Цель такого синтеза состояла в поисках положений, которые сде-

Лают психологию объективной наукой, помогут разработать ме-

Тод, позволяющий более точно изучать факты психической жизни,

Проверяемые интроспекцией. В то же время, оставаясь в рамках

Философии, психология и в этот период развивалась как теоретиче-

Ская, а не опытная наука.

Одним из центральных вопросов психологии Нового времени

Стало переосмысление предмета психологии. Проблема души транс-

Формировалась в проблему сознания как уникальной способности

Человеческой души не только мыслить и ощущать, но и рефлек-

Сировать все свои акты и состояния с неопровержимой достовер-

Ностью. Постановка и решение этой проблемы мыслителями Ново-

Го времени стали своеобразной программой развития психологии

И ее предмета.

В это время были заложены и другие важные тенденции в разви-

Тии психологической науки: приоритет познания, когнитивных про-

Цессов, которые доминировали в психологических исследованиях

Последующие два века, отождествление психики и сознания, рас-

Пространенное в психологической науке до начала XX в. Исклю-

чением в этом плане стала только немецкая школа, в которой, на-

Чиная с Лейбница, многие ученые рассматривали и смутные, бес-

Сознательные области психики. Именно эти взгляды стали отправ-

Ной точкой для решения Фрейда сделать именно область бессозна-

Тельного ключевой для психологии. Таким образом, можно ска-

Зать, что психология Нового времени, введя понятие о бессозна-

Тельном, открыла новые горизонты в развитии этой науки.

Отождествление психики и сознания было важным не только

для определения предмета, но и для обоснования метода психоло-

Гии, так как самонаблюдение становилось не только ведущим, но и

Адекватным предмету методом изучения психической жизни. Дей-

Ствительно, если не существует бессознательного и все процессы,

Происходящие в душе, осознаны (или могут быть осознаны), то и

Рефлексия имеет под собой реальную основу. Внимание к внутрен-

Ней жизни дает возможность понять все, что происходит в душе

Человека, и сделать полученные данные предметом анализа. Исходя

Из утверждения, что критерий истинности наших знаний - в самом

Сознании, с чем были согласны практически все психологи того

Времени, можно обобщать эти данные и вывести общие законы

Психологии, которые позволят ей претендовать на статус само-

Стоятельной науки.

Попытка осознать и сформулировать эти законы привела к со-

зданию первой в психологии теории рефлекса. Концепция Декарта

В дальнейшем была уточнена и дополнена многими выдающимися

Учеными - Д.Гартли, И.М.Сеченовым, Н.А.Бернштейном, но в

Основе своей понимание рефлекторной природы психики было

Заложено уже в Новое время.

Соединение законов механики с законами ассоциаций, откры-

Тых еще Аристотелем и возвращенных в науку в XVII в., стало

Основой для становления методологии первой психологической

Школы - ассоцианизма.

Контрольные вопросы

Почему изменился предмет психологии в Новое время?

В чем суть учения об идолах Ф. Бэкона?

Какова роль эксперимента и индукции в теории Ф. Бэкона?

В чем состоит разница между позициями рационализма и сенсуализма?

Как разрешается проблема познаваемости мира в рационализме?

В чем роль индукции и какие ее виды описываются в теориях Декарта и

Лейбница?

Чем отличаются подходы к проблеме эмоций Декарта и Спинозы?

В чем роль рефлекса в теории Декарта?

Какие способы изменения естественного протекания рефлекса рассмат-

Риваются Декартом?

На чем основывается доказательство познаваемости мира в теории

Спинозы?

В чем состоит предназначение аффектов в теории Спинозы?

Каким образом решается проблема свободы воли в этике Спинозы?

Какие основные характеристики монады выделяются Лейбницем и в

Чем их значение?

Почему у Лейбница не существует понятия первичных и вторичных

Качеств предметов?

В чем особенности подхода к структуре психики в теории Лейбница?

Какие аргументы приводит Локк в своей критике врожденных идей?

В чем состоит постулат сенсуализма?

Какие виды опыта выделял Локк?

На основании каких фактов Локк приходит к выводу о неполной по-

Знаваемости внешнего мира?

Примерные темы рефератов

Подход к проблеме познания в сенсуализме и рационализме.

Достоверность и объективность познания в теориях рационалистов и

Сенсуалистов XVII в.

Наши рекомендации