Риально детерминированную систему. Развивая мысль о самостоя-
Тельном, механическом движении тела человека, Ламетри дока-
Зывал, что существует единственная субстанция - материя, обла-
Дающая свойствами протяжения, мышления и движения. Выдви-
Жение идеи о том, что движение является таким же свойством мате-
Рии, как протяжение, - большая заслуга Ламетри. Он писал, что
≪чувства - лучшие философы - учат нас, что материя никогда не
бывает без формы и без движения≫.
Не менее важно и его положение о том, что источником актив-
Ности человека служат его потребности. Он впервые ввел понятие
потребности в психологию, выделив биологические и психологи-
Ческие потребности и назвав последние причиной психической
Активности. Ламетри также одним из первых психологов начал
Исследовать внимание, выделив его как отдельный психический
Процесс и указав его специфику, связанную с тем, что, не имея
Собственного продукта, внимание направлено на улучшение дея-
Тельности других когнитивных процессов.
В 1745 г. он опубликовал книгу ≪Естественная история души≫,
В которой, используя выводы сравнительной анатомии, доказывал,
Что телесное подобие между людьми и животными свидетельствует
О сходстве их психической деятельности. Способность чувствова-
Ния Ламетри трактовал как функцию материального тела. В трак-
тате ≪Человек-машина≫ он утверждал принцип полной подчинен-
Ности сознания и характера людей природной необходимости.
Трактат Ламетри ознаменовал крутой поворот в развитии фран-
Цузской философско-психологической мысли к материализму, ко-
Торый стал господствующим направлением во Франции в XVIII в.
Распространив принцип машинообразности на всю человече-
Скую психику, Ламетри свел сознание Декарта к телесной субстан-
Ции, понятой не столько по-декартовски, сколько по-галлеровски.
Не случайно свои труды он посвятил известному швейцарскому
Физиологу Альбрехту Галлеру. В то же время в своих последую-
щих работах (≪Человек-растение≫, 1748; ≪Система Эпикура≫, 1750)
Ламетри подчеркивал и коренные отличия человеческой психики
От механизма, раскрывая ее сложную природу.
Основным пунктом психологического анализа у Ламетри стано-
Вится не механическое перемещение бескачественных частиц, а спо-
Собность материи ощущать, обнаруживаемая, с его точки зрения,
только в ≪организованных телах≫. После успехов сенсуализма зна-
Чительно облегчалось новое понимание высших психических функ-
Ций. Они рассматривались как результат усложнения присущей
Телу способности ощущать, а тем самым преодолевалась пропасть
Между материей и мыслью. Не только элементарные, но и разви-
Вающиеся из них сложные психические процессы выступали как
Свойства организованных тел. Материя, по мнению Ламетри, спо-
Собна мыслить в силу своей организации. Понятие об организации
Стало симптомом важного сдвига в общем толковании принципа де-
Терминизма, ухода от принципа физического детерминизма и ори-
Ентированного на физику (физикалистского) взгляда на природу.
Утверждая, что психика представляет собой продукт особым
Образом устроенного тела, Ламетри стремился также ввести объ-
Ективный критерий, отделяющий психическую жизнь от непсихи-
Ческой. Таким критерием, по его мнению, является степень слож-
Ности строения тела. Наиболее сложно устроено тело человека, и
Именно поэтому человек - царь природы, утверждал ученый.
Идею зависимости психики от организации приняли все фран-
Цузские материалисты. Этот подход в сочетании с идеей о психике
Как продукте особо организованного тела стал предтечей нового,
Эволюционного взгляда на природу и место человека в ней.
Развивая сенсуалистический подход в теории познания, Э. Кон-
Дильяк (1715-1780) доказывал ведущую роль ощущений в создании
Картины внешнего мира и возникновении таких психических про-
Цессов, как память, мышление, внимание и т.д. Отрицая наличие
Двух источников знания, он отказался от рефлексии, о которой
Писал Локк, утверждая, что наш опыт основывается только на ощу-
Щениях. В то же время он, как и Локк, исходил из того, что ощуще-
Ния не передают всю полноту внешнего мира. Таким образом, с
Точки зрения Кондильяка, разум основывается на комплексе ощу-
Щений и именно их перерабатывает, строя собственную картину
Внешнего мира.
Целью исследований ученого был поиск ≪первого корня≫ зна-