Что ученый должен принимать активное участие в общественной
Жизни, не уклоняясь от своего долга. С этой точки зрения - выпол-
Нения долга, просвещения, обращения к знаниям - Платон рас-
Сматривал и свою Академию. Однако его идеальные устремления
Были оторваны от реальной действительности. Разочарование в
Обществе, в окружающем омрачило последние годы жизни Пла-
Тона, хотя он был окружен множеством учеников и последователей,
В числе которых был выдающийся ученый Аристотель. В то же
Время жизненный опыт несколько смягчил его негативную пози-
Цию по отношению к реальности, сделав, по словам того же
В.Соловьева, его идеализм более практическим, направленным на
Поиск путей совершенствования мира.
В построении своей теории Платон опирался как на идеи Со-
Крата, так и на некоторые положения пифагорейцев, в частности
На их понимание числа как основы мирового порядка и гармонии.
Над воротами Академии Платона было написано: ≪Не знающий
геометрии да не войдет сюда≫.
Стремясь создать универсальную концепцию, объединяющую
Человека и космос, Платон пришел к объективному идеализму.
В его всеобъемлющей теории изучались проблемы познания мира
человека, его связи с обществом, вопросы государственного уст-
Ройства и способы оптимального взаимодействия личности и госу-
Дарства.
В окружающем мире он выделял бытие - душу и небытие - мате-
Рию, которая ничто без души. Он считал, что окружающие предме-
Ты являются результатом соединения души, идеи с неодушевленной
Материей. Душа, по его мнению, не только идея, но и цель вещи.
Платон полагал, что существует идеальный мир, в котором распо-
Ложены души или идеи вещей, т. е. те совершенные образцы, кото-
Рые становятся прообразами реальных предметов. Совершенство
Образцов недосягаемо для этих предметов, но заставляет их стре-
Миться быть похожими, соответствовать им. Таким образом, душа
Становится не только идеей, но и целью реальной вещи. В прин-
Ципе идея Платона есть общее понятие, слово, которого нет в ре-
Альной жизни и отображением которого являются все вещи, вхо-
Дящие в это понятие, означаемые данным словом. Так, не сущест-
Вует какого-то обобщенного человека, но каждый из людей пред-
ставляет собой определенную вариацию понятия ≪человек≫.
Так как понятие неизменно, то и идея или душа, с точки зрения
Платона, постоянна, неизменна и бессмертна. Не менее важной
Для Платона была связь души с этикой, так как он считал, что ду-
Ша человека отличается от души животного тем, что является не
Только источником активности, но и хранительницей его разума и
Нравственности. Таким образом, впервые в психологии появилась
Идея о качественном (а не только количественном) отличии души
Человека от души других живых существ. При этом, вслед за Сокра-
Том, Платон утверждал, что это отличие в содержании души связа-
Но с существованием в ней этических категорий, которые человек
Постигает разумом.
Будучи рационалистом, Платон считал, что поведение должно
Побуждаться и направляться разумом, а не чувствами, и выступал
Против теории детерминизма Демокрита, утверждая возможность
Свободы человека, свободы его разумного поведения. По Плато-
Ну, разум не только позволяет понять, где добро и где зло, но и
Помогает выстраивать поведение в соответствии с этим знанием.
Этим человек отличается от животного, поведение которого побу-
Ждается страстями, не осмысливается и потому непроизвольно и
Несвободно. Так в психологии появилась важная мысль о том, что
Свобода человека, возможность произвольного поведения связаны
С необходимостью осмысления этого поведения, его причин, т.е.
Разум и является основой, гарантией этой свободы.
И разум, и страсти входят в содержание души, которая, по мне-
Нию Платона, состоит из трех частей - вожделеющей, страстной и
Разумной. Он ввел этический критерий, по которому делил душу
На части, так как вожделеющая и страстная части души должны
Подчиняться разумной, которая одна может сделать поведение
Нравственным.
В своих диалогах Платон уподобляет душу колеснице, запряжен-
Ной двумя конями. Черный конь - вожделеющая душа - не слушает
Приказов и нуждается в постоянной узде, так как стремится пере-
Вернуть колесницу, сбросить ее в пропасть. Белый конь - благо-
родный (страстная душа), хотя и старается идти своей дорогой; он
Также не всегда слушается возницу и нуждается в постоянном при-