Лигия начала доминировать над научными концепциями и стал
Возвращаться сакральный подход к знаниям, которые рассматри-
Вались не с точки зрения их доказательности, а с точки зрения ве-
Ры или неверия. Наступал период Средневековья.
Первые психологические теории античности
Как уже говорилось, первые психологические теории появи-
Лись на рубеже VII-VI вв. до н.э. Они разрабатывались учеными,
Принадлежавшими к известным философским школам того вре-
Мени - милетской и элейской. Фалёс, один из ведущих ученых ми-
Летской школы, считал, что первоосновой мира, а следовательно,
И человека, т. е. его душой, является вода, без которой нет жизни.
Его последователи - Анаксимандр и Анаксимен, разделяя взгляд
Фалеса на то, что сущее, первооснова - это материальная субстан-
Ция, придавали большее значение воздуху, считая именно его вечно
Живой и изменяющейся основой.
В этих первых психологических концепциях душа рассматрива-
Лась главным образом как источник активности, энергии, другие же
Функции души, в том числе и важнейшие для последующих ученых
вопросы познания, регуляции поведения, еще не исследовались.
О предназначении души и ее разнообразных свойствах одним
Из первых заговорил Пифагор (VI в. до н. э.) - не только известный
Математик, но и философ и психолог. Пифагор стал основателем
Одной из наиболее значимых в то время научных школ, которая
Была построена скорее по принципу тайной ложи, чем научной
школы. Ее целью было формирование такой группы людей (≪науч-
ной аристократии≫, как ее называл сам Пифагор), которая могла
Бы взять на себя ответственность за общество, направляя его разви-
Тие и устраняя его недостатки. Пифагор отрицал равенство душ,
Считая, что равенства нет в природе вообще. Точно так же его нет
И среди людей, из которых одни более способные и активные, а
Другие менее способные и склонные к послушанию. Эти различия,
Подчеркивал Пифагор, не являются наследственными, поэтому в
Самой аристократической и богатой семье может родиться неспо-
Собный к управлению человек. Исходя из этого он считал необ-
Ходимым поиск таких способных людей и их специальное обучение.
Противодействие этим идеям как со стороны греческой демокра-
Тии, так и со стороны аристократов привело к тому, что школа
Пифагора и его последователей подвергалась гонениям и приобре-
Тала форму закрытой партии, с посвящениями и клятвами верно-
Сти. Идеи Пифагора о необходимости формирования класса пра-
Вителей из наиболее мудрых и просвещенных людей наложили от-
Печаток и на теорию Платона об идеальном обществе.
Пифагор также впервые пришел к выводу о том, что душа не
Может умирать вместе с телом конкретного человека, что она
Должна развиваться по своим законам, соответственно своей цели.
Этой целью он считал очищение, т. е. душа в процессе своей жиз-
ни (своей, а не тела) должна становиться все более совершенной и
Чистой. На его концепцию наложили отпечаток идеи буддизма о
Карме и перевоплощениях души, а также орфическая религия, ко-
Торая считала, что после смерти тела душа перемещается в другое
Тело, в зависимости от нравственной оценки ее существования.
Пифагор в качестве критерия оценки выбрал соответствие пред-
мета (в том числе и человека) строгим математическим законам -
Гармонии, четности и т.д. Так в психологии впервые появилась
Идея о том, что мир математики, мир совершенных геометрических
И логических формул более важен и объективен, чем мир реальных
Предметов. Сущность предметов здесь оценивается не по предна-
Значению, но по их числовому выражению, и чем оно совершен-
Ней, тем совершенней сам предмет. Такое понимание сути числа
прекрасно выражено в стихотворении Н.Гумилева: ≪...все оттен-
ки смысла умное число передает...≫ Так для реальности ставится
Цель - стать такой же совершенной, как и идеальный логический
Мир. Пока еще речь не идет о том, что именно идеальный мир и
Является первичным, что он породил мир реальных предметов, но
Предпосылки этих взглядов уже заложены в теории Пифагора.
Однако, исследуя функции души и ее предназначение, Пифагор
И его школа не задавались еще вопросом о том, как человек по-
Знает мир, вопросом, который станет одним из основных для пси-
Хологической науки. В числе первых изучение процесса познания
С помощью анализа этапов переработки знаний начал греческий