Воположностью. Так, после хорошего ужина с излишествами мо-
Жет заболеть голова или желудок, после контактов с незнакомой
Женщиной можно подхватить дурную болезнь, и только общение
С книгами и друзьями вечно и всегда приносит радость. Разверты-
вая это положение Эпикура, Лукреций Кар писал, что ≪все те, кто
Достичь до вершин удовольствий стремится, гибельным сделали
путь по дороге, к нему восходящей...≫, в то время как истинное
счастье у того, ≪кто обладает богатством умеренной жизни, дух
безмятежен его, и живет он, довольствуясь малым≫.
Основной проблемой человеческой жизни Эпикур считал пре-
Одоление страха страданий, главным образом страха перед смертью,
Загробной жизнью. С его точки зрения, не страх перед наказанием,
Перед загробными муками, но собственный разум, собственная
Воля должны удерживать человека от дурных поступков. Страх не
Может привести к нравственности, так как в его основе лежит
Страдание. Кроме того, он высказал важную мысль о том, что лю-
Бой страх, и прежде всего страх перед учителями, правителями,
Так же как и перед Богами, тормозит развитие человека. Пропо-
Ведуемый Эпикуром атеизм был связан именно с этой идеей, так
Как, по его убеждению, Боги хотя и существуют, но не вмешива-
Ются в жизнь людей. Это погруженные в высшее счастье самона-
Слаждения и блаженства высшие существа, которые обитают в про-
Странстве между мирами совершенно безотносительно к этим ми-
Рам. Поэтому человеку не надо ни бояться их, ни надеяться на их
Помощь и опираться только на себя, свои потребности и мотивы,
Свои понятия о добре и зле.
Анализируя причину страха смерти, Эпикур утверждал, что это
Не страх перед наказанием (ведь никто точно не знает, будет ли он
Наказан и вообще есть ли загробная жизнь), а страх перед неопреде-
Ленностью, неизвестностью. Состояние этого страха дано в стихах
Шекспира: ≪Страх чего-то после смерти... безвестный край, откуда
нет возврата земным скитальцам... Так всех нас в трусов обраща-
ет мысль...≫ Таким образом, разум не только делает более устой-
Чивыми наши положительные эмоции, но и является причиной от-
Рицательных; с этой точки зрения можно говорить о том, что имен-
Но Эпикур заложил предпосылки когнитивной теории эмоций.
Счастье, по Эпикуру, состоит в атараксии, т. е. в состоянии ду-
Шевной невозмутимости. Атараксия достигается воспитанием, раз-
мышлениями. Человек, достигший ее, стремится ≪прожить неза-
метно≫, как писал он, т. е. не участвовать в политике, в бесплод-
Ных спорах с неучеными людьми, которые не могут понять выска-
Зываемых ученым мыслей. Знание, говорил он, нельзя навязывать
Людям, они сами должны прийти к нему в своем стремлении к
Счастливой жизни. Эпикур считал необходимым для ученого из-
Бегать активного участия в общественной жизни. Он доказывал,
Что только уединение и размышления с близкими друзьями дают
Настоящее наслаждение и приводят к открытию истины.
Эпикурейцы доказывали этическую обоснованность отчуждения
От общества тем, что общественная жизнь является источником
Тревог, зависти, жестокости и конформизма; в отличие от нее нрав-
Ственная жизнь - это жизнь личная, в кругу книг и близких, жизнь,
Имеющая целью самосовершенствование и познание. Однако в
Этом случае Лукреций Кар выступал против отчуждения, утвер-
Ждая, что наибольшее удовлетворение приносит активная позиция,
Предполагающая передачу своих знаний другим людям. Он также
Говорил о том, что ученый должен не только передавать знания
Другим, но и пытаться построить жизнь людей по лучшему образ-
Цу. По некоторым данным (а о жизни Лукреция Кара нам, к сожа-
Лению, известно не очень много), он не только говорил о необхо-
Димости активной позиции, но и принимал непосредственное уча-
Стие в восстании Спартака и покончил с собой совсем молодым.
Таким образом, уже первые попытки переустройства мира уче-
Ными претерпели полную неудачу, и Лукреций Кар, так же как в
Свое время Платон, пострадал от своего желания передать истину
Политическим деятелям своего времени.
В позиции Эпикура были уязвимые места, которые помешали
Широкому распространению его концепции. Прежде всего, к ним
Относится отсутствие четких критериев добра и зла, нравственно-
Го и безнравственного поведения, что было важным обстоятель-
Ством для науки того времени. Если нравственно то, что приятно