Нравственности человека, так как в том случае, если все обуслов-
Лено, невозможно влиять на поведение человека, так же как невоз-
Можно судить или хвалить его. Сократ и Платон, рассматривая
Такой детерминистический подход с точки зрения этики, говорили
О том, что нельзя судить человека, который украл, если считать,
Что он действовал исходя из своих естественных и закономерных в
определенной ситуации эмоций (например, хотел есть, а денег на
Еду не было), а ситуация, в которой он мог украсть нужные ему
Деньги, была задана изначально, заложена в его судьбе.
В то же время сам Демокрит стремился совместить фаталисти-
Ческий подход к судьбе с активностью человека при выборе нрав-
Ственных критериев поведения. Он писал о том, что моральные
Принципы не даются человеку от рождения, но являются резуль-
Татом воспитания, поэтому люди становятся хорошими благодаря
Упражнению, а не природе. Воспитание, по мнению Демокрита,
Должно научить человека хорошо мыслить, хорошо говорить и
Хорошо делать. Он также писал о том, что люди, выросшие в не-
Вежестве, подобны человеку, который танцует между мечами, по-
Ставленными вверх лезвиями. Они погибают, если при прыжке не
Попадают в то единственное место, где следует поставить ноги.
Так и невежественные люди, уклоняясь от следования верному
примеру, обыкновенно гибнут. Сам Демокрит считал воспитание
Таким трудным делом, что сознательно отказался от брака и не
Желал иметь детей, так как считал, что от них бывает много не-
Приятностей; при этом в случае удачи последняя приобретается
Ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе не
Сравнимо ни с одним другим.
Однако стремление совместить идею активности человека с
Принципом всеобщего детерминизма, всеобщей обусловленности,
В том числе обусловленности и всех поступков человека, как хоро-
Ших, так и плохих, оставалось самым узким местом в теории Де-
Мокрита (особенно в эпоху эллинизма, когда этическая проблема-
Тика была одной из центральных для психологии и философии).
Последовали многочисленные попытки ревизии этой части теории
Демокрита, что, в частности, было сделано Эпикуром. Однако
Сама теория оставалось ведущей материалистической концепцией
На протяжении шести веков.
Большое значение для развития психологии имели и концепции
Психики, разрабатываемые врачами, прежде всего в медицинской
Школе Гиппократа (ок. 460 - ок. 370 гг. до н.э.). Он собрал и систе-
Матизировал, как Демокрит в психологии и философии, почти все
Научные воззрения на медицину своего и предшествующего вре-
Мени. Главное, что отстаивал Гиппократ, - это эмпирический ха-
Рактер медицинского знания. Он доказывал, что оно не может
Строиться без опытных исследований, на основе одних рассужде-
Ний, что отвлеченные понятия холодного или теплого, хорошего
Или плохого не применимы к медицине. Нет понятия теплоты во-
Обще, есть более или менее теплые или холодные вещества, кото-
Рые приносят в разных ситуациях пользу или зло больному чело-
Веку. Так диалектический подход к понятиям, заложенный Герак-
Литом, нашел свое отражение в медико-психологических работах
Гиппократа.
Еще одной идеей Гераклита, использованной Гиппократом в его
Работах, была идея о четырех началах, из которых состоит окру-
Жающее. Хотя ведущей жизненной силой, обеспечивающей связь
Человека со средой, он считал воздух, дающий возможность ды-
Шать, основа самого человека, его телесной организации является
Гуморальной, жидкостной. Исходя из этого Гиппократ разработал
Свое известное учение о темпераментах, основанное на сочетании
Четырех видов жидкости в организме - крови, слизи, желчи черной
и желчи желтой. Как полагал Гиппократ, ≪из них состоит природа
тела и через них оно и болеет, и бывает здоровым≫.
Важным моментов в его теории было и понятие меры, которое
Он считал ведущим в эмпирической медицине, доказывая, что, хо-
Тя абстрактного понятия меры и не существует, опытный и умею-
Щий наблюдать врач может вывести эту меру в каждом конкрет-
Ном случае и для каждого больного. Понятие меры (кразис) стало
Главным и в концепции темперамента, при этом считалось, что
Отступление от нормы, нарушение (акразия) сочетания четырех
Видов жидкости ведет к ярким проявлениям того или иного темпе-
Рамента.
Изучая проявления темперамента, Гиппократ ставил вопрос о