Выделяя два вида мышления (в современной классификации -
Логическое и интуитивное), Аристотель фактически раскрывал два
Способа получения знания. Логическое мышление завершает сен-
Суалистический путь познания, в то время как интуитивное помо-
Гает актуализации знаний из врожденной, разумной части души.
Как уже говорилось, введение в теорию понятия о бессмертной
Части души диктовалось невозможностью по-иному объяснить пе-
Редачу опыта, культуры от одного поколения к другому. С этим же
Связано и появление понятия интуитивного мышления, при помо-
Щи которого полученные знания осознаются человеком.
Однако интуитивное мышление Аристотель, как и Платон, сво-
Дит в основном к репродукции, актуализации тех знаний, которые
Уже имеются у человечества. А творческое мышление, получение
Принципиально нового знания, основывается на собственном опы-
Те, переработанном человеком. Таким образом, парадоксальным
Является тот факт, что интуитивное мышление, которое в совре-
Менной психологии часто отождествляют с творчеством, в теории
Мышления античности рассматривалось как репродуктивное и
Противопоставлялось с этой точки зрения логическому. Аристотель
Говорил о том, что анализ внешних впечатлений, данных в ощуще-
Ниях, может привести к открытию, к появлению абсолютно нового
Знания, аналогов которого не имеется ни в душах людей, ни во все-
Общем разуме - нусе. Попадая после смерти во всеобщий разум,
это новое знание соединяется с ним, пополняя его содержание и
Становясь достоянием новых поколений.
Аристотель подчеркивал также новаторский и авторский харак-
Тер научного и художественного творчества. Доказывая, что отпе-
Чаток личности творца лежит на его произведениях, Аристотель
приводил примеры того, как разные художники по-разному трак-
Туют одни и те же сюжеты. Поскольку появление нового знания
Основано на собственном опыте и активности человека, важно уже
С раннего возраста обучать детей творчеству, умению наблюдать
И понимать окружающих людей, их переживания. Он писал и о не-
обходимости развития самостоятельности, активности и индивиду-
Альности в людях, так как эти качества обязательно присутствуют
В личности выдающегося ученого и художника.
В отличие от Платона Аристотель говорил также о необходи-
Мости развивать знания о ремесле, навыки к определенной твор-
ческой деятельности с детства (например, учить рисовать, лепить),
Так как дети наиболее восприимчивы к обучению, и чем раньше
Начинается их обучение, тем искусней они становятся.
К важным частям психологической системы Аристотеля отно-
Сится проведенное им разграничение теоретического и практиче-
Ского разума. Принципом такого разграничения послужило раз-
Личие между функциями мышления. Если результатом теоретиче-
Ского мышления является накопление знаний, то практическое
Мышление направлено на руководство поведением. Изучая разви-
Тие теоретического мышления, Аристотель исследовал генезис об-
Разования понятий у детей, утверждая, что у них сначала форми-
руются общие понятия, а только затем единичные. Например, дети
сначала говорят ≪отец≫ или ≪мать≫, подразумевая всех мужчин
Или женщин, и только затем дифференцируют эти понятия.
При этом он подчеркивал, что знание как таковое само по себе
Не делает человека нравственным. С его точки зрения, добродетели
Не зависят ни от теоретического знания, ни от природы, которая
Только потенциально наделяет индивида задатками, а из них в
Дальнейшем могут развиваться его качества. Нравственное поведе-
Ние формируется в реальных поступках, придающих человеку опре-
Деленную чеканку. Поэтому так важно с раннего детства направ-
Лять поведение ребенка, формируя не только его действия, но и от-
Ношение к ним. Не менее важны индивидуальный, а не усреднен-
Ный подход к обучению и воспитанию, учет всего комплекса ин-
Дивидуальных особенностей человека, а не только его предназна-
Чения для той или иной общественной роли, как считал Платон.
Говоря о необходимости учета индивидуальных особенностей,
Аристотель писал о том, что ни одно качество, данное нам природой,
Не может измениться под влиянием привычки, подобно тому как ка-
мень, ≪имеющий от природы движение вниз≫, вряд ли может ≪при-
выкнуть≫ двигаться вверх, даже если кто-то захочет его приучить к