Ученый Гераклит (VI-V вв. до н. э.).

Гераклит считал, что становление и развитие мира, природы и

Человека осуществляется по непреложным законам, которые никто,

Ни люди, ни боги, не может изменить. Этот закон - Логос, выра-

Жающийся прежде всего в слове, и есть та сила, которую человек

Называет судьбой. Первоосновой всего сущего является огонь, ко-

Торый посредством сгущения превращается в воздух, воду и землю.

Логос определяет направление и время этих превращений, кото-

Рые и составляют основу мирового года (по аналогии с времена-

ми года). Поэтому как зима сменяется весной, а лето - осенью, так

И расцвет общества сменяется его упадком и появлением нового

Общества. Эта теория мирового года Гераклита приобретала осо-

Бую популярность в моменты общественных кризисов, которые,

например, римские историки объясняли исходя из этой теории.

Точно так же изменяются человек и его душа. Поэтому, по мне-

Нию Гераклита, можно исследовать закономерности жизни души,

Ее развития и угасания. Наряду с теорией детерминизма Анаксаго-

Ра идея Логоса, высказанная Гераклитом, открывала новые воз-

Можности перед научным изучением психики.

Большое значение имеет и тот факт, что Гераклит внес в пси-

Хологию идею постоянного развития и изменения. Его знаменитое

изречение ≪все течет≫ стало впоследствии одним из самых важных

Положений не только для философской диалектики, но и для тео-

рий сознания, например для теории потока сознания Джемса. Ге-

Раклит также считал, что все движется и изменяется и не существует

Однозначной оценки для окружающих вещей, для мира в целом.

Так, золото, очень важное для человека, не имеет никакой цены для

Осла, который предпочтет ему сено. Эта идея субъективности оцен-

Ки впоследствии стала одной из причин отрицания возможности

познания мира последующими психологами, например Демокри-

Том. Гераклит же считал такой субъективизм и изменчивость со-

Вершенно естественными и вытекающими из Логоса, из законов

Природы и не противопоставлял их возможности понять мир.

Он также впервые высказал предположение о том, что существу-

Ют два этапа переработки знаний - ощущения и разум. При этом

Разум способен постигать более общие и не видимые глазом вещи,

например Логос, суть вещей. Поэтому разум выше, чем ощущения.

Свое понимание развития мира он перенес и на развитие души.

Он считал, что и душа человека рождается, растет и совершенст-

Вуется, затем постепенно старится и, наконец, умирает. Проводя

сравнение между душой и огнем (первоосновой мира), Гераклит

Измерял степень совершенства и зрелости души по степени ее or-

Ненности. Так, душа ребенка еще сырая, влажная, постепенно она

Высыхает, становится все более огненной, зрелой, способной к

Четкому и ясному мышлению. В старости душа опять постепенно

Пропитывается влагой, отсыревает, и человек начинает плохо и

Медленно соображать. Таким образом, Гераклит не только впер-

Вые сказал о развитии души, но и связал это развитие с мышлени-

Ем, отождествляя психическое развитие с развитием интеллекта.

Такой подход в дальнейшем был характерен для многих психоло-

Гических теорий, в которых в качестве главной функции психиче-

Ского рассматривался интеллект, познание мира. Это позволило

Уже в XIX в. В. Вундту обвинить психологию в интеллектуализме.

К IV в. до н.э. в греческом обществе ощущалась настоятельная

Потребность в учителях, которые могли бы обучать людей, заняв-

Ших высокие политические должности в выборных греческих рес-

публиках, но не имевших хорошего начального образования. При

Этом важно было обучать их не столько начаткам знаний (грамоте,

Арифметике), сколько искусству излагать свои мысли, логично

Мыслить и убеждать окружающих. Преподаватели - преимущест-

Венно философы - обучали не только философии, но и психологии,

Риторике, т.е. общей культуре, мудрости, поэтому их называли

≪учителями мудрости≫ - софистами.

Наиболее известными представителями этой школы были Про-

Тагор (ок. 481-410 гг. до н.э.) и его ученик Горгий (ок. 483-375 гг.

До н. э.). С их точки зрения, способность к рассуждению развивает

Умение доказать любую истину, так же как и опровергнуть любое

Суждение. За свои выступления, в которых они публично демон-

Стрировали это умение, и за уроки софисты стали получать значи-

Тельные суммы денег, что отличало их от большинства других уче-

Наши рекомендации