В этом обобщении в зачаточной форме была заложена идея, на-
званная впоследствии биогенетическим законом.
Рассматривая связь между видами и способностями души, Ари-
Стотель подчеркивал, что все эти функции не могут быть осущест-
Влены без тела. Действительно, невозможно ощущать, двигаться
Или стремиться к чему-то, не обладая материальной оболочкой.
Отсюда Аристотель делал вывод о том, что и растительная, и жи-
Вотная души смертны, т. е. появляются и исчезают одновременно
С телом.
Казалось бы, исходя из этих рассуждений, Аристотель должен
Был прийти и к идее смертности разумной души. Но тогда ему
Пришлось бы сделать вывод о том, что все знания, которые есть
В душе, формируются только в процессе жизни человека, умирая
Вместе с ним. Однако не только педагогический опыт, но и та на-
Учно-исследовательская деятельность, которой он занимался, до-
Казывали, что человек не может существовать в мире, не исполь-
Зуя тех знаний, которые были накоплены до него. Если бы люди
Не могли передавать друг другу знания, им пришлось бы изобре-
Тать, открывать заново уже открытые кем-то законы. Человек при
Этом не только не смог бы придумать что-то существенно новое,
Но просто не смог бы жить в сложном мире. Таким образом, для
Аристотеля и психологии того времени было ясно, что человек не
Только живет в пространстве культуры, но и является ее носителем
В своей душе.
Тогда вставал закономерный вопрос о том, каким же образом
Знания, открытые другими, становятся достоянием конкретного
Человека. Платон и Сократ находили ответ на этот вопрос, исходя
Из предположения о том, что эти знания находятся с самого рож-
Дения в душе человека, а обучение, чтение книг лишь помогают их
Актуализации. Эту же точку зрения разделял Аристотель, так как с
Позиции науки того времени он не смог объяснить факта инте-
Риоризации внешнего по отношению к человеку знания. Напротив,
Его наблюдения показали, что чужой опыт, почерпнутый с по-
Мощью чтения, лекции даже уважаемого преподавателя, не стано-
Вится для человека своим, не убеждает его, но в лучшем случае
Помогает справиться с определенной проблемой или формирует
Поведение, сохраняющееся лишь при наличии контроля. Возмож-
Ность интериоризации, эмоционального опосредования в процес-
Се присвоения культуры в то время не была еще открыта, а потому
Аристотель пришел к естественному для того времени выводу о
Существовании врожденного знания, т.е. о бессмертии и немате-
Риальности разумной души.
Хотя этот вывод не соответствовал его взглядам на первичные
Формы души, но зато не противоречил его убеждению в том, что
Культура является внутренним достоянием души человека, а не
Внешним по отношению к ней фактором. Таким образом, перед
Аристотелем, в отличие от Демокрита, не вставал вопрос о том,
Истинны ли наши знания - они истинны уже по своему происхож-
Дению, как часть бессмертного разума. Позднее, уже в Новое время,
Декарт, исходя из подобных же посылок, также пришел к мысли о
Существовании врожденного знания, врожденных идей.
Эти рассуждения привели к появлению весьма значимого в кон-
цепции Аристотеля понятия нус (всеобщий разум). Нус служит хра-
Нилищем разумной части души человека после его смерти. При
Рождении ребенка часть этого разума, образуя новую разумную
Часть души, вселяется в тело новорожденного, соединяясь с расти-
Тельной и животными частями. Таким образом и происходит пере-
Дача опыта, так как разумная часть души хранит все знания, суще-
Ствующие в нусе, т. е. всю культуру, накопленную человечеством к
Моменту рождения данного ребенка. Эти знания не осознаются
Человеком, но актуализируются в процессе обучения или рассуж-
Дения, что схоже с позицией Платона и Сократа.
В то же время существует и важный момент в трактовке Аристо-
телем понятия нус, который отличает его от неизменной души Пла-
Тона. Нус - это не постоянная идея, а вечно изменяющаяся куль-
Тура, в которую каждое новое поколение людей добавляет что-то
свое, т.е. нус вечно изменяется, его содержание непостоянно. Каж-
Дый человек, узнавший что-то новое, сделавший какое-то откры-
тие, носит его в своей душе. После его смерти разумная часть души ;
Вместе с теми знаниями, которые были накоплены данным челове-
58 '
Ком, сливается с мировым разумом, изменяя и обогащая его. По-