Принято до него в теориях Гераклита и Демокрита. Сократ гово-

Рил о том, что душа - это психическое качество индивида, свойст-

Венное ему как разумному существу, действующему согласно нрав-

Ственным идеалам. Такой подход к душе не мог исходить из мысли

О ее материальности, а потому одновременно с возникновением

Взгляда на связь души с нравственностью возник новый, идеали-

Стический взгляд на нее, который позже был разработан учеником

Сократа Платоном.

Сократ связывал нравственность с поведением человека, гово-

Ря о том, что это благо, реализуемое в поступках людей. Однако

Для того, чтобы оценить тот или иной поступок как нравствен-

ный, надо предварительно знать, что такое благо. Поэтому Со-

Крат был вынужден связать нравственность с разумом, подчерки-

Вая, что добродетель состоит в знании добра и в действии соот-

ветственно этому знанию. Например, храбр тот человек, который

Знает, как нужно вести себя в опасности, и поступает соответст-

Венно своим знаниям. Поэтому прежде всего надо показать людям

Разницу между хорошим и плохим, а потом уже оценивать их по-

Ведение.

Познавая разницу между добром и злом, человек начинает по-

Знавать самого себя. Таким образом, Сократ пришел к важнейшему

Положению своей теории, к переносу исследовательского интере-

Са с окружающей действительности на человека, выразившемуся в

известном изречении Сократа: ≪Познай самого себя≫.

Одним из важнейших положений Сократа была идея о том, что

Существует абсолютное знание, абсолютная истина, которую че-

Ловек в своем размышлении о природе вещей может познать и пе-

Редать другим. Важность этой мысли объясняется острой полеми-

Кой Сократа с софистами, которые отрицали наличие абсолютной

Для всех истины, подчеркивая относительность наших представ-

Лений о мире, добре и зле. Против положения софистов о субъек-

тивности и относительности истины, их мнения о том, что ≪человек

есть мера всех вещей≫, и выступал Сократ. В своей теории, в раз-

Рабатываемых концепциях познания и этики, он стремился дока-

Зать, что в любом знании, несмотря на его относительность, есть

Зерно истины, общей для всех, тем более это касается истины

Нравственной.

Доказывая, что такое абсолютное знание не только существует,

Но и может передаваться от одного человека к другому, Сократ

Одним из первых в психологии обратился к речи, утверждая, что

Истина зафиксирована в общих понятиях, в словах и в таком виде

Передается от поколения к поколению. Таким образом, он впер-

Вые связал мыслительный процесс со словом. Позднее это поло-

Жение развил его ученик Платон, отождествивший мышление и

Внутреннюю речь.

Сократ утверждал, что знание - это понятие о предмете. Дости-

Жение знания есть определенное действие, имеющее частную цель.

Однако есть общая для всех знаний цель - понимание высшего

Блага, которое одновременно является и высшей истиной. Конеч-

Ный источник всех действий - это формирование и развитие само-

Го разума, который, в свою очередь, вырабатывает новые общие

Понятия.

Однако абсолютное знание хотя и существует объективно, но

Не может быть дано человеку в готовом виде. Невозможна не

Только передача готового знания, но и передача отношения к не-

Му, этических норм и понятий о нравственности и добродетели.

Эти чувства можно только развивать из тех зародышей, что име-

Ются в душе каждого, т. е., по мнению Сократа, истина существует

В душе человека с самого рождения, хотя разум и не осознает это-

Го. Причем развивать это существующее в душе знание должен

Сам человек, а собеседник (учитель) только помогает ему в этом

Процессе. Фактически речь идет о том, что бессознательное зна-

Ние, которое до определенной поры дремлет в душе, необходимо

Сделать осознанным, а потому активно и сознательно управляю-

Щим поведением.

Актуализация врожденных знаний возможна под влиянием

Внутренней потребности в этом знании или внешнего побуждения.

Таким внешним побуждением может стать восприятие какой-то

Вещи, а может и обучение. Сократ одним из первых психологов

Поднял вопрос о необходимости разработать метод, при помощи

Которого можно помочь актуализации тех знаний, которые уже

Заложены в душе человека. Он считал, что такой метод основыва-

Ется на диалоге учителя и ученика, при котором учитель направ-

Ляет течение мысли ученика, помогая ему осознать необходимые

Наши рекомендации