Непреодолимую силу, которую страсти приобретают над людьми
Раскрывал ошибочность утверждения о том, что люди сами выби-
Рают свои страсти. Это бессилие человека перед своими страстями
Спиноза называл рабством: ≪...мы различным образом возбужда-
Емся внешними причинами и волнуемся, как волны моря, гонимые
противоположными ветрами, не зная о нашем исходе и судьбе≫.
Таким образом, поведение человека, по мысли Спинозы, жестко
Детерминировано аффектами, причем эта детерминация внешняя,
А не внутренняя.
Люди осознают свои желания, но не знают истинных причин
Своих поступков, поэтому, считал Спиноза, свобода воли является
Фикцией, вымыслом и как таковая не существует. Душа не может
Быть абсолютной причиной своих действий - к тому, чтобы хотеть
Или не хотеть, она должна побуждаться какой-либо внешней при-
Чиной. Под волей Спиноза подразумевал способность души утвер-
Ждать или отрицать истинность или ложность чего-либо, а не спо-
Собность желания. Поскольку сущность души составляют идеи или
Понятия, которые содержат в себе утверждение или отрицание,
Спиноза утверждал: ≪Воля и разум - одно и то же≫.
Однако, отрицая свободу воли, Спиноза утверждал возмож-
Ность свободы человека, связывая ее с необходимостью и противо-
Поставляя принуждению, насилию. Если человек окружен другими
Людьми и различными предметами, если он, взаимодействуя с ни-
Ми, подвержен аффектам, поскольку является частью природы и
Подчиняется ее законам, в чем же тогда Спиноза видел его свободу?
Свободу Спиноза связывал с безграничными возможностями чело-
Веческого познания. Познание причин аффектов, понимание огра-
Ниченности своей свободы делают человека свободным. Спиноза
писал, что надо ≪не осмеивать человеческих поступков, не огор-
чаться ими или не клясть их, а понимать≫. Так рационализм Спи-
Нозы привел его не к отрицанию эмоций, но к попытке их объяс-
Нения.
Таким образом, свобода в теории Спинозы - это познанная не-
обходимость. Поэтому если четвертую часть ≪Этики≫ Спиноза на-
звал ≪О человеческом рабстве, или о силе аффектов≫, то пятая часть
≪О могуществе разума, или о человеческой свободе≫ - это гимн
Возможностям человека. Познавая свои состояния, составляя ясные
И отчетливые идеи своих аффектов, человек обретает власть над
Ними и становится свободным, т.е. Спиноза связывает эмоции с во-
Лей, говоря о том, что поглощенность страстями не позволяет чело-
Веку понять причины своего поведения, а потому он не свободен.
В то же время осознание причины страстей открывает перед чело-
Веком границы его возможностей, показывая, что зависит от его
Воли, а в чем он не свободен, но зависит от сложившихся обстоя-
Тельств.
При этом разумная жизнь, жизнь в согласии с разумом, стано-
Вится синонимом добродетельной жизни, т.е. нравственная дея-
Тельность растворяется в деятельности познания, при этом нрав-
Ственность вытекает из человеческой природы, а не является про-
Дуктом свободы. Таким образом, согласно Спинозе, нравствен-
Ность есть внутренняя сущность человека, вытекающая из его по-
Знавательной, разумной деятельности. Действовать по добродете-
ли означает для Спинозы ≪действовать, сохранять свое существо-
Вание по руководству разума на основании стремления к собст-
венной пользе≫. Основанием нравственности является стремление
К самосохранению, а так как рассудок не может приписывать че-
Ловеку ничего противного природе, то, согласно естественному
Праву, все полезное дозволено.
Поэтому Спиноза призывал воспитывать людей таким образом,
Чтобы они жили в согласии с разумом. Идеалом для Спинозы был
Мудрец, свободный человек, который достигает душевного удовле-
Творения в бесконечном процессе познания себя, природы и вещей.
Этот путь достижения мудрости труден, считал Спиноза, поэтому
Он доступен только избранным.
Таким образом, в концепции Спинозы можно выделить три ос-
Новных положения - это понятие единой субстанции, свойствами
Которой являются протяжение и мышление; рационалистическая
вера в силу человеческого духа, его возможность познать истину;
Распространение механистических принципов на духовные явле-
Ния и страсти и отрицание свободы воли. Эти положения, его тео-
Рия познания и этика повлияли на взгляды других психологов,
Определив многие положения современной психологии эмоций.