Не портить их. Точно так же он изгонял театр, за исключением
Нескольких высоко моральных эпических произведений, но ни в
Коем случае не комедий. После театральных масок им были изгна-
Ны и музыкальные инструменты, за исключением лиры и кифары
Для города и пастушьей свирели для деревни. При этом он исхо-
Дил из того, что только небольшой круг музыкальных произведе-
Ний пригоден для воспитания юношества и способен сформировать
Социально значимые и одобряемые идеалы. По его мнению, по-
Ложительную роль играет та музыка, которая придает словам до-
Полнительный лад, новое значение. Платон писал о том, что детей
Надо учить соединять поэтические (эпические) строфы с музыкой,
Так как такие упражнения заставляют души детей свыкаться с пра-
Вильными чередованиями и ладами, делают их более кроткими,
Чинными и уравновешенными.
Платон также уделял большое внимание изучению индивиду-
Альных склонностей и способностей людей в раннем возрасте. Он
Считал, что эти знания важны не только для развития их нравст-
Венности, но и для анализа профессиональной пригодности ре-
Бенка и его будущего статусного места в государстве. Требования
К профессиональной идентификации, так же как и к формирова-
Нию понятийного мышления и произвольной и сознательной ре-
Гуляции поведения, были одним из главных положений теории
Коллективного воспитания Платона, основы которой подробно
изложены в его диалоге ≪О государстве≫. Он писал о необходимо-
Сти профессионального отбора и тестирования детей, говоря о том,
Что уже в детстве можно определить не только интеллектуальный
Уровень, но и склонности ребенка и воспитывать его согласно
Предназначению. Для этого следует изучать особенности души
Каждого ребенка, выявляя качества, присущие мудрецу, воину или
Ремесленнику. Кроме наблюдения за поведением и склонностями
Детей в процессе обучения Платон считал необходимым основы-
Ваться и на осознанных предпочтениях и самоотчетах самих детей,
Которые должны осознавать свои склонности и способности. Адек-
Ватная самооценка и знание о своих способностях к определенно-
Му виду деятельности являются, по мнению Платона, одним из
Важнейших качеств взрослого разумного человека. Но приучать к
Осознанию себя и формировать эту адекватную самооценку важно
уже в детстве, раскрывая перед детьми содержание тех видов дея-
Тельности, которые необходимы для выполнения обязанностей,
Связанных с определенной профессией, и помогая осознать нали-
Чие этих способностей в себе.
Исследования Платона заложили новые тенденции не только в
Философии, где он признан создателем теории объективного идеа-
Лизма, но и в психологии. Платон впервые выделил этапы в про-
Цессе познания, открыв роль внутренней речи и активности мыш-
Ления, обосновал роль памяти в становлении опыта человека, а
Также впервые сформулировал положение о внутреннем конфликте
Души. Проблема внутреннего конфликта мотивов стала впослед-
Ствии особенно актуальной в психоанализе, а его подход к пробле-
Ме познания отразился на позиции рационалистов.
Идеи Платона о психике, ее функциях и этапах развития были
Переосмыслены в концепции Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), одно-
го из самых выдающихся ученых Греции. Его работа ≪О душе≫ по
Праву считается первой психологической монографией. Эта книга
Не только обобщила все, что было сделано предшественниками
Аристотеля, но и выстроила психологические знания в новую си-
Стему, открыла новые перспективы перед наукой, поставив воп-
Росы, на которые стремились найти ответ многие поколения пси-
Хологов.
Аристотель родился в Македонии, на севере Греции, в семье из-
Вестного врача при дворе правителя Македонии Филиппа. Его отец
Происходил из семьи потомственных медиков, а потому и Аристо-
Тель с детства связывал свое будущее с этой профессией. Однако,
получив медицинское образование, он отправился в Афины изу-
Чать философию, поступив для этого в школу Платона. Вернув-
Шись в Македонию, он стал наставником сына Филиппа, Алек-
Сандра, будущего известного полководца Александра Македонско-
Го. Уроки Аристотеля его ученик всегда вспоминал с благодар-
Ностью и присылал ему из всех походов редкие манускрипты, кни-
Ги, гербарии. Эти книги впоследствии помогли Аристотелю в систе-
Матизации психологических знаний, накопленных его предшест-