Щества требовали пересмотра не только научных истин, но и
Нравственных ценностей уходящей эпохи, а следовательно, и раз-
Работки новой этики. Анализ подхода к проблеме эмоций и сво-
Боды человека в теориях психологов Нового времени показывает,
Что в решении этих вопросов они во многом склонялись к позиции
Ученых античности, которые считали, что эмоции отражают внеш-
Нюю ситуацию (а часто и вызываются ею). Поэтому они также свя-
Зывали свободу с возможностью преодоления аффекта и разумной
регуляцией деятельности. В этом плане обращает на себя внимание
Позиция Декарта, который выделял пассивные эмоции (страсти),
Доказывая, что они связаны с мышлением и являются одной из со-
Ставляющих наших понятий, когнитивной оценкой предмета или
Ситуации. То есть концепция Декарта, по сути, служит основани-
Ем для последующего развития современной когнитивной теории
Эмоций.
Первые теории Нового времени
Уже в конце XVI - начале XVII в. в психологической науке
Оформляются два основных подхода в теории познания, связанные
С именами выдающихся мыслителей - Ф. Бэкона и Р.Декарта. Пер-
Вый из них стал основателем эмпиризма, предполагающего ориен-
Тацию на чувственное познание, опыт и эксперимент, второй же
Олицетворял рационалистический подход.
Английский психолог, философ и видный политический деятель
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) принадлежал к знатному английскому
Роду (его отец около 20 лет был хранителем большой печати Анг-
Лии). Свою политическую карьеру Бэкон начал при королеве Ели-
Завете. В течение многих лет он был членом парламента, в качест-
Ве адвоката королевы ему пришлось выступить обвинителем про-
Тив своего покровителя - графа Эссекса. По поручению королевы
Он написал памфлет в оправдание процесса. Последующие биогра-
Фы и исследователи творчества Бэкона более всего ставили ему в
Вину это предательство, совершенное им по отношению к его един-
Ственному другу и покровителю, считая его более тяжким проступ-
Ком, чем последующие, за которые он был осужден. Недаром имя
Фрэнсиса Бэкона часто в истории науки приводится как пример
Несовпадения таланта и нравственности.
Расцвет его общественно-политической карьеры связан с време-
Нем правления Якова I, когда Бэкон стал лордом-канцлером, хра-
Нителем большой печати (1617), затем лордом - верховным канц-
Лером и пэром Англии (1618). В 1621 г. Бэкон был уличен в том, что
Принимал подарки, носившие характер подкупа, лишен всех долж-
Ностей и осужден. После скорого освобождения, отказавшись вер-
Нуться к государственной деятельности, он уехал во Францию и
Полностью посвятил себя науке. Опыт общественной жизни, так же
Как и последующего осуждения, связанного, по мнению Бэкона,
Больше с происками его политических недругов, чем с его реальны-
Ми прегрешениями, нашел отражение во многих его работах.
В 1597 г. Бэкон опубликовал первый вариант своих ≪Опытов
или наставлений нравственных и политических≫, которые принес-
Ли ему литературную известность. Впоследствии он неоднократно
Перерабатывал и переиздавал это произведение, считая его лучшим
Плодом своего творчества. В своих незаконченных работах, напи-
Санных еще в период своей политической и государственной дея-
Тельности, с 1603 по 1612 г., Бэкон сформулировал основные идеи и
положения, которые получили свое окончательное оформление в
≪Новом Органоне≫ (1620) - второй части проекта его жизни, ≪Вели-
кого Восстановления наук≫, который так и остался незавершенным.
В этих работах Бэкон сформулировал основы направления, которое
получило название эмпиризм. В отличие от сенсуализма, с кото-
Рым оно непосредственно связано, в эмпиризме утверждается, что
Истинное знание базируется не только на чувственном опыте, но и
На эксперименте, т.е. данные наших органов чувств должны до-
Полняться и проверяться результатами эксперимента, показания-
Ми приборов.
Задачу науки ученый видел в покорении природы и усовершен-
Ствовании человека. Для достижения этого Бэкон разработал про-
Грамму перестройки всей системы научного знания, основной
Целью которой была борьба с сакральностью, догматизмом и схо-
Ластикой. Разрабатывая классификацию наук, он исходил из поло-
жения о том, что религия и наука образуют самостоятельные об-
Ласти, их смешение грозит опасностью появления еретической ре-
Лигии или фантастической философии.