Наряду с рациональной интуицией основным методом провер-
ки достоверности полученных знаний Декарт провозгласил дедук-
цию (метод доказательств от общего к частному). При этом интуи-
Тивное знание, порожденное естественным светом разума, благода-
Ря своей простоте более достоверно, чем сама дедукция. Мы мо-
жем, например, интуитивно мгновенно постичь умом, что тре-
Угольник ограничивается тремя линиями, хотя логическое доказа-
Тельство этого факта заняло бы у нас длительный период времени.
Важно помнить, что не из многозначных, а из самых простых и
Доступных вещей должны выводиться наиболее сокровенные исти-
ны. Таким образом, главное требование к интуиции - знания долж-
Ны быть ясными и отчетливыми и постигаться одновременно, а не
Последовательно.
Связь с дедукцией нужна была Декарту для того, чтобы пока-
Зать, что есть много вещей, которые хотя и не самоочевидны, но
Доступны достоверному познанию, если они выводятся из верных
И понятных принципов путем последовательного и нигде не пре-
Рывающегося движения мысли при условии интуитивного позна-
Ния каждого отдельного положения. При этом в дедукции есть
Движение, или последовательность, которой нет в интуиции, и она
Не нуждается в очевидности, т. е. принципы познаются интуитивно,
А положения - и интуитивно, и при помощи дедукции. Таким обра-
Зом, порядок познания, по мнению Декарта, - постепенно сводить
Неясные, смутные положения к более простым и затем, исходя из
Интуитивного понимания простейших, восходить по тем же ступе-
Ням к познанию остальных.
Вера Декарта в безграничные возможности человеческого по-
Знания связана с верой в объективность предложенных им мето-
Дов интуиции и дедукции, с помощью которых человек способен
Достоверно познавать и себя, и окружающий мир, и абстрактные
Нематериальные понятия. В том случае, если интеллект исследует
Телесную вещь, ему нужна помощь внешних чувств, чтобы создать
Ее образ. В этом и состоит роль таких психических процессов, как
Ощущение, память, воображение. В то же время истинное позна-
Ние внешнего мира невозможно, если в него не вмешивается ин-
Туиция; ошибки могут возникнуть из-за того, что человек слиш-
Ком погружен в свое тело и не в состоянии избавиться от заблуж-
Дений, которые оно ему диктует через восприятие.
Но интеллигибельный (мыслительный, разумный) интеллект,
Рассматривающий вещь только разумом, вне ее телесности, может
Ограничиться рассуждением, мышлением. В этом случае память и
Опыт не только не нужны, но могут принести вред. Вред для По-
Знания, по мнению Декарта, может принести и воля, так как она,
Будучи более обширной, чем ум, распространяется и на вещи, ко-
Торые человек не постигает.
Таким образом, Декарт, введя понятие интуиции, фактически
Разделил ее на две части, выделив два вида интуиции - опытную и
Идеальную. Этому разделению способствует его идея о том, что
Хотя только один интеллект способен познать истину, но он при-
Бегает к помощи чувств, воображения и памяти, чтобы не остав-
Лять без употребления ни одно из средств, находящихся в нашем
Распоряжении.
Декарт считал, что всякое переживание может быть схвачено в
Направленной на него рефлексии со стороны его собственной ин-
Туитивной сущности, но не со стороны содержания самого пережи-
вания, его значения для субъекта. Значит, у Декарта содержание
Интуиции направлено не на выражение, а на само выражаемое, в
Стороне остаются форма, глубина переживания, его интенциональ-
Ность, т. е. намерения и мотивы человека. Именно эти аспекты ин-
Туиции стали предметом исследования в дальнейшем, особенно в
Российской психологии.
Таким образом, в его интерпретации интуиция оставляет в сто-
роне содержание психической жизни субъекта, так как на первый
план выходит то, ЧТО воспринимается, а не КТО воспринимает,
Какие переживания он по этому поводу испытывает. При исследо-
вании содержания cogito {я мыслю) подчеркивается мыслю, но не я.
Поэтому и исчезает я, хотя впоследствии именно из этой стороны
теории Декарта - мысли о моем сознании как обо мне - вышел эк-
Зистенциализм Хайдеггера и Сартра. Но, сделав таким образом
Личное самосознание исходной точкой и критерием науки, мы не
в силах объяснить себе содержание самого сознания.
Важной заслугой Декарта стало открытие рефлекса. Признавая
Существование двух независимых субстанций - души и тела, он