Древней (греческой) стой. Это отразилось и на их понимании души
которую они называли ≪хорошо выделанным папирусом для за-
писи≫. Стоики выделяли восемь частей души, из которых только
Одна не связана с процессом познания, но отвечает за продолже-
Ние рода. Остальные части - это пять органов чувств (обоняние,
Осязание, вкус, слух и зрение), а также мышление и речь. Шесть
Низших частей души общие у человека и других живых существ, а
Мышление и речь присущи только человеку.
Существенной переработке подверглась в школе стоиков и тео-
Рия истечений. Ярко выраженный рационализм стоиков сделал
Ощущения лишь подсобным материалом для мышления - ведуще-
Го процесса познания. В этом процессе они выделяли пять ступе-
Ней - ощущение, память, воображение, фантазию и мышление
(внешнее и внутреннее). При этом под внешним мышлением стоики
Понимали речь, полностью отождествляя эти процессы. С точки
Зрения стоиков, мышление как бы пронизывает весь процесс по-
Знания, оказывая влияние уже на первых его ступенях, так как
Именно разумность ощущений делает их правильными, т. е. оче-
Видными для всякого. Мышление, т. е. осознание и оценка истин-
Ности и очевидности наших представлений, продолжается и при
Запоминании, и при фантазии, т.е. на всех этапах переработки
Знаний. Таким образом, в крайне наивном виде в концепции стои-
Ков проявляется попытка связать воедино все ступени познания,
Показать их преемственность и вычленить критерий объективности
Познаваемого.
Идея Логоса, выражающегося в слове и связанного с разумом,
Мыслью, стала центральной для стоиков. С их точки зрения, логи-
Ка - это учение и о мышлении, и о речи, раскрывающее их диалек-
Тическую взаимосвязь. Разработанную этой школой концепцию
Речи по праву можно назвать первой в науке теорией значения
Слов. Раз мысль обозначается словом, то и разница между ними в
Том, что мысль - это обозначаемое, а слово (символ) - обозначаю-
Щее. Мысль и слово связаны с реальным предметом, составляя,
таким образом, ≪треугольник отношений≫: слово-мысль-предмет,
Так как слово правильно передает мысль и адекватно реальному
Предмету, который верно отражен в мысли. Доказывая, что слово,
Звук и предмет реальны, а мысль идеальна, стоики рассматривали
Взаимосвязь и происхождение этих элементов, заложив традицию
Изучения связи слова и значения, слова и его внутренней формы,
Представления. Значение хорошей формы проявлялось в том, что
В теории стоиков слово приобретало дополнительное значение и
Силу, если подано в совершенной, поэтической форме. Так, форма
Торжественного гекзаметра нередко использовалась для юридиче-
Ских постановлений, моральных поучений, философских произве-
Дений. Такое же значение имела музыка, которая придавала словам
Дополнительный лад, новое значение. Исследования значения и
Внутренней формы слова стали впоследствии, уже в XIX-XX вв.,
Ведущими для многих отечественных и зарубежных психологов.
Доказывая, исходя из треугольника отношений, что слово суще-
Ствует до и независимо от реального предмета, являясь не только
Его названием, но и сутью, стоики, как до них Пифагор, шли в
сторону идеализации слова (как Пифагор идеализировал числа),
Отождествляя его с законом, которому подчиняется и природа, и
Человек, и космос. Именно таким образом, как будет показано
Ниже, и интерпретировал эту теорию Филон Александрийский.
Основываясь на идее Логоса, стоики признавали наличие в при-
Роде активного и пассивного начала, связывая их с причиной и ма-
терией. Так, Сенека писал, что ≪материя костенеет в неподвижности,
Причина же, или разум, ворочает материю как хочет, придавая ей
форму... так в статуе существует и материя - бронза, и причина -
художник, который придает материи обличье≫. В этом отрывке
Иллюстрируется одно из важнейших положений концепции стои-
Ков: они связывали причину с ваятелем, художником, от которого
Зависит причина всех причин, и отождествляли ее с судьбой.
Прилагая понятие о причине к судьбе человека, стоики строи-
Ли свое учение о психической активности, свободе воли и нравст-
Венности.
Одним из главных в концепции стоиков является вопрос о сво-
Боде духа. Ни одно из положений их учения не может сравниться
По важности с этим утверждением. Однако провозглашая абсолют-
Ную свободу личности, они подчеркивали, что свобода духа не то-