Конкретному человеку, то нравственным в ряде случаев придется
Признать поступок, который приносит боль другому, а это не мо-
Жет уже считаться добродетелью с позиции общества. Таким об-
Разом, делая этический критерий внутренним, связывая его с поль-
Зой для конкретного человека, Эпикур лишал человека возможно-
Сти объективной оценки своего поведения и уводил его не только
От страха наказания, но и от награды за хороший поступок. Ведь
Если человек в себе, и только в себе, находит силы для своей дея-
Тельности, сам себя и наказывает и поощряет, у него отсутствует
Необходимая для многих опора, помогающая преодолеть трудно-
Сти и искушения, дающая надежду на то, что кто-то оценит его
Поведение и наградит. Если человека, как говорил Эпикур, учить
Опираться только на собственные силы, не бояться неудач и осуж-
Дения, то такое воспитание, безусловно, поможет быстрее найти
Свою дорогу сильным людям, но может быть болезненно и даже
Опасно для слабых, которым нужна помощь и поддержка. При
Этом, по мнению многих ученых того времени, наказание является
Не только острасткой и бичом для непослушных, оно помогает ела-
Бым людям держать себя в узде и не преступать закон. Для многих
Людей пропадает и прелесть поступка, за который никто не похва-
Лит. Поэтому проповедуемый Эпикуром подход приемлем в ос-
Новном для решительного и уверенного в себе человека, которого
Ф. Ницше впоследствии назвал ≪сверхчеловек≫.
О внутренней независимости, автономии человека говорили и
Стоики. Однако в отличие от Эпикура они подчеркивали необхо-
Димость ранней социализации, подчинения законам, действую-
Щим в данном обществе, говоря о том, что каждый должен честно
Выполнять возложенные на него обязанности, диктуемые его ро-
лью. Так в психологии впервые появляется термин роль - один из
Наиболее важных в современной науке. Эта школа разработала
Более приемлемую для большинства людей этическую концепцию
И постепенно получила широкое распространение. Она зародилась
Еще в Древней Греции. Закладывали основы стоической этики де-
Классированные люди - бывший борец Зенон (336-264 гг. до н. э.),
Отпущенный на свободу раб Хризипп (281-208 гг. до н.э.). У них,
Естественно, не было денег на покупку земли для своей школы,
Часто не было даже своего дома. Поэтому свои беседы они вели,
прогуливаясь по внешней колоннаде греческих храмов - стое. От-
сюда и название этой школы - стоики, которое со временем стало
Нарицательным, обозначая твердость духа и постоянство. Посте-
Пенно приобретая все большую популярность, их концепция за-
Воевывала новые слои общества, и в римский период эта школа
Была одной из самых известных и распространенных, к ней при-
Надлежали многие видные политики, в том числе сенаторы Се-
Нека, Катон Младший, Цицерон, Брут, император Марк Аврелий
(I-II вв. н.э.).
Стоики разделяли взгляды Демокрита на атомистическое
Строение мира, говоря о том, что начало начал - это бытие, со-
Стоящее из атомов, которые являются первоосновой всей вселен-
Ной, в том числе и души и тела человека. Разделяли они и идею
пантеизма (всеобщего одушевления природы) первых психологов.
Понимая природу как целое, они утверждали, что душа - божест-
Венное начало (которое отождествляется с судьбой, провидением)
Присуще всей природе.
В этой школе была развита и концепция Гераклита о том, что
Четыре основных элемента природы - огонь, воздух, вода и земля -
Находятся в постоянном взаимодействии и взаимопревращении,
т. е. ≪все находится во всем и все возникает из всего≫. Однако эти
Превращения подчиняются определенным законам, прежде всего
закону ≪мирового года≫, определяющему возникновение мира из
Огня, его расцвет, закат, гибель, а затем новое возрождение.
Эти законы стоики приложили к развитию души, доказывая, что
Она после смерти тела умирает, поскольку атомы души, как утвер-
Ждал и Демокрит, рассеиваются в воздухе. Однако умирает душа
Не сразу, а постепенно, теряя изначальную форму и концентрацию
Атомов. Это время, по мнению стоиков, дается человеку на то,
Чтобы его мысли, открытия, переживания вместе с атомами его
Души в процессе дыхания передались другим людям. В этой идее
Прослеживаются взгляды Аристотеля на передачу знаний, преоб-
Раженные с учетом концепции атомизма.
Изучение процесса познания стало главным для психологов