Не портить их. Точно так же он изгонял театр, за исключением

Нескольких высоко моральных эпических произведений, но ни в

Коем случае не комедий. После театральных масок им были изгна-

Ны и музыкальные инструменты, за исключением лиры и кифары

Для города и пастушьей свирели для деревни. При этом он исхо-

Дил из того, что только небольшой круг музыкальных произведе-

Ний пригоден для воспитания юношества и способен сформировать

Социально значимые и одобряемые идеалы. По его мнению, по-

Ложительную роль играет та музыка, которая придает словам до-

Полнительный лад, новое значение. Платон писал о том, что детей

Надо учить соединять поэтические (эпические) строфы с музыкой,

Так как такие упражнения заставляют души детей свыкаться с пра-

Вильными чередованиями и ладами, делают их более кроткими,

Чинными и уравновешенными.

Платон также уделял большое внимание изучению индивиду-

Альных склонностей и способностей людей в раннем возрасте. Он

Считал, что эти знания важны не только для развития их нравст-

Венности, но и для анализа профессиональной пригодности ре-

Бенка и его будущего статусного места в государстве. Требования

К профессиональной идентификации, так же как и к формирова-

Нию понятийного мышления и произвольной и сознательной ре-

Гуляции поведения, были одним из главных положений теории

Коллективного воспитания Платона, основы которой подробно

изложены в его диалоге ≪О государстве≫. Он писал о необходимо-

Сти профессионального отбора и тестирования детей, говоря о том,

Что уже в детстве можно определить не только интеллектуальный

Уровень, но и склонности ребенка и воспитывать его согласно

Предназначению. Для этого следует изучать особенности души

Каждого ребенка, выявляя качества, присущие мудрецу, воину или

Ремесленнику. Кроме наблюдения за поведением и склонностями

Детей в процессе обучения Платон считал необходимым основы-

Ваться и на осознанных предпочтениях и самоотчетах самих детей,

Которые должны осознавать свои склонности и способности. Адек-

Ватная самооценка и знание о своих способностях к определенно-

Му виду деятельности являются, по мнению Платона, одним из

Важнейших качеств взрослого разумного человека. Но приучать к

Осознанию себя и формировать эту адекватную самооценку важно

уже в детстве, раскрывая перед детьми содержание тех видов дея-

Тельности, которые необходимы для выполнения обязанностей,

Связанных с определенной профессией, и помогая осознать нали-

Чие этих способностей в себе.

Исследования Платона заложили новые тенденции не только в

Философии, где он признан создателем теории объективного идеа-

Лизма, но и в психологии. Платон впервые выделил этапы в про-

Цессе познания, открыв роль внутренней речи и активности мыш-

Ления, обосновал роль памяти в становлении опыта человека, а

Также впервые сформулировал положение о внутреннем конфликте

Души. Проблема внутреннего конфликта мотивов стала впослед-

Ствии особенно актуальной в психоанализе, а его подход к пробле-

Ме познания отразился на позиции рационалистов.

Идеи Платона о психике, ее функциях и этапах развития были

Переосмыслены в концепции Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), одно-

го из самых выдающихся ученых Греции. Его работа ≪О душе≫ по

Праву считается первой психологической монографией. Эта книга

Не только обобщила все, что было сделано предшественниками

Аристотеля, но и выстроила психологические знания в новую си-

Стему, открыла новые перспективы перед наукой, поставив воп-

Росы, на которые стремились найти ответ многие поколения пси-

Хологов.

Аристотель родился в Македонии, на севере Греции, в семье из-

Вестного врача при дворе правителя Македонии Филиппа. Его отец

Происходил из семьи потомственных медиков, а потому и Аристо-

Тель с детства связывал свое будущее с этой профессией. Однако,

получив медицинское образование, он отправился в Афины изу-

Чать философию, поступив для этого в школу Платона. Вернув-

Шись в Македонию, он стал наставником сына Филиппа, Алек-

Сандра, будущего известного полководца Александра Македонско-

Го. Уроки Аристотеля его ученик всегда вспоминал с благодар-

Ностью и присылал ему из всех походов редкие манускрипты, кни-

Ги, гербарии. Эти книги впоследствии помогли Аристотелю в систе-

Матизации психологических знаний, накопленных его предшест-

Наши рекомендации