Конкретному человеку, то нравственным в ряде случаев придется

Признать поступок, который приносит боль другому, а это не мо-

Жет уже считаться добродетелью с позиции общества. Таким об-

Разом, делая этический критерий внутренним, связывая его с поль-

Зой для конкретного человека, Эпикур лишал человека возможно-

Сти объективной оценки своего поведения и уводил его не только

От страха наказания, но и от награды за хороший поступок. Ведь

Если человек в себе, и только в себе, находит силы для своей дея-

Тельности, сам себя и наказывает и поощряет, у него отсутствует

Необходимая для многих опора, помогающая преодолеть трудно-

Сти и искушения, дающая надежду на то, что кто-то оценит его

Поведение и наградит. Если человека, как говорил Эпикур, учить

Опираться только на собственные силы, не бояться неудач и осуж-

Дения, то такое воспитание, безусловно, поможет быстрее найти

Свою дорогу сильным людям, но может быть болезненно и даже

Опасно для слабых, которым нужна помощь и поддержка. При

Этом, по мнению многих ученых того времени, наказание является

Не только острасткой и бичом для непослушных, оно помогает ела-

Бым людям держать себя в узде и не преступать закон. Для многих

Людей пропадает и прелесть поступка, за который никто не похва-

Лит. Поэтому проповедуемый Эпикуром подход приемлем в ос-

Новном для решительного и уверенного в себе человека, которого

Ф. Ницше впоследствии назвал ≪сверхчеловек≫.

О внутренней независимости, автономии человека говорили и

Стоики. Однако в отличие от Эпикура они подчеркивали необхо-

Димость ранней социализации, подчинения законам, действую-

Щим в данном обществе, говоря о том, что каждый должен честно

Выполнять возложенные на него обязанности, диктуемые его ро-

лью. Так в психологии впервые появляется термин роль - один из

Наиболее важных в современной науке. Эта школа разработала

Более приемлемую для большинства людей этическую концепцию

И постепенно получила широкое распространение. Она зародилась

Еще в Древней Греции. Закладывали основы стоической этики де-

Классированные люди - бывший борец Зенон (336-264 гг. до н. э.),

Отпущенный на свободу раб Хризипп (281-208 гг. до н.э.). У них,

Естественно, не было денег на покупку земли для своей школы,

Часто не было даже своего дома. Поэтому свои беседы они вели,

прогуливаясь по внешней колоннаде греческих храмов - стое. От-

сюда и название этой школы - стоики, которое со временем стало

Нарицательным, обозначая твердость духа и постоянство. Посте-

Пенно приобретая все большую популярность, их концепция за-

Воевывала новые слои общества, и в римский период эта школа

Была одной из самых известных и распространенных, к ней при-

Надлежали многие видные политики, в том числе сенаторы Се-

Нека, Катон Младший, Цицерон, Брут, император Марк Аврелий

(I-II вв. н.э.).

Стоики разделяли взгляды Демокрита на атомистическое

Строение мира, говоря о том, что начало начал - это бытие, со-

Стоящее из атомов, которые являются первоосновой всей вселен-

Ной, в том числе и души и тела человека. Разделяли они и идею

пантеизма (всеобщего одушевления природы) первых психологов.

Понимая природу как целое, они утверждали, что душа - божест-

Венное начало (которое отождествляется с судьбой, провидением)

Присуще всей природе.

В этой школе была развита и концепция Гераклита о том, что

Четыре основных элемента природы - огонь, воздух, вода и земля -

Находятся в постоянном взаимодействии и взаимопревращении,

т. е. ≪все находится во всем и все возникает из всего≫. Однако эти

Превращения подчиняются определенным законам, прежде всего

закону ≪мирового года≫, определяющему возникновение мира из

Огня, его расцвет, закат, гибель, а затем новое возрождение.

Эти законы стоики приложили к развитию души, доказывая, что

Она после смерти тела умирает, поскольку атомы души, как утвер-

Ждал и Демокрит, рассеиваются в воздухе. Однако умирает душа

Не сразу, а постепенно, теряя изначальную форму и концентрацию

Атомов. Это время, по мнению стоиков, дается человеку на то,

Чтобы его мысли, открытия, переживания вместе с атомами его

Души в процессе дыхания передались другим людям. В этой идее

Прослеживаются взгляды Аристотеля на передачу знаний, преоб-

Раженные с учетом концепции атомизма.

Изучение процесса познания стало главным для психологов

Наши рекомендации