Быстро худел и погиб. Неизвестно, какое объяснение дал ученый

этому опыту, но его схема говорит об открытии роли сшибок, проти-

Воположных эмоциональных установок (потребность в пище - с од-

Ной стороны, страх - с другой), в возникновении глубоких соматиче-

Ских сдвигов. Сказанное дает основание видеть у Ибн Сины зачат-

ки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.

Другой известный арабский мыслитель - Ибн Рушд (латинизиро-

Ванное имя - Аверроэс, 1126-1198) жил в Испании, а затем в Марок-

Ко, где занимал должность судьи и придворного врача. Его основ-

Ные труды представляли собой оригинальный комментарий к сочи-

Нениям Аристотеля. Этот комментарий приобрел значение само-

Стоятельного учения, которое оказало большое влияние на запад-

Ноевропейскую мысль эпохи Средневековья. Особо отметим мысль

Ибн Рушда о том, что религию можно рассматривать как верова-

Ние, содержащее в иносказательной форме философскую истину.

Ибн Рушд доказывал, что, следуя Аристотелю, необходимо изу-

Чать неразрывные связи между функциями организма и теми ощу-

Щениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в ка-

Честве процессов, присущих его душе. Будучи врачом, Ибн Рушд

Тщательно изучал устройство человеческого тела и его органов

Чувств, показав зависимость восприятия окружающего мира от

Свойств нервной системы.

Главный вывод Ибн Рушда заключался в том, что вместе с

Распадом тела индивидуальная душа человека тоже уничтожается.

Вместе с тем арабский мыслитель выдвинул необычное представ-

Ление о том, что универсальный для всех людей разум сохраняется

После распада тела и это свидетельствует о богоподобии человека.

Мир вечен и движется по собственным законам, которые можно

Логически объяснять. Возможно и опытное исследование приро-

Ды вещей, в том числе души человека, и каждый обладает способ-

Ностями к такому познанию. Не отрицая индивидуальных способ-

Ностей, ограничивающих возможности каждого отдельного чело-

Века, Ибн Рушд подчеркивал, что возможности человека в постиже-

Нии истины неограниченны, и важно только научить людей пра-

Вильно мыслить, привить им желание размышлять. Общая способ-

Ность к мышлению, познанию мира и его законов, будучи врож-

Денной, присуща каждому человеку. Таким образом, бессмертный

Разум отделялся от смертной души. Это разделение разума и души

Было одним из важнейших положений теории Ибн Рушда и стало

Объектом критики со стороны теологов.

Он также подчеркивал, что способность к мышлению является

Потенциальной. Как солнце воздействует на глаз, вызывая в нем

Ощущение света, так и всеобщий разум, считал Ибн Рушд, воздей-

Ствуя на наши потенциальные способности, вызывает в нас мыс-

Ли. Для их актуализации, осознания необходимы определенные

Условия, в частности познавательная мотивация, внешние впечат-

Ления, хорошие учителя.

Психология в позднем Средневековье (XII-XV века)

Многие работы арабских мыслителей (особенно труды Ибн

Рушда) уже к концу XII в. были переведены на латинский язык,

Оказав значительное влияние на дальнейшее развитие европейской

Научной мысли. Важным фактором оказался и церковный раскол,

Произошедший в середине XI в. и разделивший церковь на Восточ-

Ную (Византийскую) православную и Западную (Римскую) като-

Лическую. С этого времени психологическая наука Западной Евро-

Пы на протяжении нескольких веков развивалась, мало контакти-

Руя с наукой Восточной Европы.

Наиболее значительные психологические исследования в позд-

Нем Средневековье связаны с именами Ф.Аквинского, Р.Бэкона,

Д. Скота и У. Оккама.

Фома Аквинский (1226-1274) был, по сути, последним бого-

Словом, уделявшим внимание и психолого-философской пробле-

матике. В своей системе, получившей название томизм, он стре-

Мился не только систематизировать накопленные в то время наукой

Знания, но и примирить богословие с наукой, в том числе и с нау-

Кой античности, прежде всего с теорией Аристотеля, последовате-

Лем которого он являлся.

Исходя из этого, Ф. Аквинский переделал теорию двух истин

Ибн Сины; он считал, что в случае противоречий истина знания

Все же уступает вере.

Доказывая неограниченные возможности разума в познании

Мира, в том числе и в понимании самых сложных его законов, боже-

Ственного Логоса, Ф. Аквинский выступал против тезиса Ибн Руш-

Наши рекомендации