Цель такого синтеза состояла в поисках положений, которые сде-
Лают психологию объективной наукой, помогут разработать ме-
Тод, позволяющий более точно изучать факты психической жизни,
Проверяемые интроспекцией. В то же время, оставаясь в рамках
Философии, психология и в этот период развивалась как теоретиче-
Ская, а не опытная наука.
Одним из центральных вопросов психологии Нового времени
Стало переосмысление предмета психологии. Проблема души транс-
Формировалась в проблему сознания как уникальной способности
Человеческой души не только мыслить и ощущать, но и рефлек-
Сировать все свои акты и состояния с неопровержимой достовер-
Ностью. Постановка и решение этой проблемы мыслителями Ново-
Го времени стали своеобразной программой развития психологии
И ее предмета.
В это время были заложены и другие важные тенденции в разви-
Тии психологической науки: приоритет познания, когнитивных про-
Цессов, которые доминировали в психологических исследованиях
Последующие два века, отождествление психики и сознания, рас-
Пространенное в психологической науке до начала XX в. Исклю-
чением в этом плане стала только немецкая школа, в которой, на-
Чиная с Лейбница, многие ученые рассматривали и смутные, бес-
Сознательные области психики. Именно эти взгляды стали отправ-
Ной точкой для решения Фрейда сделать именно область бессозна-
Тельного ключевой для психологии. Таким образом, можно ска-
Зать, что психология Нового времени, введя понятие о бессозна-
Тельном, открыла новые горизонты в развитии этой науки.
Отождествление психики и сознания было важным не только
для определения предмета, но и для обоснования метода психоло-
Гии, так как самонаблюдение становилось не только ведущим, но и
Адекватным предмету методом изучения психической жизни. Дей-
Ствительно, если не существует бессознательного и все процессы,
Происходящие в душе, осознаны (или могут быть осознаны), то и
Рефлексия имеет под собой реальную основу. Внимание к внутрен-
Ней жизни дает возможность понять все, что происходит в душе
Человека, и сделать полученные данные предметом анализа. Исходя
Из утверждения, что критерий истинности наших знаний - в самом
Сознании, с чем были согласны практически все психологи того
Времени, можно обобщать эти данные и вывести общие законы
Психологии, которые позволят ей претендовать на статус само-
Стоятельной науки.
Попытка осознать и сформулировать эти законы привела к со-
зданию первой в психологии теории рефлекса. Концепция Декарта
В дальнейшем была уточнена и дополнена многими выдающимися
Учеными - Д.Гартли, И.М.Сеченовым, Н.А.Бернштейном, но в
Основе своей понимание рефлекторной природы психики было
Заложено уже в Новое время.
Соединение законов механики с законами ассоциаций, откры-
Тых еще Аристотелем и возвращенных в науку в XVII в., стало
Основой для становления методологии первой психологической
Школы - ассоцианизма.
Контрольные вопросы
Почему изменился предмет психологии в Новое время?
В чем суть учения об идолах Ф. Бэкона?
Какова роль эксперимента и индукции в теории Ф. Бэкона?
В чем состоит разница между позициями рационализма и сенсуализма?
Как разрешается проблема познаваемости мира в рационализме?
В чем роль индукции и какие ее виды описываются в теориях Декарта и
Лейбница?
Чем отличаются подходы к проблеме эмоций Декарта и Спинозы?
В чем роль рефлекса в теории Декарта?
Какие способы изменения естественного протекания рефлекса рассмат-
Риваются Декартом?
На чем основывается доказательство познаваемости мира в теории
Спинозы?
В чем состоит предназначение аффектов в теории Спинозы?
Каким образом решается проблема свободы воли в этике Спинозы?
Какие основные характеристики монады выделяются Лейбницем и в
Чем их значение?
Почему у Лейбница не существует понятия первичных и вторичных
Качеств предметов?
В чем особенности подхода к структуре психики в теории Лейбница?
Какие аргументы приводит Локк в своей критике врожденных идей?
В чем состоит постулат сенсуализма?
Какие виды опыта выделял Локк?
На основании каких фактов Локк приходит к выводу о неполной по-
Знаваемости внешнего мира?
Примерные темы рефератов
Подход к проблеме познания в сенсуализме и рационализме.
Достоверность и объективность познания в теориях рационалистов и
Сенсуалистов XVII в.