Вульгарного материализма, Кабанис также писал о том, что следует
рассматривать ≪мозг как особый орган, специально предназначен-
Ный для производства мысли, так же как желудок предназначен
для пищеварения...≫ Таким образом, сознание в его концепции не
Уступало по степени реальности другим функциям организма, хотя
Он подчеркивал нематериальность мысли, которая объективируется
во внешнем плане словом и жестом. Слабость его позиции была
Связана не с материализацией самой мысли (как позднее в вуль-
Гарном материализме), а с отчуждением мысли от ее объекта, т. е.
Его интересовал акт мышления не как процесс отражения, перера-
Ботки и обобщения данных о внешних объектах, о мире, а как про-
Цесс внутримозговой механики. Это и привело Кабаниса к физио-
Логизации сознания, отрицанию собственно психологической сущ-
Ности интеллекта.
В психологических теориях французских просветителей было
Накоплено множество данных о роли ощущений и восприятия в
Создании целостной картины мира, о механизмах влияния образа
Мира, познания на поведение человека. Большое значение для пси-
Хологии имели и исследования способностей, а также способов
Воздействия социальной среды на сознание человека.
Развитие немецкой психологии
Особое место в развитии психологической науки XVIII в. зани-
Мала немецкая психология. Доминирующими в ней оставались
Идеи рационализма и утверждение об активном характере всех
Познавательных процессов, связанном с врожденной активностью
Души. Высокий авторитет Лейбница, заложившего эти идеи, оста-
Вался незыблемым, а его взгляды получили развитие в трудах
Христиана Вольфа (1679-1754).
Изучив в Йене математику, философию и богословие, Вольф
Обеспечил себе в 1703 г. право преподавания в Лейпцигском уни-
Верситете. При поддержке Лейбница в 1706 г. он получил долж-
Ность профессора на кафедре математики в Галле. Его лекции,
Которые затрагивали не только математику, но и философские
Проблемы, имели большой успех. Эта популярность, а также ра-
Ционалистическая, антисхоластическая направленность его лек-
ций привели к его увольнению из университета. Он нашел прибе-
Жище в Марбурге, однако после восхождения на престол Фридри-
Ха Великого он, по его приглашению, возвратился к профессор-
Ской деятельности в Галле.
Вольфу принадлежит заслуга разработки немецкой психоло-
Гической терминологии, заменившей прежнюю, латинскую. Само
слово ≪психология≫, как уже говорилось выше, стало в Европе
общеизвестным после выхода книг Вольфа ≪Эмпирическая психо-
логия≫ (1732) и ≪Рациональная психология≫ (1734). На долю первой
Выпало описание фактов, наблюдение за явлениями. Перед рацио-
Нальной же психологией была поставлена задача путем дедукции
Выводить явления психической жизни из сущности и природы ду-
Ши. Для объяснения выдвигалось понятие о способности.
Вольф является автором теории, получившей название ≪психо-
логия способностей≫. Позитивная роль этой теории обусловлена
Тем, что в ней сделана попытка дать научное объяснение различ-
Ным психическим качествам человека. Ведущими положениями
Психологии способностей были рационалистический подход к по-
Знанию и идея спонтанной активности души. Спонтанная, не за-
Висящая от каких-либо воздействий и изначально присущая душе
Активность становится ее главной характеристикой, которая при-
Дает активность и всем душевным процессам, прежде всего про-
Цессам познания.
Способности, о которых писал Вольф, рассматривались им как
Проявления этой активности, причем главной считалась способ-
Ность представления, выступающая в виде познания и желания.
Вслед за Лейбницем Вольф писал о том, что душа развивает за-
Ложенные в ней образы вещей: смутные - на уровне чувственного
Познания, ясные и отчетливые - на уровне разума. Однако эти
Представления не статичны, с каждым представлением, считал
Вольф, сопряжено стремление. Если с представлением объекта свя-
Зывается мысль об удовольствии, душа стремится удержать это
Представление. При мысли о неудовольствии возникает противо-
Положное стремление.
Вольф педантично описал различные классы психических яв-
Лений, разделив их на иерархически расположенные группы. Воз-
никал своеобразный ≪анатомический театр человеческой души≫ -
Для каждой из групп предполагалась соответствующая способ-