Ристик одаренных детей, Квинтилиан не признавал признаками
Одаренности. Это говорит о том, что Квинтилиан, так же как впо-
Следствии Гельвеции, понимал способности не как высокую ско-
Рость или легкость обучаемости, усвоения нового материала, а как
достойный уровень выполнения задания, интерес и серьезность,
Проявляемые в процессе работы, что свойственно больше настой-
Чивым и внимательным, чем импульсивным и творческим детям.
В медицине эти исследования нашли наиболее полное отражение
В работах Галена (ок. 130-200 гг.), который большое внимание
Уделял экспериментальной медицине. В молодости он побывал в
Александрии, где познакомился с результатами деятельности
Знаменитой александрийской школы физиологов, в том числе и с
Некоторыми их работами на человеческом мозге. По возвращении
В Рим Гален продолжил исследовать деятельность нервной систе-
Мы, анатомируя животных. Из более 400 работ Галена по медици-
Не, философии и психологии наибольшее значение для последней
имеет трактат ≪О частях человеческого тела≫, в котором описаны
Взаимосвязь жизнедеятельности организма и нервной системы.
Гален считал, что органами психики являются мозг, сердце и
Печень. При этом, исходя из выделенных в учении Платона частей
Души, доказывал, что iu-чень связана с вожделением, сердце - со
Страстями, а мозг - с разумом. Гален также высказал мысль о том,
Что именно желудочки мозга, а не кора, играют ведущую роль в
Мозговой активности, так как именно в них хранится психическая
Пневма. Большое значение имели и открытые им задние и передние
Корешки мозга, исследование которых впервые показало существо-
Вание разных, специальных волокон, связывающих мозг с мыш-
Цами и органами чувств. Все эти данные позднее помогли рас-
Крыть законы мозговой регуляции психики, рефлекса и т.д.
Гален также, развивая идеи Гиппократа об акразии и ее роли в
Формировании темперамента, высказывал гипотезу о том, что тем-
Пераментов не четыре, но много больше, в зависимости от разных
Сочетаний соков организма. Описывая теплые (мужественные)
Или холодные (медлительные) типы, Гален подчеркивал, что тем-
Перамент имеет не только медицинское, но и психологическое зна-
Чение, раскрывая специфику поведения человека в определенной
Ситуации.
Преобладание определенных соков, теплого и холодного, свя-
Зано, по его мнению, и с развитием аффектов. Так, гнев он описы-
Вает как повышение сердечной теплоты, которая и приводит к воз-
Никновению определенного эмоционального состояния, осознавае-
Мого как гнев. Таким образом, можно сказать, что в теории Галена
Закладывался периферический взгляд на происхождение эмоций,
Который впоследствии найдет воплощение в теории эмоций Джем-
Са-Ланге.
В первых веках нашей эры развитие психологических взглядов
Определялось уже не только греческой мифологией и религией, но
И распространяющимся христианством. Одним из первых достиже-
Ния психологической науки (прежде всего работы Платона и стои-
ков) с библейскими постулатами связал Филон Александрийский
(ок. 25 г. до н.э. - 50 г. н.э.). Ему принадлежит и один из первых
Переводов Ветхого завета на греческий язык. Наибольшую слож-
Ность для Филона (как и для последующих религиозных мыслите-
лей) представляла интерпретация понятия ≪господа≫ и трансцен-
Дентальных представлений Библии в понятийном аппарате грече-
Ской науки. Античная психология даже в своих идеалистических
Представлениях опиралась на природные, выведенные из наблю-
Дения и размышления о законах окружающего мира понятия, а
Потому внеприродные понятия в ее терминах просто невыразимы.
Поэтому в концепции Филона впервые появился термин ≪откро-
вение≫, которым он и объяснял невыводимые из научных знаний
Понятия. Так в психологию впервые проникла мистика, которая в
Средневековый период стала одним из ее основных элементов.
Откровение в теории Филона объясняется при помощи теории зна-
Чения слова, разработанного стоиками. Продолжив предприня-
Тый ими анализ связи слова, мысли и предмета, Филон отождест-
вил понятия слово и Логос, оставляя в стороне сущность этой свя-
Зи, их соотношение с мыслью и реальным предметом. По Филону,
Слово и есть закон, по которому создается мир, слово - открове-
Ние Бога, данное им в вербальной форме людям. Такое отношение
К слову-Логосу перешло от Филона Александрийского в христи-