лейбниц в соотношении души и тела видел лишь частный
Случай взаимосвязи монад во Вселенной, Вольф же соотносит
Психические и физические процессы внутри самой монады. Тем
Самым душа-монада отделялась от Вселенной и получала в каче-
Стве коррелята уже не безграничное многообразие мира, а единич-
Ное тело. Так психофизическая проблема (вопрос об отношении
Психических явлений к природе в целом) была превращена Воль-
Фом в психофизиологическую (вопрос об отношении психических
Явлений к мозгу).
Однако главным объектом критики стало в дальнейшем учение
Вольфа о способностях. Сам Вольф возводил его к учению Ари-
Стотеля о потенциальном и актуальном знании. Но у Аристотеля
Актуализация способностей была связана с усвоением внешних по
Отношению к этой способности объектов, от которых она неотде-
Лима. У Вольфа же представления об объектах суть самопорожде-
Ния нематериальной сущности. При отделении способности от
Реального взаимодействия организма с объектом она неизбежно
становится самостоятельной, ничем не обусловленной силой. Из
Научного понятия она превращается в мифическое, с чем боролись
И Лейбниц, и сам Вольф.
Но, отвергая понятие о способностях, которое было подверг-
Нуто решительной критике И. Ф. Гербартом, немецкая психология
Оставляла в неприкосновенности другую идею Вольфа - о спон-
Танной активности души, порождающей в силу собственных твор-
Ческих потенций весь мир представлений и стремлений. Идея пси-
Хической причинности перешла от Лейбница через Вольфа, Канта и
Гербарта к Вундту, писавшему о апперцептивной активности души,
Являющейся основой высших психических функций.
В трудах И. Канта (1724-1804) ≪Критика чистого разума≫ (1781),
≪Метафизика морали≫ (1785) и других его работах понятие аппер-
Цептивной (спонтанной) активности соединилось с учением об
Априорных, т.е. существовавших до опыта, до начала процесса
Познания, видах знания. Распространив механическое понимание
Причин психической активности на процесс познания, Кант, ис-
Ходя из законов Ньютона, пришел к выводу, что ощущения могут
Возникать только под действием внешнего толчка, побуждения.
Сами по себе они пассивны, а потому нуждаются во внешней ак-
Тивности, которая и становится стимулом процесса восприятия.
Такой подход позволял объяснить, каким образом у человека
Формируется понятие о форме, цвете или назначении конкретных
Предметов, так как звук или тактильное прикосновение может стать
Внешним побуждением к ощущению. Однако такие понятия, как
Время или пространство, так же как и другие отвлеченные пред-
Ставления, не имеющие непосредственной связи с внешними воздей-
Ствиями, оказывались вне этого закона и не могли быть объяснены
Как результат обобщения данных чувственных впечатлений. Это и
Привело Канта к мысли о существовании априорных знаний.
Все познаваемое (как внешние предметы, так и внутренние пе-
реживания) ученый разделял на ≪явления≫ и ≪вещи в себе≫. Явления
Можно познать, а вещи в себе непознаваемы при помощи ощуще-
Ний и, следовательно, недоступны для познания вообще, так как
Другого пути, кроме опытного, Кант, как и все сенсуалисты, не
Признавал. Истинное познание явлений происходит главным об-
Разом при экспериментальном исследовании, которое более точно
И достоверно, чем обычное наблюдение. Развив эти мысли, выска-
Занные еще Бэконом, Кант пришел к выводу об ограниченности
Данных, которыми располагает психология. Он связывал это с
Тем, что в психологии, в отличие от естествознания, невозможно
Экспериментальное исследование. Кроме того, данные естество-