Так, Лейбниц отрицал непосредственную данность самотождест-

венности ≪Я≫, что стало важнейшим положением в психологии

XX в., например в концепции В.Джемса. Лейбниц писал, что для

того, чтобы убедиться в тождественности двух его ≪Я≫ (например,

в колыбели и в университете), ему пришлось вспомнить об отноше-

Нии к нему других. Таким образом, он пытался перевести проблему

Осознания своей духовной сущности из поиска специфики содержа-

ния самосознания во внешний план.

Этот подход был связан с тем, что, замыкая монаду в себе самой

(ведь у монады нет окон), Лейбниц тем самым исключал социаль-

Ное бытие индивидов из процесса сущностного, истинно интуитив-

Ного познания. Социальное бытие исчезало потому, что исчезал

Социальный, личностный смысл вещей, который появляется только

В результате анализа переживаний субъекта по их поводу, по пово-

Ду значений как знаков социального окружения. Но именно это и

Является смыслом собственно психологического исследования, ко-

Торый выпадал, таким образом, из предмета интуитивного знания.

В своей теории познания Лейбниц критиковал как тезис Декарта

о врожденных идеях, так и представление о душе как о ≪чистой

доске≫, выдвинутое Локком. В полемике со сторонниками эмпи-

Ризма, не учитывавшими организационную роль в психике чело-

Века высших интеллектуальных форм, Лейбниц внес коррективы в

их известный постулат, согласно которому ≪нет ничего в разуме,

чего не было бы в ощущениях≫, дополнив его словами ≪кроме само-

го интеллекта≫.

С другой стороны, Лейбниц не признавал и существования

Врожденных идей, а говорил о врожденных принципах, склонно-

Стях или предрасположениях как о способности индивида к вос-

Приятию истин, благодаря которой истины с помощью внешнего

Опыта могут быть извлечены из души. По его мнению, мысли яв-

Ляются действиями и врожденными быть не могут. Поэтому исти-

Ны и идеи даны человеку как потенциальное знание, подобно фи-

Гуре, которая уже заложена в камне в виде прожилок мрамора, до

Того, как скульптор начнет высекать эту фигуру.

Обращаясь к проблеме взаимосвязи души и тела, Лейбниц под-

Верг критике взгляды Декарта о возможности воздействия души на

Тело. Лейбниц считал, что душа и тело совершенно не зависят друг

От друга и функционируют по разным законам, хотя и действуют

Так, что создается впечатление их взаимосвязи. Объясняется это не

Законами природы, а божественной мудростью. Она проявилась в

≪предустановленной гармонии≫ между психическим и физическим.

Обе сущности - душа и тело - совершают свою работу автоматиче-

Ски, в силу внутреннего устройства. Но так как они запущены в

Движение с величайшей точностью, складывается впечатление их

Зависимости друг от друга. Они подобны паре часов, которые в

Любых условиях неизменно показывают одно и то же время, хотя

и движутся независимо. Впоследствии идея ≪предустановленной

гармонии≫ получила в психологии название психофизический па-

Раллелизм.

Психологические воззрения Лейбница стали важной вехой в

Разработке многих проблем психологии. В них постулировалась

Активная природа психического, непрерывно развивающегося от

Одного уровня к другому; было показано сложное соотношение

Между сознанием и бессознательным в динамике психической жиз-

Ни; поставлена проблема соотношения интеллектуального и сен-

Сорного в человеческом опыте, зависимости этого опыта от пред-

Варяющих его задатков и перспектив их реализации в реальных

Обстоятельствах, с которыми сталкивает человека жизнь.

Сенсуализм в психологии

Развивая идеи, сформулированные Ф.Бэконом, английский уче-

Ный Томас Гоббс (1588-1679) противопоставляет свою теорию кон-

Цепциям рационализма, господствующим в психологических тео-

Риях ученых Нового времени. Основные положения эмпирической

Психологии Гоббса представлены в первых главах его главного тру-

да - ≪Левиафан≫ (1651), в произведениях ≪О гражданине≫ (1642),

≪О теле≫ (1655), ≪О человеке≫ (1658).

Преодолевая как деизм Бэкона, так и дуализм Декарта, Гоббс

Отвергал существование разумной души как особой нематериаль-

Ной субстанции. Согласно его воззрениям, в мире существуют лишь

Материальные тела, которые движутся по законам механики. Зна-

Чительное влияние на становление взглядов ученого оказали идеи

Галилея, с которым он был знаком лично, а также открытие кро-

Вообращения соотечественником Гоббса Уильямом Гарвеем. Ме-

Наши рекомендации