Ский ученый - Жан Жак Руссо (1712-1778) придерживался прямо
Противоположной точки зрения, утверждая, что общество портит
Человека, который от природы добр и честен, прививая ему отри-
Цательные качества и привычки.
Свои взгляды на психическую природу ребенка он изложил в
известном произведении ≪Эмиль, или О воспитании≫. Интересно,
Что считавшийся в XVIII-XIX вв. одним из наиболее значительных
Теоретиков воспитания Руссо детей не любил и никогда не зани-
Мался воспитанием даже собственных отпрысков, предпочитая от-
Давать их сразу после рождения в приют. Тем не менее его заслугой
Можно считать то, что он привел в целостную картину все то, что к
Этому времени было известно о природе ребенка, о его развитии.
Руссо исходил из теории ≪естественного человека≫ и, так же
Как Я. А. Коменский, писал о природосообразном характере обуче-
Ния. Однако в отличие от Коменского Руссо говорил не о внешнем
Подражании природе, но о необходимости следовать естествен-
Ному ходу развития внутренней природы самого ребенка, внутрен-
Ней гармоничности и естественности в развитии человека. Таким
образом, требование ученых исследовать индивидуальные особен-
Ности человека получило свое практическое обоснование, так как
Знание этих особенностей помогает взрослому строить обучение с
Учетом естественного психического развития данного ребенка.
Существуют не только индивидуальные, но и общие для всех
Людей закономерности психического развития, изменяющиеся на
Каждом возрастном этапе, подчеркивал Руссо. Исходя из этого он
Создал первую развернутую периодизацию психического разви-
Тия, однако основание, по которому он разделял детство на пе-
Риоды, и критерий периодизации были чисто умозрительными, не
Связанными с фактами и наблюдениями, но вытекающими из фи-
Лософских, теоретических взглядов самого Руссо.
Первый период - от рождения до двух лет, - с точки зрения
Руссо, надо посвятить физическому развитию ребенка. Он считал,
Что в это время у детей еще не развивается речь, и был противни-
Ком ее раннего развития.
Второй период - от 2 до 12 лет - необходимо посвятить сенсор-
Ному развитию детей. Будучи сенсуалистом, Руссо считал, что раз-
Витие ощущений является основой будущего развития мышления.
Поэтому он доказывал, что систематическое обучение должно на-
чинаться после 12 лет, когда заканчивается ≪сон разума≫.
Целенаправленное обучение следует осуществлять в третий пе-
Риод - с 12 до 15 лет, когда ребенок может адекватно воспринять
И усвоить предлагаемые знания. Однако эти знания должны быть
Связаны только с естественными и точными науками, а не с гума-
Нитарными, так как моральное развитие, развитие чувств у детей
Происходит позже.
В четвертом периоде - от 15 лет до совершеннолетия - как раз
И происходит развитие чувств у детей после накопления определен-
ного жизненного опыта. Этот период Руссо называл ≪периодом
бурь и страстей≫ и считал, что в это время крайне необходимо вы-
Работать у детей добрые чувства, добрые суждения и добрую волю.
Значительное влияние на дальнейшее развитие психологии ока-
Зала и теория П.Ж.Кабаниса (1757-1808), которой завершается
Этот этап во французской науке. Кабанис дополнил исследования
Ламетри и Дидро о взаимосвязи психики и телесной организации
Человека, выдвинув идею о трех уровнях психической регуляции
Поведения. Изучая по заданию Конвента вопрос о возможности
Применения гильотины при казнях, он пришел к выводу о том,
Что после отсечения головы никакие ощущения возникнуть не мо-
Гут. Те же движения, которые наблюдаются в этот момент, являют-
Ся чисто рефлекторными. Таким образом, в регуляции деятельно-
Сти выделяются сознательный, полусознательный и рефлекторный
Уровни. У каждого из них имеется своя система органов регуляции,
И все они взаимосвязаны. Если по каким-то причинам (травма, па-
Тология) невозможно обеспечить регуляцию на данном уровне, его
Функции на себя берет более низкий.
В своих работах Кабанис также доказывал, что ощущения связа-
Ны с мозгом, который синтезирует их, образуя мысли, идеи. При
Этом данные органов чувств соединяются не только с корой мозга,
Но и с двигательной активностью тела. В связи с этим Кабанис по-
Ставил вопрос о применимости способов объяснения деятельности
Элементарных уровней к более высоким. Предваряя положения