Вульгарного материализма, Кабанис также писал о том, что следует

рассматривать ≪мозг как особый орган, специально предназначен-

Ный для производства мысли, так же как желудок предназначен

для пищеварения...≫ Таким образом, сознание в его концепции не

Уступало по степени реальности другим функциям организма, хотя

Он подчеркивал нематериальность мысли, которая объективируется

во внешнем плане словом и жестом. Слабость его позиции была

Связана не с материализацией самой мысли (как позднее в вуль-

Гарном материализме), а с отчуждением мысли от ее объекта, т. е.

Его интересовал акт мышления не как процесс отражения, перера-

Ботки и обобщения данных о внешних объектах, о мире, а как про-

Цесс внутримозговой механики. Это и привело Кабаниса к физио-

Логизации сознания, отрицанию собственно психологической сущ-

Ности интеллекта.

В психологических теориях французских просветителей было

Накоплено множество данных о роли ощущений и восприятия в

Создании целостной картины мира, о механизмах влияния образа

Мира, познания на поведение человека. Большое значение для пси-

Хологии имели и исследования способностей, а также способов

Воздействия социальной среды на сознание человека.

Развитие немецкой психологии

Особое место в развитии психологической науки XVIII в. зани-

Мала немецкая психология. Доминирующими в ней оставались

Идеи рационализма и утверждение об активном характере всех

Познавательных процессов, связанном с врожденной активностью

Души. Высокий авторитет Лейбница, заложившего эти идеи, оста-

Вался незыблемым, а его взгляды получили развитие в трудах

Христиана Вольфа (1679-1754).

Изучив в Йене математику, философию и богословие, Вольф

Обеспечил себе в 1703 г. право преподавания в Лейпцигском уни-

Верситете. При поддержке Лейбница в 1706 г. он получил долж-

Ность профессора на кафедре математики в Галле. Его лекции,

Которые затрагивали не только математику, но и философские

Проблемы, имели большой успех. Эта популярность, а также ра-

Ционалистическая, антисхоластическая направленность его лек-

ций привели к его увольнению из университета. Он нашел прибе-

Жище в Марбурге, однако после восхождения на престол Фридри-

Ха Великого он, по его приглашению, возвратился к профессор-

Ской деятельности в Галле.

Вольфу принадлежит заслуга разработки немецкой психоло-

Гической терминологии, заменившей прежнюю, латинскую. Само

слово ≪психология≫, как уже говорилось выше, стало в Европе

общеизвестным после выхода книг Вольфа ≪Эмпирическая психо-

логия≫ (1732) и ≪Рациональная психология≫ (1734). На долю первой

Выпало описание фактов, наблюдение за явлениями. Перед рацио-

Нальной же психологией была поставлена задача путем дедукции

Выводить явления психической жизни из сущности и природы ду-

Ши. Для объяснения выдвигалось понятие о способности.

Вольф является автором теории, получившей название ≪психо-

логия способностей≫. Позитивная роль этой теории обусловлена

Тем, что в ней сделана попытка дать научное объяснение различ-

Ным психическим качествам человека. Ведущими положениями

Психологии способностей были рационалистический подход к по-

Знанию и идея спонтанной активности души. Спонтанная, не за-

Висящая от каких-либо воздействий и изначально присущая душе

Активность становится ее главной характеристикой, которая при-

Дает активность и всем душевным процессам, прежде всего про-

Цессам познания.

Способности, о которых писал Вольф, рассматривались им как

Проявления этой активности, причем главной считалась способ-

Ность представления, выступающая в виде познания и желания.

Вслед за Лейбницем Вольф писал о том, что душа развивает за-

Ложенные в ней образы вещей: смутные - на уровне чувственного

Познания, ясные и отчетливые - на уровне разума. Однако эти

Представления не статичны, с каждым представлением, считал

Вольф, сопряжено стремление. Если с представлением объекта свя-

Зывается мысль об удовольствии, душа стремится удержать это

Представление. При мысли о неудовольствии возникает противо-

Положное стремление.

Вольф педантично описал различные классы психических яв-

Лений, разделив их на иерархически расположенные группы. Воз-

никал своеобразный ≪анатомический театр человеческой души≫ -

Для каждой из групп предполагалась соответствующая способ-

Наши рекомендации