Быстро худел и погиб. Неизвестно, какое объяснение дал ученый
этому опыту, но его схема говорит об открытии роли сшибок, проти-
Воположных эмоциональных установок (потребность в пище - с од-
Ной стороны, страх - с другой), в возникновении глубоких соматиче-
Ских сдвигов. Сказанное дает основание видеть у Ибн Сины зачат-
ки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.
Другой известный арабский мыслитель - Ибн Рушд (латинизиро-
Ванное имя - Аверроэс, 1126-1198) жил в Испании, а затем в Марок-
Ко, где занимал должность судьи и придворного врача. Его основ-
Ные труды представляли собой оригинальный комментарий к сочи-
Нениям Аристотеля. Этот комментарий приобрел значение само-
Стоятельного учения, которое оказало большое влияние на запад-
Ноевропейскую мысль эпохи Средневековья. Особо отметим мысль
Ибн Рушда о том, что религию можно рассматривать как верова-
Ние, содержащее в иносказательной форме философскую истину.
Ибн Рушд доказывал, что, следуя Аристотелю, необходимо изу-
Чать неразрывные связи между функциями организма и теми ощу-
Щениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в ка-
Честве процессов, присущих его душе. Будучи врачом, Ибн Рушд
Тщательно изучал устройство человеческого тела и его органов
Чувств, показав зависимость восприятия окружающего мира от
Свойств нервной системы.
Главный вывод Ибн Рушда заключался в том, что вместе с
Распадом тела индивидуальная душа человека тоже уничтожается.
Вместе с тем арабский мыслитель выдвинул необычное представ-
Ление о том, что универсальный для всех людей разум сохраняется
После распада тела и это свидетельствует о богоподобии человека.
Мир вечен и движется по собственным законам, которые можно
Логически объяснять. Возможно и опытное исследование приро-
Ды вещей, в том числе души человека, и каждый обладает способ-
Ностями к такому познанию. Не отрицая индивидуальных способ-
Ностей, ограничивающих возможности каждого отдельного чело-
Века, Ибн Рушд подчеркивал, что возможности человека в постиже-
Нии истины неограниченны, и важно только научить людей пра-
Вильно мыслить, привить им желание размышлять. Общая способ-
Ность к мышлению, познанию мира и его законов, будучи врож-
Денной, присуща каждому человеку. Таким образом, бессмертный
Разум отделялся от смертной души. Это разделение разума и души
Было одним из важнейших положений теории Ибн Рушда и стало
Объектом критики со стороны теологов.
Он также подчеркивал, что способность к мышлению является
Потенциальной. Как солнце воздействует на глаз, вызывая в нем
Ощущение света, так и всеобщий разум, считал Ибн Рушд, воздей-
Ствуя на наши потенциальные способности, вызывает в нас мыс-
Ли. Для их актуализации, осознания необходимы определенные
Условия, в частности познавательная мотивация, внешние впечат-
Ления, хорошие учителя.
Психология в позднем Средневековье (XII-XV века)
Многие работы арабских мыслителей (особенно труды Ибн
Рушда) уже к концу XII в. были переведены на латинский язык,
Оказав значительное влияние на дальнейшее развитие европейской
Научной мысли. Важным фактором оказался и церковный раскол,
Произошедший в середине XI в. и разделивший церковь на Восточ-
Ную (Византийскую) православную и Западную (Римскую) като-
Лическую. С этого времени психологическая наука Западной Евро-
Пы на протяжении нескольких веков развивалась, мало контакти-
Руя с наукой Восточной Европы.
Наиболее значительные психологические исследования в позд-
Нем Средневековье связаны с именами Ф.Аквинского, Р.Бэкона,
Д. Скота и У. Оккама.
Фома Аквинский (1226-1274) был, по сути, последним бого-
Словом, уделявшим внимание и психолого-философской пробле-
матике. В своей системе, получившей название томизм, он стре-
Мился не только систематизировать накопленные в то время наукой
Знания, но и примирить богословие с наукой, в том числе и с нау-
Кой античности, прежде всего с теорией Аристотеля, последовате-
Лем которого он являлся.
Исходя из этого, Ф. Аквинский переделал теорию двух истин
Ибн Сины; он считал, что в случае противоречий истина знания
Все же уступает вере.
Доказывая неограниченные возможности разума в познании
Мира, в том числе и в понимании самых сложных его законов, боже-
Ственного Логоса, Ф. Аквинский выступал против тезиса Ибн Руш-