Ложение о том, что именно понятия являются главным продуктом
мышления. Так, Платон писал, что ≪истинность мышления есть
только там, где есть понятие как его принцип и начало познания≫.
Поэтому исследование мышления, этапов его развития, так же как
Изучение способов развития и коррекции мышления, вращалось
Вокруг этапов формирования понятий. Отголоски этого подхода
Видны в исследованиях Л. С. Выготского и Ж. Пиаже, которые важ-
Нейшее место в своих теориях отводили изучению продуктов и
Процесса формирования понятий.
В то же время Платон доказывал, что развернутый во времени
И осознанный процесс логического мышления не может передать
Всю полноту знаний о вещи, так как опирается на исследование
Окружающих предметов, т.е. копий настоящих знаний о них.
Описывая процесс познания, Платон приводит в пример людей,
Замурованных в пещере, которые по теням и отблескам внешнего
Мира, проникающим в пещеру, стараются составить суждение об
Этом мире. Так и человек по одним копиям предметов хочет понять
Их настоящую суть и обречен в таких попытках на неудачу. Тем не
Менее возможность проникнуть в истинную суть вещей у человека
Существует и связана она с интуитивным мышлением, с проникно-
Вением в глубину души, которая хранит истинные знания. Они от-
Крываются человеку сразу, целиком, и этот мгновенный процесс в
какой-то степени похож на инсайт (озарение), который позднее
Описала гештальтпсихология. Тем не менее, несмотря на процессу-
Альную схожесть интуитивного мышления с инсайтом, они совер-
Шенно различны по содержанию, так как озарение Платона не свя-
зано с открытием нового, но лишь с осознанием старого, того,
Что уже хранилось в душе.
Согласно Платону, так как душа постоянна и человек не может
ее изменить, то и содержание тех знаний, которые хранятся в душе,
Тоже неизменно. Поэтому и открытия, совершаемые человеком,
Не являются по сути открытиями чего-то принципиально нового,
Но лишь актуализацией того, что уже хранилось в душе, хотя и не
Осознавалось человеком. И само мышление, которое Платон счи-
Тал главным когнитивным процессом, по сути является актом ре-
продуктивным, а не творческим, хотя и оперирует понятием интуи-
ция, ведущим для творческого мышления.
Это обусловило и сам подход к творчеству (как научному, так и
Художественному) в теории Платона. Он понимал творчество как
Собственную активность души, проявляемую ею при актуализации
Дремавших в ней знаний, т. е. процесс осознания тех смутных обра-
Зов, которые уже существовали в душе, это и есть процесс творче-
Ства. Однако в основе такого процесса лежит не творческое, а ре-
Продуктивное воображение, так как при этом художник только ре-
Продуцирует те знания и те связи между отдельными понятиями,
Которые уже существовали во всеобщей душе (и соответственно в
Его тоже), хотя и не были никем до него осознаны и отражены в
Искусстве. Именно такой подход к творчеству отображен в следую-
щих строках: ≪Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих
ты создатель, вечно носились они над землею, незримы оку≫. При
Таком понимании личность творца незначима, так как художник
Только транслирует то, что в нем было заложено, причем трансли-
рует не только содержание, но и форму, в которой оно задано. По-
Этому-то, считал Платон, и не надо учить людей технической, ин-
Струментальной стороне искусств, не надо стремиться к индивидуа-
Лизации их личности, так как она все равно не накладывает отпеча-
ток ни на форму, ни на содержание художественных произведений,
Созданных автором. В процессе озарения мысль сама примет нуж-
Ную форму, отольется в нужных словах, если художник правильно
Осознает то, что уже носилось в смутных образах в его душе.
Само искусство, с точки зрения Платона, может приносить не
Только благо, но и зло. Это связано с тем, что, воздействуя на чув-
Ства (страстную часть души), искусство затемняет разум и мешает
Осознанной регуляции поведения. Поэтому под действием искус-
Ства люди могут совершать неправильные, ненужные поступки.
Могут внезапно заплакать или засмеяться, сказать неожиданные
Слова и т.д. Поэтому в своем идеальном государстве Платон
Весьма жестко ограничивал роль искусства. Он даже считал необ-
Ходимым провести отбор сказок и мифов, которые рассказывают
матери и няни маленьким детям, чтобы неудачными примерами