Пришел к выводу, что тело не нуждается в душе как источнике ак-

Тивности. В его теории тело мыслится как машина, функциони-

Рующая по законам механики. Источник движения находится не в

Душе, а в самом теле, в его конструкции, организации, которая

≪запускается≫, как любая машина-автомат, внешним толчком. Та-

Ким образом, согласно Декарту, душа наделена собственной ак-

Тивностью, направляющей процессы мышления, познания, а основ-

Ная функция тела - это движение, которое рассматривается как

рефлекс. Сам термин рефлекс в работах Декарта отсутствует, но в

Его описаниях строения и функционирования тела четко прочиты-

ваются основные компоненты рефлекторной дуги.

Значительное влияние на создание Декартом его теории рефлек-

са оказало открытие Гарвеем процесса кровообращения. Прохож-

Дение нервного импульса Декарт мыслил по аналогии с прохожде-

Нием крови по сосудам. Он считал, что все тело пронизано нерва-

Ми, берущими свое начало в мозге и идущими ко всем частям тела.

Нервы он представлял в виде тонких ниточек, окруженных оболоч-

Кой, как трубочкой. В этих трубочках помимо ниточек содержатся

≪животные духи≫ - наиболее подвижные и легкие частицы крови,

которые отфильтровываются от других частиц в мозге (тела, ≪не

Имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень

малы и движутся очень быстро≫). Через поры в мозге животные

Духи могут перемещаться в нервы, а из них в мышцы, благодаря

Чему тело способно совершать разнообразные движения. При

Внешнем воздействии на нервные окончания натяжение нити от-

Крывает клапаны, и животные духи переходят из одной трубочки

В другую, направляясь к соответствующей мышце, раздувают ее,

Заставляя укорачиваться и сокращаться. Таким образом, прослежи-

Вая путь, который проходят животные духи по нервам от рецепто-

Ров к мозгу, а затем к мышцам, Декарт фактически дал описание

Рефлекторной дуги. Так с учением Декарта в психологии утвер-

дился новый вид детерминизма -механистический детерминизм.

Движением животных духов Декарт объяснял все разнообразие

Действий, поведения человека. Движения животных духов внутри

Мозга осознаются душой, по его мнению, как ощущения, воспри-

Ятия и представления. Изменение траектории движения животных

Духов (следовательно, и вариативность поведения) Декарт объяс-

Нял двумя причинами - привычкой, или упражнением, и воздейст-

Вием души.

Обсуждая возможность изменить течение рефлекса, т.е. воз-

Можность обучения и формирования желательного поведения,

Декарт использовал понятие ассоциация, введенное еще Аристоте-

Лем. Однако если у Аристотеля ассоциации связаны прежде всего

С работой органов чувств, то Декарт распространяет ассоциации

И на поведение, говоря о связи между двумя действиями или дей-

Ствием и образом предмета. Так, выстрел, который приводит к

Естественному движению - убежать, скрыться, может при обуче-

нии изменить свою функцию, например, у солдата стать сигналом

К атаке, а у охотничьей собаки - к поиску дичи. Такое изменение

Поведения не связано с влиянием души и происходит потому, что

Ассоциации, возникающие в результате упражнения или привычки,

Деформируют клапаны (поры) мозга в результате натяжения опре-

деленных ≪нитей≫. Это приводит к нарушению естественного дви-

Жения животных духов, они перемещаются в новом направлении

И попадают в другую мышцу, вызывая соответственно другое дви-

Жение. Описанные идеи Декарта получили более детальное вопло-

Щение в ассоциативной теории Гартли. Эти изменения поведения

Происходят, как было сказано, без вмешательства души, тогда как

Воздействие страстей на деятельность связано с активностью души.

Исследование страстей было предметом последней работы Де-

карта ≪Страсти души≫, замысел которой возник на основе его пе-

Реписки в принцессой Елизаветой, проживавшей в эмиграции в

Нидерландах. В этой работе Декарт пришел к выводу о том, что

Существует два вида страстей - активные и страдательные.

Страдательные состояния или страсти в его теории рассматри-

Ваются как результат взаимодействия с предметами окружающего

Мира и отождествляются с чувственным познанием. Это ощуще-

Ния, восприятия, представления, чувства, идеи, которые не исхо-

Дят из самой души, а привносятся извне и лишь осознаются ею в

Таком виде, т. е. эти страсти душе навязываются, она их не может

Наши рекомендации