Щества требовали пересмотра не только научных истин, но и

Нравственных ценностей уходящей эпохи, а следовательно, и раз-

Работки новой этики. Анализ подхода к проблеме эмоций и сво-

Боды человека в теориях психологов Нового времени показывает,

Что в решении этих вопросов они во многом склонялись к позиции

Ученых античности, которые считали, что эмоции отражают внеш-

Нюю ситуацию (а часто и вызываются ею). Поэтому они также свя-

Зывали свободу с возможностью преодоления аффекта и разумной

регуляцией деятельности. В этом плане обращает на себя внимание

Позиция Декарта, который выделял пассивные эмоции (страсти),

Доказывая, что они связаны с мышлением и являются одной из со-

Ставляющих наших понятий, когнитивной оценкой предмета или

Ситуации. То есть концепция Декарта, по сути, служит основани-

Ем для последующего развития современной когнитивной теории

Эмоций.

Первые теории Нового времени

Уже в конце XVI - начале XVII в. в психологической науке

Оформляются два основных подхода в теории познания, связанные

С именами выдающихся мыслителей - Ф. Бэкона и Р.Декарта. Пер-

Вый из них стал основателем эмпиризма, предполагающего ориен-

Тацию на чувственное познание, опыт и эксперимент, второй же

Олицетворял рационалистический подход.

Английский психолог, философ и видный политический деятель

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) принадлежал к знатному английскому

Роду (его отец около 20 лет был хранителем большой печати Анг-

Лии). Свою политическую карьеру Бэкон начал при королеве Ели-

Завете. В течение многих лет он был членом парламента, в качест-

Ве адвоката королевы ему пришлось выступить обвинителем про-

Тив своего покровителя - графа Эссекса. По поручению королевы

Он написал памфлет в оправдание процесса. Последующие биогра-

Фы и исследователи творчества Бэкона более всего ставили ему в

Вину это предательство, совершенное им по отношению к его един-

Ственному другу и покровителю, считая его более тяжким проступ-

Ком, чем последующие, за которые он был осужден. Недаром имя

Фрэнсиса Бэкона часто в истории науки приводится как пример

Несовпадения таланта и нравственности.

Расцвет его общественно-политической карьеры связан с време-

Нем правления Якова I, когда Бэкон стал лордом-канцлером, хра-

Нителем большой печати (1617), затем лордом - верховным канц-

Лером и пэром Англии (1618). В 1621 г. Бэкон был уличен в том, что

Принимал подарки, носившие характер подкупа, лишен всех долж-

Ностей и осужден. После скорого освобождения, отказавшись вер-

Нуться к государственной деятельности, он уехал во Францию и

Полностью посвятил себя науке. Опыт общественной жизни, так же

Как и последующего осуждения, связанного, по мнению Бэкона,

Больше с происками его политических недругов, чем с его реальны-

Ми прегрешениями, нашел отражение во многих его работах.

В 1597 г. Бэкон опубликовал первый вариант своих ≪Опытов

или наставлений нравственных и политических≫, которые принес-

Ли ему литературную известность. Впоследствии он неоднократно

Перерабатывал и переиздавал это произведение, считая его лучшим

Плодом своего творчества. В своих незаконченных работах, напи-

Санных еще в период своей политической и государственной дея-

Тельности, с 1603 по 1612 г., Бэкон сформулировал основные идеи и

положения, которые получили свое окончательное оформление в

≪Новом Органоне≫ (1620) - второй части проекта его жизни, ≪Вели-

кого Восстановления наук≫, который так и остался незавершенным.

В этих работах Бэкон сформулировал основы направления, которое

получило название эмпиризм. В отличие от сенсуализма, с кото-

Рым оно непосредственно связано, в эмпиризме утверждается, что

Истинное знание базируется не только на чувственном опыте, но и

На эксперименте, т.е. данные наших органов чувств должны до-

Полняться и проверяться результатами эксперимента, показания-

Ми приборов.

Задачу науки ученый видел в покорении природы и усовершен-

Ствовании человека. Для достижения этого Бэкон разработал про-

Грамму перестройки всей системы научного знания, основной

Целью которой была борьба с сакральностью, догматизмом и схо-

Ластикой. Разрабатывая классификацию наук, он исходил из поло-

жения о том, что религия и наука образуют самостоятельные об-

Ласти, их смешение грозит опасностью появления еретической ре-

Лигии или фантастической философии.

Наши рекомендации