Знание нельзя получить в готовом виде, утверждал Бэкон, его

Необходимо открывать, извлекать, добывать опытным путем. По-

Этому в противовес укоренившимся в науке догмам и умозаклю-

Чениям, оторванным от реальности, основу знания Бэкон видел в

Непосредственном чувственном познании и опыте. Важно отметить,

что Бэкон не абсолютизирует его: ≪Чувство само по себе слабо и

Заблуждается, и немного стоят орудия, предназначенные для уси-

Ления и обострения чувств. Всего вернее истолкование природы

Достигается посредством наблюдений в соответствующих, целе-

Сообразно поставленных опытах. Здесь чувство судит только об

опыте, опыт же - о природе и о самой вещи≫. Таким образом, эм-

Пиризм Бэкона не просто чувственное восприятие, а опыт, осно-

Ванный на эксперименте, именно это дает основание считать уче-

Ного основателем эмпирической, экспериментальной науки.

Необходимой предпосылкой как для построения новой науки,

Так и для объективного познания является, по мнению Бэкона,

Очищение разума от идолов, или призраков (под ними Бэкон по-

Нимал заблуждения человеческого ума, недостатки, которые иска-

жают правильное познание или мешают ему). ≪Учение об идолах≫

Было одной из важнейших частей его методологии. Он выделял

Четыре вида идолов: идолы рода, пещеры, рынка и театра. Первые

Два вида идолов Бэкон считает врожденными, вторые два вида -

Приобретенными. В своих работах ученый дал подробное описа-

ние и характеристику каждого вида:

- идолы рода - недостатки, связанные с особенностями строе-

ния и функционирования органов чувств человека (например, не-

возможность видеть ультрафиолетовые лучи);

-идолы пещеры отражают субъективность познания, так как

человеку трудно признать чужую точку зрения;

- идолы рынка связаны с использованием слов, которые не все-

гда адекватны реальности;

-идолы театра - недостатки, которые являются результатом

Преклонения перед авторитетами, часто ложными, и стремления

Доверять им больше, чем собственному размышлению.

О

Возможность построения новой, объективной науки связыва-

Лась Бэконом с необходимостью выработки объективного метода

Получения знаний и проверки их истинности. Таким методом, по

Его мнению, должен был стать предложенный им опытно-индуктив-

Ный метод. Для наук, получающих данные на основе чувственного

Опыта, методом доказательства служит эксперимент, для теорети-

Ческих же наук - новая индукция. Новый метод индукции, разрабо-

Танный Бэконом, коренным образом отличался от традиционной

индукции, принятой в ≪старой≫ логике. Индукция Бэкона предпо-

лагала постепенное и непрерывное восхождение от ≪ощущений и

частностей≫ к общему на основе наблюдения и сопоставления мак-

Симально возможного количества фактов, как положительных, так

И отрицательных, что позволяло избежать ошибочных обобщений.

Свой новый метод - индуктивную логику - Бэкон понимал как

орудие познания, органон (поэтому свой главный труд он назвал

≪Новый Органон≫). Его значение он сравнивал с возможностью

Применения линейки и циркуля для вычерчивания ровных линий и

Совершенных кругов людьми, обладающими разными способностя-

Ми. Бэкон верил, что, вооружив людей этим методом (как циркулем

И линейкой), он дает им одинаковые возможности и практически

Уравнивает их дарования, что сделает науку доступной каждому.

Важной для становления объективной науки стала идея Бэкона

об использовании математики, которую он считал ≪великим при-

ложением≫ к наукам и рассматривал как ≪вспомогательную≫ дис-

Циплину.

Сформулированные Фрэнсисом Бэконом принципы стали общи-

Ми методологическими принципами построения науки Нового

Времени, в том числе и психологии. Значительные изменения в

Психологии были связаны и с тем, что Бэкон впервые высказал

Идею возможности подлинно научного исследования человеческой

психики. Как приверженец теории ≪двойственности истины≫, он

Признавал две истины - божественную и научную, философскую.

Деизм Бэкона проявлялся и в его взглядах на ≪двойственность

души≫. Во времена Бэкона эта позиция носила прогрессивный ха-

Рактер. Согласно его воззрениям, существуют душа боговдохно-

Венная (разумная или рациональная) и душа чувственная (создан-

Ная). Боговдохновенную душу Бэкон оставил для изучения бого-

Словию, теологии, а чувственная душа стала предметом исследо-

Наши рекомендации