Ристик одаренных детей, Квинтилиан не признавал признаками

Одаренности. Это говорит о том, что Квинтилиан, так же как впо-

Следствии Гельвеции, понимал способности не как высокую ско-

Рость или легкость обучаемости, усвоения нового материала, а как

достойный уровень выполнения задания, интерес и серьезность,

Проявляемые в процессе работы, что свойственно больше настой-

Чивым и внимательным, чем импульсивным и творческим детям.

В медицине эти исследования нашли наиболее полное отражение

В работах Галена (ок. 130-200 гг.), который большое внимание

Уделял экспериментальной медицине. В молодости он побывал в

Александрии, где познакомился с результатами деятельности

Знаменитой александрийской школы физиологов, в том числе и с

Некоторыми их работами на человеческом мозге. По возвращении

В Рим Гален продолжил исследовать деятельность нервной систе-

Мы, анатомируя животных. Из более 400 работ Галена по медици-

Не, философии и психологии наибольшее значение для последней

имеет трактат ≪О частях человеческого тела≫, в котором описаны

Взаимосвязь жизнедеятельности организма и нервной системы.

Гален считал, что органами психики являются мозг, сердце и

Печень. При этом, исходя из выделенных в учении Платона частей

Души, доказывал, что iu-чень связана с вожделением, сердце - со

Страстями, а мозг - с разумом. Гален также высказал мысль о том,

Что именно желудочки мозга, а не кора, играют ведущую роль в

Мозговой активности, так как именно в них хранится психическая

Пневма. Большое значение имели и открытые им задние и передние

Корешки мозга, исследование которых впервые показало существо-

Вание разных, специальных волокон, связывающих мозг с мыш-

Цами и органами чувств. Все эти данные позднее помогли рас-

Крыть законы мозговой регуляции психики, рефлекса и т.д.

Гален также, развивая идеи Гиппократа об акразии и ее роли в

Формировании темперамента, высказывал гипотезу о том, что тем-

Пераментов не четыре, но много больше, в зависимости от разных

Сочетаний соков организма. Описывая теплые (мужественные)

Или холодные (медлительные) типы, Гален подчеркивал, что тем-

Перамент имеет не только медицинское, но и психологическое зна-

Чение, раскрывая специфику поведения человека в определенной

Ситуации.

Преобладание определенных соков, теплого и холодного, свя-

Зано, по его мнению, и с развитием аффектов. Так, гнев он описы-

Вает как повышение сердечной теплоты, которая и приводит к воз-

Никновению определенного эмоционального состояния, осознавае-

Мого как гнев. Таким образом, можно сказать, что в теории Галена

Закладывался периферический взгляд на происхождение эмоций,

Который впоследствии найдет воплощение в теории эмоций Джем-

Са-Ланге.

В первых веках нашей эры развитие психологических взглядов

Определялось уже не только греческой мифологией и религией, но

И распространяющимся христианством. Одним из первых достиже-

Ния психологической науки (прежде всего работы Платона и стои-

ков) с библейскими постулатами связал Филон Александрийский

(ок. 25 г. до н.э. - 50 г. н.э.). Ему принадлежит и один из первых

Переводов Ветхого завета на греческий язык. Наибольшую слож-

Ность для Филона (как и для последующих религиозных мыслите-

лей) представляла интерпретация понятия ≪господа≫ и трансцен-

Дентальных представлений Библии в понятийном аппарате грече-

Ской науки. Античная психология даже в своих идеалистических

Представлениях опиралась на природные, выведенные из наблю-

Дения и размышления о законах окружающего мира понятия, а

Потому внеприродные понятия в ее терминах просто невыразимы.

Поэтому в концепции Филона впервые появился термин ≪откро-

вение≫, которым он и объяснял невыводимые из научных знаний

Понятия. Так в психологию впервые проникла мистика, которая в

Средневековый период стала одним из ее основных элементов.

Откровение в теории Филона объясняется при помощи теории зна-

Чения слова, разработанного стоиками. Продолжив предприня-

Тый ими анализ связи слова, мысли и предмета, Филон отождест-

вил понятия слово и Логос, оставляя в стороне сущность этой свя-

Зи, их соотношение с мыслью и реальным предметом. По Филону,

Слово и есть закон, по которому создается мир, слово - открове-

Ние Бога, данное им в вербальной форме людям. Такое отношение

К слову-Логосу перешло от Филона Александрийского в христи-

Наши рекомендации