Дой вещи есть всеобщее, которое роднит ее с другими предметами
Данного класса, а также отличное от других, единичное - то, что
Характеризует именно эту вещь. Такие разные свойства есть во
Всех окружающих предметах, в том числе и в человеке, и они яв-
Ляются предметом исследования разных наук. Исходя из этого,
Ученый и доказывал, что медицина и психология имеют особый
Предмет. Философия исследует сущее, множественное в каждой
Вещи, в то время как медицина и психология изучают конкретное,
Единичное.
Обобщенное знание, накопленное вековым опытом изучения
Поведения живых существ и их проявлений, с которыми имеет де-
Ло практическая медицина, было изложено в трактате Ибн Сины
≪Канон врачебной науки≫. Этот трактат на протяжении несколь-
Ких столетий был популярен не только на Востоке, но и в странах
Западной Европы (начиная с XII в., когда он был переведен на
Латинский язык). В Европе этот трактат затмил труды великих
Врачей древности Гиппократа и Галена. Уже одно это говорит о
Том, что Ибн Сина не ограничился представлениями о функциях
Организма, которые накопила прежняя наука, а обогатил свое
Учение новыми сведениями и обобщениями. Следует иметь в виду,
Что под медициной тогда понималась не узкоспециальная область
Врачевания. Она охватывала объяснения, которые в дальнейшем
стали относить к таким дисциплинам, как химия, ботаника, астро-
номия, география и др. И конечно, все эти дисциплины содержали
эмпирические знания, умело обобщенные Ибн Синой в ≪психологи-
ческую картину человека≫.
Положение Ибн Сины о зависимости психических явлений от
Физиологических касалось чувствительности организма, его спо-
Собности реагировать на внешние раздражения, а также его эмо-
Циональных состояний. Познание функций души было направле-
Но на познание материального, органического тела, доступного
Чувственному наблюдению, воздействию лекарственных и хирур-
Гических средств и т. д.
Ибн Сина не ограничивался опорой на факты, почерпнутые из
Практического изучения простейших реакций организма. Он учил,
Что, используя эти факты, можно объяснить и такое сложное яв-
Ление в психической жизни, как воображение, когда человек вос-
Создает и даже изменяет в своей душе воспринятые прежде образы
Вещей.
Во всех случаях Ибн Сина апеллировал к своему врачебному
Опыту. Он был одним из первых исследователей в области возраст-
Ной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием
Организма и его психологическими особенностями в различные
Возрастные периоды. При этом важное значение он придавал вос-
Питанию: именно посредством воспитания, учил он, осуществляется
Воздействие психики на организм, так что она, будучи активной
Силой, способна физиологические свойства этого организма изме-
Нять в определенном направлении. Особое место отводилось чув-
Ствам, аффектам, которые испытывает ребенок в различные возра-
Стные периоды. Аффекты же возникают обычно при общении с ро-
Дителями, при их воздействии на ребенка. Соответственно, вызывая
У ребенка те или иные аффекты, взрослые формируют его натуру,
Его организм, всю систему его психофизиологических функций.
Нельзя не обратить внимание на то, что за всеми этими поло-
Жениями скрыта общая мысль о способности регулировать внут-
Ренние психические состояния человека путем воздействия на его
Внешнее поведение. Идея взаимосвязи психического (как зависяще-
Го от этого поведения) и физиологического разрабатывалась Ибн
Синой, исходя из принесшего ему мировую славу медицинского
Опыта. Сохранились сведения, что он в ряде случаев выступал как
Превосходный психотерапевт, в частности излечил юношу, кото-
Рый погибал от истощения из-за нежелания принимать пищу. При
Лечении использовался прием, который в современной науке на-
зывается ассоциативным экспериментом. По изменению пульса это-
Го юноши Ибн Сина, называя различные объекты, установил, какие
Именно из этих объектов вызывают у него аффект, препятствующий
Приему пищи.
Ибн Сине также приписывают постановку опыта, который пред-
восхитил изучение явления, названного экспериментальным неврозом.
Двум баранам давали одинаковую пищу. Но один питался в нор-
Мальных условиях, тогда как около второго стоял на привязи волк.
Страх влиял на пищевое поведение этого барана. Он хотя и ел, но