Венниками. После того как Александр вырос, Аристотель вернулся
В Афины и, так же как его учитель Платон, купил участок земли, на
Котором построил свою школу, назвав ее Ликей (Лицей). Эта шко-
Ла, как и Академия Платона, просуществовала почти шесть веков и
была закрыта в III в. Хотя сам принцип обучения студентов, а
Также характер общения между преподавателями и слушателями
были заимствованы у Платона, структура Ликея и содержание
Преподаваемых курсов существенно отличались от платоновских.
Главным отличием было то, что, медик по образованию, Аристо-
Тель и к проблемам психики подходил с естественно-научных по-
Зиций, положив именно биологию, медицину, а не математику в
Основу психологии. Недаром на знаменитой картине Рафаэля
≪Афинская школа≫, находящейся в Ватиканском дворце в Риме,
Платон поднимает руку, указывая на небо, в то время как Ари-
Стотель протягивает ее вперед, к земле. Различались не только на-
Учные, но и личностные позиции ученых, так как, судя по всему,
Для более уравновешенного и хладнокровного Аристотеля борьба
Мотивов, разочарования и стремления к недостижимому идеалу,
Свойственные Платону, были нехарактерны. Его взгляды отлича-
Лись большей цельностью и гармоничностью, а в его учении о
Душе заложена не идея конфликта, а идея развития, эволюционного
Перехода от одного уровня к другому. Те же противоречия в тео-
Рии Аристотеля, о которых мы будем говорить ниже, связаны не
Со стремлением преодолеть переживания, страсти, но с проблема-
Ми рационального объяснения действительности на современном
Для него уровне развития науки.
Прежде всего, Аристотель пересмотрел подход Платона к душе.
С его точки зрения, разделение души и тела - невозможный и бес-
смысленный акт, так как ≪идея≫, ≪понятие≫ не может быть реаль-
Ным физическим предметом, каковым является человек. Исходя из
Неотделимости души от тела, Аристотель и дал свою трактовку
Души - душа есть форма реализации способного к жизни тела, не
Может существовать без тела и не является телом. Разъясняя этот
Подход, Аристотель говорит о том, что если бы мы хотели найти
Душу глаза, то ею стало бы зрение, т. е. душа представляет собой
Суть данного предмета, выражая цель его существования. Материя
Без души есть чистая потенция, она ничто и одновременно может
Стать всем, как расплавленный металл, который еще не принял
Определенной формы. Но если отлить его в форме меча, или ножа,
Или молотка, то он сразу же обретет цель, которую можно опре-
Делить, исходя из его формы. Таким образом, душа действительно
Не может существовать без тела, так как форма - это всегда форма
Чего-то. В то же время в этих рассуждениях Аристотеля есть и нечто
Общее с подходом Платона, так как и у одного, и у другого душа
Является той целью, к которой стремится вещь. Поэтому, исходя
Из души, можно понять, к какому классу относится данный пред-
Мет, зачем он нужен.
Однако концепция Аристотеля - не только наиболее полная и
Самобытная в греческой психологии, но и наиболее сложная и про-
Тиворечивая. Первые противоречия появляются уже в его трак-
Товке функций или способностей души. Он писал о том, что суще-
Ствует три вида души - растительная, животная и разумная. Каж-
Дая из них обладает определенными функциями. Так, раститель-
Ная душа способна к размножению и питанию. Животная душа
Обладает кроме них еще четырьмя функциями - стремлением (чув-
Ствами), движением, ощущением и памятью. А разумная душа, ко-
Торая есть только у человека, обладает еще и способностью к мыш-
Лению. Каждая более высокая форма души надстраивается над
Предыдущей, приобретая те функции, которые ей были присущи.
Поэтому если у растительной души всего две функции, то у живот-
Ной - шесть, а у разумной - семь. Таким образом, в психологии
впервые появилась идея генезиса, развития, хотя это еще не разви-
Тие в процессе жизни человека или человечества, но развитие пси-
Хики при переходе от одной формы жизни к другой - от растений
К животному миру и к человеку.
Первоначальное образование Аристотеля сказалось не только
В его мыслях о связи более высоких форм жизни с элементарными,
Но и в том, что он соотносил развитие отдельного организма с раз-
Витием всего живого мира. При этом в отдельном человеке повто-
Ряются при его превращении из младенца в зрелое существо те сту-
Пени, которые прошел за свою историю весь органический мир.