Дой вещи есть всеобщее, которое роднит ее с другими предметами

Данного класса, а также отличное от других, единичное - то, что

Характеризует именно эту вещь. Такие разные свойства есть во

Всех окружающих предметах, в том числе и в человеке, и они яв-

Ляются предметом исследования разных наук. Исходя из этого,

Ученый и доказывал, что медицина и психология имеют особый

Предмет. Философия исследует сущее, множественное в каждой

Вещи, в то время как медицина и психология изучают конкретное,

Единичное.

Обобщенное знание, накопленное вековым опытом изучения

Поведения живых существ и их проявлений, с которыми имеет де-

Ло практическая медицина, было изложено в трактате Ибн Сины

≪Канон врачебной науки≫. Этот трактат на протяжении несколь-

Ких столетий был популярен не только на Востоке, но и в странах

Западной Европы (начиная с XII в., когда он был переведен на

Латинский язык). В Европе этот трактат затмил труды великих

Врачей древности Гиппократа и Галена. Уже одно это говорит о

Том, что Ибн Сина не ограничился представлениями о функциях

Организма, которые накопила прежняя наука, а обогатил свое

Учение новыми сведениями и обобщениями. Следует иметь в виду,

Что под медициной тогда понималась не узкоспециальная область

Врачевания. Она охватывала объяснения, которые в дальнейшем

стали относить к таким дисциплинам, как химия, ботаника, астро-

номия, география и др. И конечно, все эти дисциплины содержали

эмпирические знания, умело обобщенные Ибн Синой в ≪психологи-

ческую картину человека≫.

Положение Ибн Сины о зависимости психических явлений от

Физиологических касалось чувствительности организма, его спо-

Собности реагировать на внешние раздражения, а также его эмо-

Циональных состояний. Познание функций души было направле-

Но на познание материального, органического тела, доступного

Чувственному наблюдению, воздействию лекарственных и хирур-

Гических средств и т. д.

Ибн Сина не ограничивался опорой на факты, почерпнутые из

Практического изучения простейших реакций организма. Он учил,

Что, используя эти факты, можно объяснить и такое сложное яв-

Ление в психической жизни, как воображение, когда человек вос-

Создает и даже изменяет в своей душе воспринятые прежде образы

Вещей.

Во всех случаях Ибн Сина апеллировал к своему врачебному

Опыту. Он был одним из первых исследователей в области возраст-

Ной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием

Организма и его психологическими особенностями в различные

Возрастные периоды. При этом важное значение он придавал вос-

Питанию: именно посредством воспитания, учил он, осуществляется

Воздействие психики на организм, так что она, будучи активной

Силой, способна физиологические свойства этого организма изме-

Нять в определенном направлении. Особое место отводилось чув-

Ствам, аффектам, которые испытывает ребенок в различные возра-

Стные периоды. Аффекты же возникают обычно при общении с ро-

Дителями, при их воздействии на ребенка. Соответственно, вызывая

У ребенка те или иные аффекты, взрослые формируют его натуру,

Его организм, всю систему его психофизиологических функций.

Нельзя не обратить внимание на то, что за всеми этими поло-

Жениями скрыта общая мысль о способности регулировать внут-

Ренние психические состояния человека путем воздействия на его

Внешнее поведение. Идея взаимосвязи психического (как зависяще-

Го от этого поведения) и физиологического разрабатывалась Ибн

Синой, исходя из принесшего ему мировую славу медицинского

Опыта. Сохранились сведения, что он в ряде случаев выступал как

Превосходный психотерапевт, в частности излечил юношу, кото-

Рый погибал от истощения из-за нежелания принимать пищу. При

Лечении использовался прием, который в современной науке на-

зывается ассоциативным экспериментом. По изменению пульса это-

Го юноши Ибн Сина, называя различные объекты, установил, какие

Именно из этих объектов вызывают у него аффект, препятствующий

Приему пищи.

Ибн Сине также приписывают постановку опыта, который пред-

восхитил изучение явления, названного экспериментальным неврозом.

Двум баранам давали одинаковую пищу. Но один питался в нор-

Мальных условиях, тогда как около второго стоял на привязи волк.

Страх влиял на пищевое поведение этого барана. Он хотя и ел, но

Наши рекомендации