Знание нельзя получить в готовом виде, утверждал Бэкон, его
Необходимо открывать, извлекать, добывать опытным путем. По-
Этому в противовес укоренившимся в науке догмам и умозаклю-
Чениям, оторванным от реальности, основу знания Бэкон видел в
Непосредственном чувственном познании и опыте. Важно отметить,
что Бэкон не абсолютизирует его: ≪Чувство само по себе слабо и
Заблуждается, и немного стоят орудия, предназначенные для уси-
Ления и обострения чувств. Всего вернее истолкование природы
Достигается посредством наблюдений в соответствующих, целе-
Сообразно поставленных опытах. Здесь чувство судит только об
опыте, опыт же - о природе и о самой вещи≫. Таким образом, эм-
Пиризм Бэкона не просто чувственное восприятие, а опыт, осно-
Ванный на эксперименте, именно это дает основание считать уче-
Ного основателем эмпирической, экспериментальной науки.
Необходимой предпосылкой как для построения новой науки,
Так и для объективного познания является, по мнению Бэкона,
Очищение разума от идолов, или призраков (под ними Бэкон по-
Нимал заблуждения человеческого ума, недостатки, которые иска-
жают правильное познание или мешают ему). ≪Учение об идолах≫
Было одной из важнейших частей его методологии. Он выделял
Четыре вида идолов: идолы рода, пещеры, рынка и театра. Первые
Два вида идолов Бэкон считает врожденными, вторые два вида -
Приобретенными. В своих работах ученый дал подробное описа-
ние и характеристику каждого вида:
- идолы рода - недостатки, связанные с особенностями строе-
ния и функционирования органов чувств человека (например, не-
возможность видеть ультрафиолетовые лучи);
-идолы пещеры отражают субъективность познания, так как
человеку трудно признать чужую точку зрения;
- идолы рынка связаны с использованием слов, которые не все-
гда адекватны реальности;
-идолы театра - недостатки, которые являются результатом
Преклонения перед авторитетами, часто ложными, и стремления
Доверять им больше, чем собственному размышлению.
О
Возможность построения новой, объективной науки связыва-
Лась Бэконом с необходимостью выработки объективного метода
Получения знаний и проверки их истинности. Таким методом, по
Его мнению, должен был стать предложенный им опытно-индуктив-
Ный метод. Для наук, получающих данные на основе чувственного
Опыта, методом доказательства служит эксперимент, для теорети-
Ческих же наук - новая индукция. Новый метод индукции, разрабо-
Танный Бэконом, коренным образом отличался от традиционной
индукции, принятой в ≪старой≫ логике. Индукция Бэкона предпо-
лагала постепенное и непрерывное восхождение от ≪ощущений и
частностей≫ к общему на основе наблюдения и сопоставления мак-
Симально возможного количества фактов, как положительных, так
И отрицательных, что позволяло избежать ошибочных обобщений.
Свой новый метод - индуктивную логику - Бэкон понимал как
орудие познания, органон (поэтому свой главный труд он назвал
≪Новый Органон≫). Его значение он сравнивал с возможностью
Применения линейки и циркуля для вычерчивания ровных линий и
Совершенных кругов людьми, обладающими разными способностя-
Ми. Бэкон верил, что, вооружив людей этим методом (как циркулем
И линейкой), он дает им одинаковые возможности и практически
Уравнивает их дарования, что сделает науку доступной каждому.
Важной для становления объективной науки стала идея Бэкона
об использовании математики, которую он считал ≪великим при-
ложением≫ к наукам и рассматривал как ≪вспомогательную≫ дис-
Циплину.
Сформулированные Фрэнсисом Бэконом принципы стали общи-
Ми методологическими принципами построения науки Нового
Времени, в том числе и психологии. Значительные изменения в
Психологии были связаны и с тем, что Бэкон впервые высказал
Идею возможности подлинно научного исследования человеческой
психики. Как приверженец теории ≪двойственности истины≫, он
Признавал две истины - божественную и научную, философскую.
Деизм Бэкона проявлялся и в его взглядах на ≪двойственность
души≫. Во времена Бэкона эта позиция носила прогрессивный ха-
Рактер. Согласно его воззрениям, существуют душа боговдохно-
Венная (разумная или рациональная) и душа чувственная (создан-
Ная). Боговдохновенную душу Бэкон оставил для изучения бого-
Словию, теологии, а чувственная душа стала предметом исследо-