Ученый Гераклит (VI-V вв. до н. э.).
Гераклит считал, что становление и развитие мира, природы и
Человека осуществляется по непреложным законам, которые никто,
Ни люди, ни боги, не может изменить. Этот закон - Логос, выра-
Жающийся прежде всего в слове, и есть та сила, которую человек
Называет судьбой. Первоосновой всего сущего является огонь, ко-
Торый посредством сгущения превращается в воздух, воду и землю.
Логос определяет направление и время этих превращений, кото-
Рые и составляют основу мирового года (по аналогии с времена-
ми года). Поэтому как зима сменяется весной, а лето - осенью, так
И расцвет общества сменяется его упадком и появлением нового
Общества. Эта теория мирового года Гераклита приобретала осо-
Бую популярность в моменты общественных кризисов, которые,
например, римские историки объясняли исходя из этой теории.
Точно так же изменяются человек и его душа. Поэтому, по мне-
Нию Гераклита, можно исследовать закономерности жизни души,
Ее развития и угасания. Наряду с теорией детерминизма Анаксаго-
Ра идея Логоса, высказанная Гераклитом, открывала новые воз-
Можности перед научным изучением психики.
Большое значение имеет и тот факт, что Гераклит внес в пси-
Хологию идею постоянного развития и изменения. Его знаменитое
изречение ≪все течет≫ стало впоследствии одним из самых важных
Положений не только для философской диалектики, но и для тео-
рий сознания, например для теории потока сознания Джемса. Ге-
Раклит также считал, что все движется и изменяется и не существует
Однозначной оценки для окружающих вещей, для мира в целом.
Так, золото, очень важное для человека, не имеет никакой цены для
Осла, который предпочтет ему сено. Эта идея субъективности оцен-
Ки впоследствии стала одной из причин отрицания возможности
познания мира последующими психологами, например Демокри-
Том. Гераклит же считал такой субъективизм и изменчивость со-
Вершенно естественными и вытекающими из Логоса, из законов
Природы и не противопоставлял их возможности понять мир.
Он также впервые высказал предположение о том, что существу-
Ют два этапа переработки знаний - ощущения и разум. При этом
Разум способен постигать более общие и не видимые глазом вещи,
например Логос, суть вещей. Поэтому разум выше, чем ощущения.
Свое понимание развития мира он перенес и на развитие души.
Он считал, что и душа человека рождается, растет и совершенст-
Вуется, затем постепенно старится и, наконец, умирает. Проводя
сравнение между душой и огнем (первоосновой мира), Гераклит
Измерял степень совершенства и зрелости души по степени ее or-
Ненности. Так, душа ребенка еще сырая, влажная, постепенно она
Высыхает, становится все более огненной, зрелой, способной к
Четкому и ясному мышлению. В старости душа опять постепенно
Пропитывается влагой, отсыревает, и человек начинает плохо и
Медленно соображать. Таким образом, Гераклит не только впер-
Вые сказал о развитии души, но и связал это развитие с мышлени-
Ем, отождествляя психическое развитие с развитием интеллекта.
Такой подход в дальнейшем был характерен для многих психоло-
Гических теорий, в которых в качестве главной функции психиче-
Ского рассматривался интеллект, познание мира. Это позволило
Уже в XIX в. В. Вундту обвинить психологию в интеллектуализме.
К IV в. до н.э. в греческом обществе ощущалась настоятельная
Потребность в учителях, которые могли бы обучать людей, заняв-
Ших высокие политические должности в выборных греческих рес-
публиках, но не имевших хорошего начального образования. При
Этом важно было обучать их не столько начаткам знаний (грамоте,
Арифметике), сколько искусству излагать свои мысли, логично
Мыслить и убеждать окружающих. Преподаватели - преимущест-
Венно философы - обучали не только философии, но и психологии,
Риторике, т.е. общей культуре, мудрости, поэтому их называли
≪учителями мудрости≫ - софистами.
Наиболее известными представителями этой школы были Про-
Тагор (ок. 481-410 гг. до н.э.) и его ученик Горгий (ок. 483-375 гг.
До н. э.). С их точки зрения, способность к рассуждению развивает
Умение доказать любую истину, так же как и опровергнуть любое
Суждение. За свои выступления, в которых они публично демон-
Стрировали это умение, и за уроки софисты стали получать значи-
Тельные суммы денег, что отличало их от большинства других уче-