Теми постулатами, с той идеологией, в которой он воспитывался.

Он возродил в XVII в. идеал античности - мудрость в уходе от

Политической активности, в уединении и занятии науками, в раз-

Мышлении. При этом необходимо отметить, что если многие созда-

Тели великих этических концепций (Сократ, Сенека и другие) вы-

Страивали жизнь на основании своих научных воззрений, то Спи-

Ноза, скорее, наоборот, рационально анализировал и строил свою

Судьбу, на основании чего и разрабатывал свои научные концеп-

Ции. В событиях его жизни, тех гонениях, которым он подвергался

За свои убеждения, возможно, и кроется ответ на вопрос о том, по-

Чему именно он, единственный из всех мыслителей этого времени,

Отдавал приоритет не столько вопросам познания (хотя и они за-

Нимали значительное место в его теории), сколько вопросам этики.

При этом центральным моментом его этики была проблема свобо-

Ды воли, свободы выбора, которая стояла и перед самим ученым и

Которую он разрешил, исходя из своих принципов разумной регу-

Ляции поведения.

Спиноза умер в Гааге 21 февраля 1677 г. от наследственной бо-

Лезни легких. В декабре 1677 г. в Амстердаме друзья ученого издали

посмертные сочинения Спинозы, куда вошли ≪Этика≫, ≪Политиче-

ский трактат≫ и др. Уже через несколько месяцев ≪Посмертные Со-

чинения≫ были запрещены и не переиздавались до начала XIX в.

Как и Декарт, Спиноза стремился построить объективную, до-

Стоверную науку, основу которой он видел в математике. Он из-

Брал геометрию с ее четкой и строгой доказательностью для обос-

Нования своих философских и психологических взглядов. Спиноза

Воплотил геометрический принцип в построении своего главного

труда - ≪Этики≫, используя для изложения материала принятые в

геометрии определения, аксиомы, теоремы и доказательства.

Преодолевая дуализм Декарта, Спиноза утверждал существо-

Вание единой, неделимой и вечной субстанции, Бога, или Природы,

Которая является и единственной реальностью. В учении Спинозы

Бог не стоит над природой или вне ее, он растворен в ней и отожде-

Ствляется с ней. Эти идеи объясняют пантеизм Спинозы. Субстан-

Ция обладает бесконечным числом атрибутов (свойств или харак-

Теристик). Человеческий ум способен познать только два - мышле-

Ние и протяжение (распространенность). Таким образом, душа и

Тело, мышление и протяжение рассматриваются Спинозой как два

Свойства единой и неделимой субстанции. Отсюда его вывод о

Единстве и целостности человека, сущностями которого являются

Душа и тело. При этом монизм Спинозы сохраняет идею паралле-

лизма, высказанную Декартом: ≪Ни тело не может определять душу

К мышлению, ни душа не может определять тело ни к движению,

ни к покою, ни к чему-либо другому≫.

Идея единства и целостности субстанции не только важна для

Понимания целостности духовно-телесной сущности человека, но

И становится основополагающей в подходе Спинозы к проблемам

Познания. Поскольку субстанция одна, она остается одной и той

Же, понимаем ли мы ее под атрибутом мышления или под атрибу-

том протяжения. Например, круг, существующий в природе, и идея

Этого круга есть одна и та же вещь, только выраженная разными

Способами. Соответственно, познавая природу или познавая себя,

Мы познаем одну и ту же связь причин, один и тот же порядок или

закон. Таким образом, формулируя свою седьмую теорему ≪Поря-

док и связь идей те же, что порядок и связь вещей≫, Спиноза утвер-

Ждал принципиальную познаваемость мира.

Сущность человеческой души, по теории Спинозы, состоит

Именно в познавательной деятельности и связана с наличием в

душе понятий, или идей: ≪...идея есть первое, что составляет бытие

человеческой души≫. Он выделял три вида идей, или три ступени

процесса познания:

- мнение или воображение - знание о конкретных вещах, осно-

Ванное на чувственном опыте субъекта. Это идеи неадекватные,

Смутные и искаженные, они не являются истинными, поскольку

субъективны и не отражают внутреннюю природу вещи;

- рассудок или разум - знания, полученные на основе умозаклю-

Чений, логических рассуждений. Это общие понятия (прежде всего

Математические), адекватные идеи, ясные и отчетливые. На этой

Ступени человеческая душа постигает внутреннее сходство и разли-

чие вещей;

- интуитивное знание - истинное, объективное знание о сущно-

Сти вещи. Это идеи, которые содержатся в разуме и открываются

Наши рекомендации