Пришел к выводу, что тело не нуждается в душе как источнике ак-
Тивности. В его теории тело мыслится как машина, функциони-
Рующая по законам механики. Источник движения находится не в
Душе, а в самом теле, в его конструкции, организации, которая
≪запускается≫, как любая машина-автомат, внешним толчком. Та-
Ким образом, согласно Декарту, душа наделена собственной ак-
Тивностью, направляющей процессы мышления, познания, а основ-
Ная функция тела - это движение, которое рассматривается как
рефлекс. Сам термин рефлекс в работах Декарта отсутствует, но в
Его описаниях строения и функционирования тела четко прочиты-
ваются основные компоненты рефлекторной дуги.
Значительное влияние на создание Декартом его теории рефлек-
са оказало открытие Гарвеем процесса кровообращения. Прохож-
Дение нервного импульса Декарт мыслил по аналогии с прохожде-
Нием крови по сосудам. Он считал, что все тело пронизано нерва-
Ми, берущими свое начало в мозге и идущими ко всем частям тела.
Нервы он представлял в виде тонких ниточек, окруженных оболоч-
Кой, как трубочкой. В этих трубочках помимо ниточек содержатся
≪животные духи≫ - наиболее подвижные и легкие частицы крови,
которые отфильтровываются от других частиц в мозге (тела, ≪не
Имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень
малы и движутся очень быстро≫). Через поры в мозге животные
Духи могут перемещаться в нервы, а из них в мышцы, благодаря
Чему тело способно совершать разнообразные движения. При
Внешнем воздействии на нервные окончания натяжение нити от-
Крывает клапаны, и животные духи переходят из одной трубочки
В другую, направляясь к соответствующей мышце, раздувают ее,
Заставляя укорачиваться и сокращаться. Таким образом, прослежи-
Вая путь, который проходят животные духи по нервам от рецепто-
Ров к мозгу, а затем к мышцам, Декарт фактически дал описание
Рефлекторной дуги. Так с учением Декарта в психологии утвер-
дился новый вид детерминизма -механистический детерминизм.
Движением животных духов Декарт объяснял все разнообразие
Действий, поведения человека. Движения животных духов внутри
Мозга осознаются душой, по его мнению, как ощущения, воспри-
Ятия и представления. Изменение траектории движения животных
Духов (следовательно, и вариативность поведения) Декарт объяс-
Нял двумя причинами - привычкой, или упражнением, и воздейст-
Вием души.
Обсуждая возможность изменить течение рефлекса, т.е. воз-
Можность обучения и формирования желательного поведения,
Декарт использовал понятие ассоциация, введенное еще Аристоте-
Лем. Однако если у Аристотеля ассоциации связаны прежде всего
С работой органов чувств, то Декарт распространяет ассоциации
И на поведение, говоря о связи между двумя действиями или дей-
Ствием и образом предмета. Так, выстрел, который приводит к
Естественному движению - убежать, скрыться, может при обуче-
нии изменить свою функцию, например, у солдата стать сигналом
К атаке, а у охотничьей собаки - к поиску дичи. Такое изменение
Поведения не связано с влиянием души и происходит потому, что
Ассоциации, возникающие в результате упражнения или привычки,
Деформируют клапаны (поры) мозга в результате натяжения опре-
деленных ≪нитей≫. Это приводит к нарушению естественного дви-
Жения животных духов, они перемещаются в новом направлении
И попадают в другую мышцу, вызывая соответственно другое дви-
Жение. Описанные идеи Декарта получили более детальное вопло-
Щение в ассоциативной теории Гартли. Эти изменения поведения
Происходят, как было сказано, без вмешательства души, тогда как
Воздействие страстей на деятельность связано с активностью души.
Исследование страстей было предметом последней работы Де-
карта ≪Страсти души≫, замысел которой возник на основе его пе-
Реписки в принцессой Елизаветой, проживавшей в эмиграции в
Нидерландах. В этой работе Декарт пришел к выводу о том, что
Существует два вида страстей - активные и страдательные.
Страдательные состояния или страсти в его теории рассматри-
Ваются как результат взаимодействия с предметами окружающего
Мира и отождествляются с чувственным познанием. Это ощуще-
Ния, восприятия, представления, чувства, идеи, которые не исхо-
Дят из самой души, а привносятся извне и лишь осознаются ею в
Таком виде, т. е. эти страсти душе навязываются, она их не может