Тивной политической деятельностью, публиковал свои статьи и
трактаты, главными из которых можно назвать ≪Опыт о человече-
ском разуме≫ (1690), ≪Два трактата о государственном правлении≫
(1690), ≪О воспитании≫ (1693). Однако тяжелая форма астмы под-
Тачивала его силы, ему пришлось покинуть Лондон и поселиться в
Загородном доме своих друзей, где он и скончался в 1704 г.
Медицинский и, главное, педагогический опыт Локка оказал
Существенное влияние на его теоретические воззрения, утвердив
Его в мысли о прижизненном характере понятий и убеждений чело-
Века. Примеры из его собственной практики можно найти в его
Книгах, так же как и отголоски его сложной политической судьбы.
Его странствия, изменение собственного статуса, переживания в
Изгнании наглядно продемонстрировали относительность многих
Нравственных законов, казалось бы незыблемых и абсолютных,
Их связь с конкретной социальной ситуацией и, следовательно, их
Социогенетический характер, а также невозможность до конца по-
Нять окружающее - как других людей, так и ситуацию в целом.
Локк исповедовал опытное происхождение всех знаний чело-
века. Постулат Локка гласил, что ≪в сознании нет ничего, чего бы
не было в ощущениях≫, поэтому исходным пунктом теории Локка
Стала критика концепции врожденных идей. Прежде всего крити-
Ческому анализу Локк подверг утвердившиеся в науке критерии
Врожденного знания, такие, как его первичность по отношению к
Остальному, неврожденному знанию и всеобщее согласие людей в
Отношении его истинности. Доказательство отсутствия какого-
Либо врожденного знания Локк построил на данных этнографии,
Медицины, детской психологии. Он говорил о том, что, если бы
Врожденные идеи существовали, они были бы известны и ребенку,
И взрослому, и идиоту, и представителям народов, стоящих на
Низкой ступени развития. Эти знания осознавались бы ими раньше
Других истин с особой легкостью и ясностью. Но каждый, кто за-
Нимается воспитанием и обучением детей, на собственном опыте
Убедился в том, что процесс овладения знаниями у детей сопряжен
С большими трудностями. Логические и теоретические истины,
Которыми пользуется взрослый человек, остаются за гранью их
Понимания ребенком или идиотом.
Локк доказывал, что не существует не только общих врожден-
Ных теоретических и логических знаний, но и общих практических
Истин. У разных народов разные языки, разные политические и мо-
Ральные убеждения, законы и представления о добре и зле, которые
Могут быть иногда прямо противоположными. Более того, мораль-
Ные представления различны и у разных слоев населения, и у отдель-
Ных лиц. Идея Бога, которую Декарт считал одной из основных
Врожденных идей, по мнению Локка, также не является врожденной,
Что подтверждается разницей вероисповедания у разных народов
В различных странах мира, стоящих на разных ступенях культур-
Ного развития. Критика теории врожденных идей стала у Локка
Основой для построения сенсуалистической теории познания.
Если врожденных идей в сознании нет, как нет и врожденных
Принципов и предрасположенности к определенному знанию, о ко-
Торой писали рационалисты (Декарт, Лейбниц, Мальбранш), то
Что же тогда представляет собой сознание человека? Локк считал,
Что психика, сознание человека при рождении - это чистая доска,
≪tabula rasa≫, которую жизнь заполняет собственными письменами.
Иногда он также проводил сравнение с чистым листом бумаги или
С пустой комнатой. Обращаясь к идее о происхождении человече-
Ского знания, Локк утверждал, что наше знание (логическое, теоре-
Тическое, этическое) проистекает из опыта, из наших ощущений,
Которые и составляют основу разума.
Единственным источником нашего знания Локк считал чувст-
Венный опыт человека. Он выделял два вида опыта - внешний,
Или ощущения, и внутренний, или рефлексию. Внутренний опыт,
Или рефлексия, дает человеку знание о самом себе, о различных
Процессах сознания и понятии об этих процессах. Важно подчерк-
Нуть, что рефлексия в теории Локка - это тоже опытное, а не рацио-
Нальное знание, как у Декарта или Спинозы.
Ощущения дают нам знания об окружающем мире. Являясь
Начальным этапом познания, ощущения поставляют информацию
О конкретных свойствах окружающих нас предметов, которые че-
Ловек получает с помощью различных органов чувств. При этом