Нравственности человека, так как в том случае, если все обуслов-

Лено, невозможно влиять на поведение человека, так же как невоз-

Можно судить или хвалить его. Сократ и Платон, рассматривая

Такой детерминистический подход с точки зрения этики, говорили

О том, что нельзя судить человека, который украл, если считать,

Что он действовал исходя из своих естественных и закономерных в

определенной ситуации эмоций (например, хотел есть, а денег на

Еду не было), а ситуация, в которой он мог украсть нужные ему

Деньги, была задана изначально, заложена в его судьбе.

В то же время сам Демокрит стремился совместить фаталисти-

Ческий подход к судьбе с активностью человека при выборе нрав-

Ственных критериев поведения. Он писал о том, что моральные

Принципы не даются человеку от рождения, но являются резуль-

Татом воспитания, поэтому люди становятся хорошими благодаря

Упражнению, а не природе. Воспитание, по мнению Демокрита,

Должно научить человека хорошо мыслить, хорошо говорить и

Хорошо делать. Он также писал о том, что люди, выросшие в не-

Вежестве, подобны человеку, который танцует между мечами, по-

Ставленными вверх лезвиями. Они погибают, если при прыжке не

Попадают в то единственное место, где следует поставить ноги.

Так и невежественные люди, уклоняясь от следования верному

примеру, обыкновенно гибнут. Сам Демокрит считал воспитание

Таким трудным делом, что сознательно отказался от брака и не

Желал иметь детей, так как считал, что от них бывает много не-

Приятностей; при этом в случае удачи последняя приобретается

Ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе не

Сравнимо ни с одним другим.

Однако стремление совместить идею активности человека с

Принципом всеобщего детерминизма, всеобщей обусловленности,

В том числе обусловленности и всех поступков человека, как хоро-

Ших, так и плохих, оставалось самым узким местом в теории Де-

Мокрита (особенно в эпоху эллинизма, когда этическая проблема-

Тика была одной из центральных для психологии и философии).

Последовали многочисленные попытки ревизии этой части теории

Демокрита, что, в частности, было сделано Эпикуром. Однако

Сама теория оставалось ведущей материалистической концепцией

На протяжении шести веков.

Большое значение для развития психологии имели и концепции

Психики, разрабатываемые врачами, прежде всего в медицинской

Школе Гиппократа (ок. 460 - ок. 370 гг. до н.э.). Он собрал и систе-

Матизировал, как Демокрит в психологии и философии, почти все

Научные воззрения на медицину своего и предшествующего вре-

Мени. Главное, что отстаивал Гиппократ, - это эмпирический ха-

Рактер медицинского знания. Он доказывал, что оно не может

Строиться без опытных исследований, на основе одних рассужде-

Ний, что отвлеченные понятия холодного или теплого, хорошего

Или плохого не применимы к медицине. Нет понятия теплоты во-

Обще, есть более или менее теплые или холодные вещества, кото-

Рые приносят в разных ситуациях пользу или зло больному чело-

Веку. Так диалектический подход к понятиям, заложенный Герак-

Литом, нашел свое отражение в медико-психологических работах

Гиппократа.

Еще одной идеей Гераклита, использованной Гиппократом в его

Работах, была идея о четырех началах, из которых состоит окру-

Жающее. Хотя ведущей жизненной силой, обеспечивающей связь

Человека со средой, он считал воздух, дающий возможность ды-

Шать, основа самого человека, его телесной организации является

Гуморальной, жидкостной. Исходя из этого Гиппократ разработал

Свое известное учение о темпераментах, основанное на сочетании

Четырех видов жидкости в организме - крови, слизи, желчи черной

и желчи желтой. Как полагал Гиппократ, ≪из них состоит природа

тела и через них оно и болеет, и бывает здоровым≫.

Важным моментов в его теории было и понятие меры, которое

Он считал ведущим в эмпирической медицине, доказывая, что, хо-

Тя абстрактного понятия меры и не существует, опытный и умею-

Щий наблюдать врач может вывести эту меру в каждом конкрет-

Ном случае и для каждого больного. Понятие меры (кразис) стало

Главным и в концепции темперамента, при этом считалось, что

Отступление от нормы, нарушение (акразия) сочетания четырех

Видов жидкости ведет к ярким проявлениям того или иного темпе-

Рамента.

Изучая проявления темперамента, Гиппократ ставил вопрос о

Наши рекомендации