Так, Лейбниц отрицал непосредственную данность самотождест-
венности ≪Я≫, что стало важнейшим положением в психологии
XX в., например в концепции В.Джемса. Лейбниц писал, что для
того, чтобы убедиться в тождественности двух его ≪Я≫ (например,
в колыбели и в университете), ему пришлось вспомнить об отноше-
Нии к нему других. Таким образом, он пытался перевести проблему
Осознания своей духовной сущности из поиска специфики содержа-
ния самосознания во внешний план.
Этот подход был связан с тем, что, замыкая монаду в себе самой
(ведь у монады нет окон), Лейбниц тем самым исключал социаль-
Ное бытие индивидов из процесса сущностного, истинно интуитив-
Ного познания. Социальное бытие исчезало потому, что исчезал
Социальный, личностный смысл вещей, который появляется только
В результате анализа переживаний субъекта по их поводу, по пово-
Ду значений как знаков социального окружения. Но именно это и
Является смыслом собственно психологического исследования, ко-
Торый выпадал, таким образом, из предмета интуитивного знания.
В своей теории познания Лейбниц критиковал как тезис Декарта
о врожденных идеях, так и представление о душе как о ≪чистой
доске≫, выдвинутое Локком. В полемике со сторонниками эмпи-
Ризма, не учитывавшими организационную роль в психике чело-
Века высших интеллектуальных форм, Лейбниц внес коррективы в
их известный постулат, согласно которому ≪нет ничего в разуме,
чего не было бы в ощущениях≫, дополнив его словами ≪кроме само-
го интеллекта≫.
С другой стороны, Лейбниц не признавал и существования
Врожденных идей, а говорил о врожденных принципах, склонно-
Стях или предрасположениях как о способности индивида к вос-
Приятию истин, благодаря которой истины с помощью внешнего
Опыта могут быть извлечены из души. По его мнению, мысли яв-
Ляются действиями и врожденными быть не могут. Поэтому исти-
Ны и идеи даны человеку как потенциальное знание, подобно фи-
Гуре, которая уже заложена в камне в виде прожилок мрамора, до
Того, как скульптор начнет высекать эту фигуру.
Обращаясь к проблеме взаимосвязи души и тела, Лейбниц под-
Верг критике взгляды Декарта о возможности воздействия души на
Тело. Лейбниц считал, что душа и тело совершенно не зависят друг
От друга и функционируют по разным законам, хотя и действуют
Так, что создается впечатление их взаимосвязи. Объясняется это не
Законами природы, а божественной мудростью. Она проявилась в
≪предустановленной гармонии≫ между психическим и физическим.
Обе сущности - душа и тело - совершают свою работу автоматиче-
Ски, в силу внутреннего устройства. Но так как они запущены в
Движение с величайшей точностью, складывается впечатление их
Зависимости друг от друга. Они подобны паре часов, которые в
Любых условиях неизменно показывают одно и то же время, хотя
и движутся независимо. Впоследствии идея ≪предустановленной
гармонии≫ получила в психологии название психофизический па-
Раллелизм.
Психологические воззрения Лейбница стали важной вехой в
Разработке многих проблем психологии. В них постулировалась
Активная природа психического, непрерывно развивающегося от
Одного уровня к другому; было показано сложное соотношение
Между сознанием и бессознательным в динамике психической жиз-
Ни; поставлена проблема соотношения интеллектуального и сен-
Сорного в человеческом опыте, зависимости этого опыта от пред-
Варяющих его задатков и перспектив их реализации в реальных
Обстоятельствах, с которыми сталкивает человека жизнь.
Сенсуализм в психологии
Развивая идеи, сформулированные Ф.Бэконом, английский уче-
Ный Томас Гоббс (1588-1679) противопоставляет свою теорию кон-
Цепциям рационализма, господствующим в психологических тео-
Риях ученых Нового времени. Основные положения эмпирической
Психологии Гоббса представлены в первых главах его главного тру-
да - ≪Левиафан≫ (1651), в произведениях ≪О гражданине≫ (1642),
≪О теле≫ (1655), ≪О человеке≫ (1658).
Преодолевая как деизм Бэкона, так и дуализм Декарта, Гоббс
Отвергал существование разумной души как особой нематериаль-
Ной субстанции. Согласно его воззрениям, в мире существуют лишь
Материальные тела, которые движутся по законам механики. Зна-
Чительное влияние на становление взглядов ученого оказали идеи
Галилея, с которым он был знаком лично, а также открытие кро-
Вообращения соотечественником Гоббса Уильямом Гарвеем. Ме-