Непреодолимую силу, которую страсти приобретают над людьми

Раскрывал ошибочность утверждения о том, что люди сами выби-

Рают свои страсти. Это бессилие человека перед своими страстями

Спиноза называл рабством: ≪...мы различным образом возбужда-

Емся внешними причинами и волнуемся, как волны моря, гонимые

противоположными ветрами, не зная о нашем исходе и судьбе≫.

Таким образом, поведение человека, по мысли Спинозы, жестко

Детерминировано аффектами, причем эта детерминация внешняя,

А не внутренняя.

Люди осознают свои желания, но не знают истинных причин

Своих поступков, поэтому, считал Спиноза, свобода воли является

Фикцией, вымыслом и как таковая не существует. Душа не может

Быть абсолютной причиной своих действий - к тому, чтобы хотеть

Или не хотеть, она должна побуждаться какой-либо внешней при-

Чиной. Под волей Спиноза подразумевал способность души утвер-

Ждать или отрицать истинность или ложность чего-либо, а не спо-

Собность желания. Поскольку сущность души составляют идеи или

Понятия, которые содержат в себе утверждение или отрицание,

Спиноза утверждал: ≪Воля и разум - одно и то же≫.

Однако, отрицая свободу воли, Спиноза утверждал возмож-

Ность свободы человека, связывая ее с необходимостью и противо-

Поставляя принуждению, насилию. Если человек окружен другими

Людьми и различными предметами, если он, взаимодействуя с ни-

Ми, подвержен аффектам, поскольку является частью природы и

Подчиняется ее законам, в чем же тогда Спиноза видел его свободу?

Свободу Спиноза связывал с безграничными возможностями чело-

Веческого познания. Познание причин аффектов, понимание огра-

Ниченности своей свободы делают человека свободным. Спиноза

писал, что надо ≪не осмеивать человеческих поступков, не огор-

чаться ими или не клясть их, а понимать≫. Так рационализм Спи-

Нозы привел его не к отрицанию эмоций, но к попытке их объяс-

Нения.

Таким образом, свобода в теории Спинозы - это познанная не-

обходимость. Поэтому если четвертую часть ≪Этики≫ Спиноза на-

звал ≪О человеческом рабстве, или о силе аффектов≫, то пятая часть

≪О могуществе разума, или о человеческой свободе≫ - это гимн

Возможностям человека. Познавая свои состояния, составляя ясные

И отчетливые идеи своих аффектов, человек обретает власть над

Ними и становится свободным, т.е. Спиноза связывает эмоции с во-

Лей, говоря о том, что поглощенность страстями не позволяет чело-

Веку понять причины своего поведения, а потому он не свободен.

В то же время осознание причины страстей открывает перед чело-

Веком границы его возможностей, показывая, что зависит от его

Воли, а в чем он не свободен, но зависит от сложившихся обстоя-

Тельств.

При этом разумная жизнь, жизнь в согласии с разумом, стано-

Вится синонимом добродетельной жизни, т.е. нравственная дея-

Тельность растворяется в деятельности познания, при этом нрав-

Ственность вытекает из человеческой природы, а не является про-

Дуктом свободы. Таким образом, согласно Спинозе, нравствен-

Ность есть внутренняя сущность человека, вытекающая из его по-

Знавательной, разумной деятельности. Действовать по добродете-

ли означает для Спинозы ≪действовать, сохранять свое существо-

Вание по руководству разума на основании стремления к собст-

венной пользе≫. Основанием нравственности является стремление

К самосохранению, а так как рассудок не может приписывать че-

Ловеку ничего противного природе, то, согласно естественному

Праву, все полезное дозволено.

Поэтому Спиноза призывал воспитывать людей таким образом,

Чтобы они жили в согласии с разумом. Идеалом для Спинозы был

Мудрец, свободный человек, который достигает душевного удовле-

Творения в бесконечном процессе познания себя, природы и вещей.

Этот путь достижения мудрости труден, считал Спиноза, поэтому

Он доступен только избранным.

Таким образом, в концепции Спинозы можно выделить три ос-

Новных положения - это понятие единой субстанции, свойствами

Которой являются протяжение и мышление; рационалистическая

вера в силу человеческого духа, его возможность познать истину;

Распространение механистических принципов на духовные явле-

Ния и страсти и отрицание свободы воли. Эти положения, его тео-

Рия познания и этика повлияли на взгляды других психологов,

Определив многие положения современной психологии эмоций.

Наши рекомендации