Его связи с образом жизни человека, понимаемом в самом широком
Смысле - от еды и питья до природных условий и особенностей
Общения. Таким образом, в учении Гиппократа впервые появились
Мысли о дифференциации, многообразии индивидуальных вариа-
ций общего понятия человек. Поэтому в определенной степени
Можно говорить и о том, что Гиппократ был первым психологом,
заговорившим об индивидуальных различиях, о дифференциаль-
Ной психологии.
Ведущие психологические теории античности
(классический период)
Принципиально новый подход к психике человека начал скла-
Дываться с III в. до н.э., точнее, с появления теорий Сократа и
Платона.
Сократ (469-399 гг. до н.э.) впервые поставил под сомнение
Истинность прежней точки зрения на человека, рассматривающей
Его лишь как одно из звеньев в цепи всеобщих закономерностей, и
Доказывал, что ничего важнее исследования именно человека, его
Души быть не может. Он также считал, что естественные законы
Не могут быть полностью распространены на человека, который
Подчиняется и другим законам, законам разума.
Большинство ученых, анализировавших взгляды Сократа, под-
Черкивали, что успех его воззрений невозможно понять в отрыве от
Его личности. О необыкновенно сильном воздействии Сократа на
Окружающих говорят буквально все воспоминания о нем. Он ро-
Дился в столице Греции, Афинах. Получив обычное для того вре-
мени начальное образование, Сократ стал воином, участвовал в
Нескольких битвах и показал себя храбрым и выносливым солда-
Том. Хотя само военное дело не интересовало его, он считал своим
Долгом участвовать в тех начинаниях, которые признаны были
Важными и обязательными для всех законами Афин. Такое же отно-
Шение впоследствии стало характерным для него и в других сферах
Общественной жизни, в том числе и в его поведении на суде. В воен-
Ных походах впервые проявились способность Сократа полностью
Погружаться в свои размышления, не обращая внимания на окру-
Жающее, а также его особый способ беседы, помогающий собесед-
Нику прийти к определенному мнению.
По возвращении на родину он принял активное участие в куль-
Турной и политической жизни Афин, где в тот период наиболее
Распространенной философской школой была софистика, с пред-
Ставителями которой полемизировал Сократ. При этом он далеко
Не всегда соглашался с мнением большинства в народном собрании
И в суде присяжных, что требовало немалого мужества, особенно
в период правления ≪тридцати тиранов≫. Свое несогласие с боль-
Шинством Сократ считал результатом того, что он всегда стре-
Мился к соблюдению законов и справедливости, о которых часто
Не заботится большинство людей. Его необычный вид, стремле-
Ние к активному общению и способность воздействовать на слу-
Шателей привлекали к нему людей. У него было множество учени-
Ков из разных слоев общества, следовавших за ним и стремивших-
Ся понять и продолжить его учение. Однако неприятие его взгля-
Дов большей частью сограждан, его отказ от денег за обучение,
Открытая позиция и диалогичность процесса обучения привели к
Тому, что в 399 г. до н.э. он был обвинен в непочтении к богам и
Развращении юношества и приговорен судом к смерти 361 голо-
Сом из 500. Сократ мужественно принял приговор, выпив яд, хотя
Многие ученики стремились спасти его, устроив побег из Афин.
Достойное поведение Сократа на процессе, так же как и его смерть,
Способствовало широкому распространению его взглядов, по-
Скольку доказывало, что жизнь Сократа неотделима от его теоре-
Тических этических воззрений. Один из его учеников впоследствии
Написал, что как другие создают музыку при помощи своих музы-
Кальных инструментов, так Сократ создавал мелодию из своей лич-
Ности, своей жизни.
Сократ не записывал свои рассуждения, считая, что только
Устное общение в живой беседе приводит к нужному результату -
самосовершенствованию человека, в образовании которого он
Выделял две ступени: изучение этики и изучение специальных
Практических жизненных вопросов. О его взглядах нам известно
Из трех основных источников - комедий Аристофана, воспомина-
Ний Ксенофонта и сочинений Платона.
Все авторы подчеркивают, что именно Сократ впервые подо-
Шел к душе прежде всего как к источнику разума и нравственно-
Сти человека, а не как к источнику активности тела, что было