Теми постулатами, с той идеологией, в которой он воспитывался.
Он возродил в XVII в. идеал античности - мудрость в уходе от
Политической активности, в уединении и занятии науками, в раз-
Мышлении. При этом необходимо отметить, что если многие созда-
Тели великих этических концепций (Сократ, Сенека и другие) вы-
Страивали жизнь на основании своих научных воззрений, то Спи-
Ноза, скорее, наоборот, рационально анализировал и строил свою
Судьбу, на основании чего и разрабатывал свои научные концеп-
Ции. В событиях его жизни, тех гонениях, которым он подвергался
За свои убеждения, возможно, и кроется ответ на вопрос о том, по-
Чему именно он, единственный из всех мыслителей этого времени,
Отдавал приоритет не столько вопросам познания (хотя и они за-
Нимали значительное место в его теории), сколько вопросам этики.
При этом центральным моментом его этики была проблема свобо-
Ды воли, свободы выбора, которая стояла и перед самим ученым и
Которую он разрешил, исходя из своих принципов разумной регу-
Ляции поведения.
Спиноза умер в Гааге 21 февраля 1677 г. от наследственной бо-
Лезни легких. В декабре 1677 г. в Амстердаме друзья ученого издали
посмертные сочинения Спинозы, куда вошли ≪Этика≫, ≪Политиче-
ский трактат≫ и др. Уже через несколько месяцев ≪Посмертные Со-
чинения≫ были запрещены и не переиздавались до начала XIX в.
Как и Декарт, Спиноза стремился построить объективную, до-
Стоверную науку, основу которой он видел в математике. Он из-
Брал геометрию с ее четкой и строгой доказательностью для обос-
Нования своих философских и психологических взглядов. Спиноза
Воплотил геометрический принцип в построении своего главного
труда - ≪Этики≫, используя для изложения материала принятые в
геометрии определения, аксиомы, теоремы и доказательства.
Преодолевая дуализм Декарта, Спиноза утверждал существо-
Вание единой, неделимой и вечной субстанции, Бога, или Природы,
Которая является и единственной реальностью. В учении Спинозы
Бог не стоит над природой или вне ее, он растворен в ней и отожде-
Ствляется с ней. Эти идеи объясняют пантеизм Спинозы. Субстан-
Ция обладает бесконечным числом атрибутов (свойств или харак-
Теристик). Человеческий ум способен познать только два - мышле-
Ние и протяжение (распространенность). Таким образом, душа и
Тело, мышление и протяжение рассматриваются Спинозой как два
Свойства единой и неделимой субстанции. Отсюда его вывод о
Единстве и целостности человека, сущностями которого являются
Душа и тело. При этом монизм Спинозы сохраняет идею паралле-
лизма, высказанную Декартом: ≪Ни тело не может определять душу
К мышлению, ни душа не может определять тело ни к движению,
ни к покою, ни к чему-либо другому≫.
Идея единства и целостности субстанции не только важна для
Понимания целостности духовно-телесной сущности человека, но
И становится основополагающей в подходе Спинозы к проблемам
Познания. Поскольку субстанция одна, она остается одной и той
Же, понимаем ли мы ее под атрибутом мышления или под атрибу-
том протяжения. Например, круг, существующий в природе, и идея
Этого круга есть одна и та же вещь, только выраженная разными
Способами. Соответственно, познавая природу или познавая себя,
Мы познаем одну и ту же связь причин, один и тот же порядок или
закон. Таким образом, формулируя свою седьмую теорему ≪Поря-
док и связь идей те же, что порядок и связь вещей≫, Спиноза утвер-
Ждал принципиальную познаваемость мира.
Сущность человеческой души, по теории Спинозы, состоит
Именно в познавательной деятельности и связана с наличием в
душе понятий, или идей: ≪...идея есть первое, что составляет бытие
человеческой души≫. Он выделял три вида идей, или три ступени
процесса познания:
- мнение или воображение - знание о конкретных вещах, осно-
Ванное на чувственном опыте субъекта. Это идеи неадекватные,
Смутные и искаженные, они не являются истинными, поскольку
субъективны и не отражают внутреннюю природу вещи;
- рассудок или разум - знания, полученные на основе умозаклю-
Чений, логических рассуждений. Это общие понятия (прежде всего
Математические), адекватные идеи, ясные и отчетливые. На этой
Ступени человеческая душа постигает внутреннее сходство и разли-
чие вещей;
- интуитивное знание - истинное, объективное знание о сущно-
Сти вещи. Это идеи, которые содержатся в разуме и открываются