Древней (греческой) стой. Это отразилось и на их понимании души

которую они называли ≪хорошо выделанным папирусом для за-

писи≫. Стоики выделяли восемь частей души, из которых только

Одна не связана с процессом познания, но отвечает за продолже-

Ние рода. Остальные части - это пять органов чувств (обоняние,

Осязание, вкус, слух и зрение), а также мышление и речь. Шесть

Низших частей души общие у человека и других живых существ, а

Мышление и речь присущи только человеку.

Существенной переработке подверглась в школе стоиков и тео-

Рия истечений. Ярко выраженный рационализм стоиков сделал

Ощущения лишь подсобным материалом для мышления - ведуще-

Го процесса познания. В этом процессе они выделяли пять ступе-

Ней - ощущение, память, воображение, фантазию и мышление

(внешнее и внутреннее). При этом под внешним мышлением стоики

Понимали речь, полностью отождествляя эти процессы. С точки

Зрения стоиков, мышление как бы пронизывает весь процесс по-

Знания, оказывая влияние уже на первых его ступенях, так как

Именно разумность ощущений делает их правильными, т. е. оче-

Видными для всякого. Мышление, т. е. осознание и оценка истин-

Ности и очевидности наших представлений, продолжается и при

Запоминании, и при фантазии, т.е. на всех этапах переработки

Знаний. Таким образом, в крайне наивном виде в концепции стои-

Ков проявляется попытка связать воедино все ступени познания,

Показать их преемственность и вычленить критерий объективности

Познаваемого.

Идея Логоса, выражающегося в слове и связанного с разумом,

Мыслью, стала центральной для стоиков. С их точки зрения, логи-

Ка - это учение и о мышлении, и о речи, раскрывающее их диалек-

Тическую взаимосвязь. Разработанную этой школой концепцию

Речи по праву можно назвать первой в науке теорией значения

Слов. Раз мысль обозначается словом, то и разница между ними в

Том, что мысль - это обозначаемое, а слово (символ) - обозначаю-

Щее. Мысль и слово связаны с реальным предметом, составляя,

таким образом, ≪треугольник отношений≫: слово-мысль-предмет,

Так как слово правильно передает мысль и адекватно реальному

Предмету, который верно отражен в мысли. Доказывая, что слово,

Звук и предмет реальны, а мысль идеальна, стоики рассматривали

Взаимосвязь и происхождение этих элементов, заложив традицию

Изучения связи слова и значения, слова и его внутренней формы,

Представления. Значение хорошей формы проявлялось в том, что

В теории стоиков слово приобретало дополнительное значение и

Силу, если подано в совершенной, поэтической форме. Так, форма

Торжественного гекзаметра нередко использовалась для юридиче-

Ских постановлений, моральных поучений, философских произве-

Дений. Такое же значение имела музыка, которая придавала словам

Дополнительный лад, новое значение. Исследования значения и

Внутренней формы слова стали впоследствии, уже в XIX-XX вв.,

Ведущими для многих отечественных и зарубежных психологов.

Доказывая, исходя из треугольника отношений, что слово суще-

Ствует до и независимо от реального предмета, являясь не только

Его названием, но и сутью, стоики, как до них Пифагор, шли в

сторону идеализации слова (как Пифагор идеализировал числа),

Отождествляя его с законом, которому подчиняется и природа, и

Человек, и космос. Именно таким образом, как будет показано

Ниже, и интерпретировал эту теорию Филон Александрийский.

Основываясь на идее Логоса, стоики признавали наличие в при-

Роде активного и пассивного начала, связывая их с причиной и ма-

терией. Так, Сенека писал, что ≪материя костенеет в неподвижности,

Причина же, или разум, ворочает материю как хочет, придавая ей

форму... так в статуе существует и материя - бронза, и причина -

художник, который придает материи обличье≫. В этом отрывке

Иллюстрируется одно из важнейших положений концепции стои-

Ков: они связывали причину с ваятелем, художником, от которого

Зависит причина всех причин, и отождествляли ее с судьбой.

Прилагая понятие о причине к судьбе человека, стоики строи-

Ли свое учение о психической активности, свободе воли и нравст-

Венности.

Одним из главных в концепции стоиков является вопрос о сво-

Боде духа. Ни одно из положений их учения не может сравниться

По важности с этим утверждением. Однако провозглашая абсолют-

Ную свободу личности, они подчеркивали, что свобода духа не то-

Наши рекомендации