Принято до него в теориях Гераклита и Демокрита. Сократ гово-
Рил о том, что душа - это психическое качество индивида, свойст-
Венное ему как разумному существу, действующему согласно нрав-
Ственным идеалам. Такой подход к душе не мог исходить из мысли
О ее материальности, а потому одновременно с возникновением
Взгляда на связь души с нравственностью возник новый, идеали-
Стический взгляд на нее, который позже был разработан учеником
Сократа Платоном.
Сократ связывал нравственность с поведением человека, гово-
Ря о том, что это благо, реализуемое в поступках людей. Однако
Для того, чтобы оценить тот или иной поступок как нравствен-
ный, надо предварительно знать, что такое благо. Поэтому Со-
Крат был вынужден связать нравственность с разумом, подчерки-
Вая, что добродетель состоит в знании добра и в действии соот-
ветственно этому знанию. Например, храбр тот человек, который
Знает, как нужно вести себя в опасности, и поступает соответст-
Венно своим знаниям. Поэтому прежде всего надо показать людям
Разницу между хорошим и плохим, а потом уже оценивать их по-
Ведение.
Познавая разницу между добром и злом, человек начинает по-
Знавать самого себя. Таким образом, Сократ пришел к важнейшему
Положению своей теории, к переносу исследовательского интере-
Са с окружающей действительности на человека, выразившемуся в
известном изречении Сократа: ≪Познай самого себя≫.
Одним из важнейших положений Сократа была идея о том, что
Существует абсолютное знание, абсолютная истина, которую че-
Ловек в своем размышлении о природе вещей может познать и пе-
Редать другим. Важность этой мысли объясняется острой полеми-
Кой Сократа с софистами, которые отрицали наличие абсолютной
Для всех истины, подчеркивая относительность наших представ-
Лений о мире, добре и зле. Против положения софистов о субъек-
тивности и относительности истины, их мнения о том, что ≪человек
есть мера всех вещей≫, и выступал Сократ. В своей теории, в раз-
Рабатываемых концепциях познания и этики, он стремился дока-
Зать, что в любом знании, несмотря на его относительность, есть
Зерно истины, общей для всех, тем более это касается истины
Нравственной.
Доказывая, что такое абсолютное знание не только существует,
Но и может передаваться от одного человека к другому, Сократ
Одним из первых в психологии обратился к речи, утверждая, что
Истина зафиксирована в общих понятиях, в словах и в таком виде
Передается от поколения к поколению. Таким образом, он впер-
Вые связал мыслительный процесс со словом. Позднее это поло-
Жение развил его ученик Платон, отождествивший мышление и
Внутреннюю речь.
Сократ утверждал, что знание - это понятие о предмете. Дости-
Жение знания есть определенное действие, имеющее частную цель.
Однако есть общая для всех знаний цель - понимание высшего
Блага, которое одновременно является и высшей истиной. Конеч-
Ный источник всех действий - это формирование и развитие само-
Го разума, который, в свою очередь, вырабатывает новые общие
Понятия.
Однако абсолютное знание хотя и существует объективно, но
Не может быть дано человеку в готовом виде. Невозможна не
Только передача готового знания, но и передача отношения к не-
Му, этических норм и понятий о нравственности и добродетели.
Эти чувства можно только развивать из тех зародышей, что име-
Ются в душе каждого, т. е., по мнению Сократа, истина существует
В душе человека с самого рождения, хотя разум и не осознает это-
Го. Причем развивать это существующее в душе знание должен
Сам человек, а собеседник (учитель) только помогает ему в этом
Процессе. Фактически речь идет о том, что бессознательное зна-
Ние, которое до определенной поры дремлет в душе, необходимо
Сделать осознанным, а потому активно и сознательно управляю-
Щим поведением.
Актуализация врожденных знаний возможна под влиянием
Внутренней потребности в этом знании или внешнего побуждения.
Таким внешним побуждением может стать восприятие какой-то
Вещи, а может и обучение. Сократ одним из первых психологов
Поднял вопрос о необходимости разработать метод, при помощи
Которого можно помочь актуализации тех знаний, которые уже
Заложены в душе человека. Он считал, что такой метод основыва-
Ется на диалоге учителя и ученика, при котором учитель направ-
Ляет течение мысли ученика, помогая ему осознать необходимые