Основные факторы и принципы, определяющие
Развитие психологии
Исследования многих ученых показали, что на развитие психо-
логии как науки оказывают влияние несколько факторов. Ведущий
из них - логика развития психологических знаний - связан с измене-
нием ее предмета, влиянием смежных с психологией наук, с разви-
тием принципов и категориального строя психологии. Уже из
этого краткого описания становится понятным, что этот фактор
достаточно объективен и поддается научному изучению. Два других
фактора более субъективны, их невозможно исследовать так же
строго и получить однозначные ответы. Это - социальная ситуа-
ция развития науки и особенности личности конкретного ученого.
Влияние социальной ситуации заключается в том, что общест-
венные, исторические условия, культурное и политическое окруже-
ние воздействуют как на содержание научных концепций, так и на
их распространение, помогают развитию научных школ и направ-
лений или затрудняют его. Естественно, что это влияние осущест-
вляется опосредованно, через социальную перцепцию, т.е. через
особенности восприятия и понимания этих социокультурных усло-
вий учеными, научным сообществом в целом.
Социальная ситуация может повлиять на развитие науки не-
сколькими путями. Во-первых, она создает условия для возникно-
вения той или иной концепции. Например, проведение реформ в
60-х годах XIX в. в России, подъем национального самосознания
способствовали появлению первых психологических концепций
ментальности, или, как их тогда называли, концепций ≪психологии
национального характера≫. Тот факт, что эти концепции возникли
не только в России, но и в Германии (теории Лацаруса, Штейнта-
ля, Вундта), также является доказательством влияния социальной
ситуации, ибо это был период роста национального самосознания
не только в России, но и в Германии, заканчивавшей свое объеди-
нение.
С социальной ситуацией во многом связано и появление в XVIII в.
первой развернутой теории способностей, анализирующей роль
биологических и социальных факторов в их происхождении и
развитии. Концепция способностей, сформулированная Гельвеци-
ем, своим появлением обязана доминирующим идеям Просвеще-
ния: все люди рождаются равными, а разница в их социальном
положении и реальных достижениях в жизни связана с разным
обучением, разным уровнем просвещения. Неудивительно, что на
этом фоне появляется психологическая теория, которая, практиче-
ски отождествляя способности с уровнем выполнения конкретной
деятельности, доказывает, что врожденных способностей нет, а их
формирование происходит в процессе обучения.
Как было сказано выше, социальная ситуация влияет и на при-
нятие (либо отторжение) той или иной теории. Созвучность науч-
ных концепций ожиданиям общества способствует не только их
распространению, но и привлечению наиболее способных, целе-
устремленных молодых исследователей к работе над этими теория-
ми. Таким образом, именно в русле определенного подхода и про-
исходят наиболее ценные открытия, находки, которые придают
ему еще большее значение. Так, в середине XIX в. в России ожи-
дания скорейших изменений в идеалах и системе ценностей как
общества в целом, так и конкретного человека привели к тому, что
из двух подходов к построению психологии был выбран предло-
женный И.М.Сеченовым, а не К.Д.Кавелиным. Это произошло
потому, что именно теория Сеченова, впервые описанная им в
работе ≪Рефлексы головного мозга≫, связывала психологию с по-
пулярной в то время и многообещающей физиологией, тогда как
Кавелин основывал ее на философии, не имевшей объективных ме-
тодов исследования. Не менее важным было и убеждение Сечено-
ва в том, что формирование личности происходит при жизни че-
ловека, что его идеалы, стремления, ценности закладываются в
процессе воспитания, а следовательно, при правильном воспита-
нии новое поколение станет совершенно другим, лучшим. Каве-
лин, напротив, связывая нравственность и идеалы человека с ук-
ладом, культурой, языком того общества, в котором он живет, не
предсказывал быстрых изменений. Именно поэтому его позиция
не получила одобрения и была забыта. Но те же взгляды, осно-
ванные на том, что в первую очередь надо рассмотреть не поведе-
ние, но духовные свойства, стремления и нравственные ценности
человека, высказанные почти через 20 лет В. С. Соловьевым уже в
другой социальной ситуации, нашли и понимание и поддержку
общества.
Точно так же после Первой мировой войны, показавшей, ка-
ким антирациональным и жестоким может быть человек, получи-
ли более широкое распространение взгляды З.Фрейда, которые
до этого времени рассматривались главным образом в русле кли-
нической психологии.
Не меньшее значение имеет и другой фактор - личность ученого,
творца той или иной психологической теории, его ценностные ори-
ентации, когнитивный стиль, волевые качества, особенности обще-
ния с коллегами, принадлежность к определенной научной школе
и т.д. Принадлежность к научной школе может помочь ученому,
особенно в начале его творческого пути, так как предоставляет и
необходимую информацию, и простор для дискуссий, оппониро-
вания, и некоторую защиту от критики. Однако мнение коллег,
выработанный общими усилиями подход к решению проблем мо-
гут стать и тормозом на пути научного прогресса, сковывая твор-
ческую активность либо из боязни вступить в противоречие с
коллегами, либо из-за догматического пристрастия к высказан-
ному единожды мнению.
Таким же препятствием на пути создания новой теории может
стать и недостаток упорства или уверенности в себе, особенно в
том случае, если новая концепция встречает противодействие или
непонимание. Так, авторитарность и даже некоторая нетерпи-
мость 3. Фрейда явились причиной его конфликта с последовате-
лями, отхода от него и его теории даже близких учеников. Но в то
же время именно эти качества во многом позволили ему создать
эту теорию и продолжать ее разработку в ситуации острой крити-
ки и неприятия со стороны многих психологов.
Анализ личности ученого, его биографии дает возможность по-
нять, каким образом происходит выбор научных задач, как он
ведет борьбу за свои убеждения с невежественностью или отчуж-
дением окружающих, сможет ли противостоять общественному
мнению и просто бытовым неурядицам. Таким образом, этот
фактор раскрывает внутренние перипетии творческой деятельно-
сти, а иногда и душевной драмы ученого. В этом плане интерес-
ным может быть и анализ жизни, ≪богатой яркими фактами ак-
тивной научной борьбы, как, например, жизнь Дж. Бруно, и жизнь
в борьбе, не принимающей форм выраженной активности, но тем
более напряженной мысли, как жизнь Р.Декарта или О.Конта,
или даже жизнь размеренная, даже бедная по выражению актив-
ности, но интересная по преднамеренности, законченности ее
плана и напряжении в его выполнении, как жизнь Г. Спенсера≫
(Г. Г. Шпет).
Однако несмотря на важность социальной ситуации и лично-
сти ученого, ведущим фактором все же является логика развития
психологической науки. Этот фактор тесно связан с развитием
принципов психологии, изменением ее предмета и методов иссле-
дования психики.
Кроме изменения предмета, о чем говорилось выше, изменя-
лись и основные принципы психологии и ее связи с другими нау-
ками. Начиная с VII-VI вв. до н.э. она была ориентирована пре-
жде всего на философию, и уровень развития философских знаний
главным образом влиял на психологию и проблемы, которые пе-
ред ней стояли. Так, в III в. до н.э. произошло изменение фило-
софских интересов, связанное с тем, что в центре познания оказа-
лись не общие законы природы или общества, а человек, хотя и
рассматривавшийся в общей картине мира, но принципиально от-
личающийся от других живых существ. Это привело к появлению
новых проблем и в психологии, возникновению вопросов о при-
роде особенности психики человека, содержании его души - к тому,
что на долгое время главным вопросом стал вопрос не столько о
психике вообще, сколько о психике человека.
Многое связывало в то время психологию также с математи-
кой, биологией, медициной и педагогикой. Уже Пифагор показал
значение математики для психологии. Платон доказывал, что без
математики, прежде всего геометрии, невозможно заниматься ни
философией, ни психологией. В дальнейшем влияние математики
на психологию несколько ослабело, однако в Новое время прак-
тически все ученые снова подчеркивали ее значение, а Лейбниц
даже стремился раскрыть первоэлементы психики, ≪монады≫, на
которые раскладывается, а потом соединяется в целое мировая
душа, по аналогии с изобретенным им дифференциальным и ин-
тегральным исчислением.
С этого времени математика играла неизменно большую роль
в психологии, становясь одним из важнейших факторов ее пре-
вращения в объективную науку (возможность математической об-
работки полученного материала), а иногда и значимым парамет-
ром психического развития как такового (например, развития ло-
гического мышления).
Гиппократ, известный греческий врач, и Аристотель, который
был по образования биолог и врач, одними из первых связали пси-
хологию с естествознанием. Эта связь упрочилась в период элли-
низма в работах Галена, а в средневековый период в исследовани-
ях многих арабских мыслителей, которые являлись не только фи-
лософами и психологами, но и врачами, - Ибн Сины, Ибн аль-
Хайсама и др.
В XIX в., после открытий Ч.Дарвина, развития его эволюцион-
ной теории, оказавшей огромное влияние на психологию, связь
этих двух наук еще более окрепла. Работы Г.Фехнера, Г. Гельм-
гольца, Ф. Дондерса и других ученых не только дали важнейший
материал для психологических исследований, но и послужили осно-
вой для становления многих областей психологии - психометрии,
дифференциальной психологии, психофизиологии, клинической
психологии. Таким образом, с середины прошлого века психология
в течение более ста лет в первую очередь была ориентирована
именно на биологические, естественные науки, а не на философию.
Точно так же связь с педагогикой, возникшая еще в антично-
сти, оставалась достаточно слабой до периода Просвещения. На-
чиная с этого времени проблемы педагогики, требования педаго-
гической практики стали одним из ведущих факторов, влияющих
на психологическую проблематику.
Изменение предмета психологии и ее связей с другими науками
привело к бесплодным по существу вопросам о том, естественная
она наука или гуманитарная и что должно являться ее методоло-
гией - биология или философия. Анализ развития психологии по-
казывает, что уникальность и ценность ее как науки заключаются
именно в межпредметном характере, в том, что она строится и как
естественная наука (объективная и экспериментальная), и как гу-
манитарная, так как в ее проблематику входят вопросы нравст-
венного развития, становления мировоззрения, ценностных ориен-
тации человека. Можно сказать, что экспериментальную основу,
подход к материалу и его обработке психология заимствует у есте-
ствознания, в то время как подход к интерпретации полученного
материала, методологические принципы - у философии.
Выделяют три важнейших методологических принципа психо-
логии: детерминизма, системности и развития.
Принцип детерминизма подразумевает, что все психические яв-
ления связаны причинно-следственными отношениями, т.е. все,
что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая
может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему воз-
никло именно то, а не иное следствие. Эти связи могут объяснять-
ся разными основаниями, и в истории психологии существует не-
сколько подходов к их объяснению.
В античности уже существовало понимание того, что все про-
цессы в психике взаимосвязаны. Анаксагор и Гераклит впервые
заговорили о детерминизме, о том, что существует всеобщий за-
кон, Логос, который определяет, что должно произойти с челове-
ком, с природой в целом. Гераклит писал: ≪Даже солнце не может
нарушить Логос...≫ Таким образом, все происходящее в природе
и в душе человека обусловлено определенной причиной, хотя мы
не всегда можем найти эту причину. Демокрит, который разрабо-
тал развернутую концепцию детерминизма, писал, что ≪люди вы-
думали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела и неумение
управлять≫.
Платон и Аристотель изменили первоначальную концепцию
детерминизма, отрицая его всеобщий характер, в частности его
влияние на разумную часть души, на процесс нравственного разви-
тия человека. При этом они ввели понятие целевого детерминизма,
считая, что душа стремится к определенной цели, которую Платон
соединял с идей или общим понятием, отражающим суть вещи.
Аристотель, соглашаясь, что причиной всего происходящего в пси-
хике является цель, к которой стремится душа, отрицал, что эта
цель дается извне. Он считал, что цель имманентно присуща вещи
и связана с ее формой, которая и отражает ее предназначение.
Позднее, в XVII в., Декарт ввел понятие механистического де-
терминизма, доказывая, что все процессы в психике можно объяс-
нить исходя из законов механики. Так появилась идея и о механи-
ческом объяснении поведения человека, которое подчиняется зако-
ну рефлекса. Механистический детерминизм просуществовал почти
200 лет. Его влияние можно увидеть, например, в теоретических
положениях основателя ассоцианистической психологии Д. Гартли,
который считал, что ассоциации и в малом (психике) и в большом
(поведении) кругах формируются и развиваются по законам меха-
ники Ньютона. Отголоски механистического детерминизма можно
найти даже в психологии начала XX в., например в теории энер-
гетизма, которую разделяли многие известные психологи, а также
в некоторых постулатах бихевиоризма, например в идее о том, что
положительное подкрепление усиливает реакцию, а отрицатель-
ное - ослабляет.
Но еще большее влияние оказал на развитие психологии биоло-
гический детерминизм, который возник с появлением теории эволю-
ции. В рамках этой теории развитие психики определяется адап-
тацией к среде, т. е. все, что происходит в психике, направлено на
то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось к тем
условиям, в которых оно живет. Данный закон распространялся на
психику человека, и почти все психологические направления при-
нимали этот вид детерминизма за аксиому.
Последний вид детерминизма, который может быть назван
психологическим, основан на идее, что развитие психики объясня-
ется и направляется определенной целью. Однако в отличие от по-
нимания цели в античности, когда она была так или иначе внеш-
ней для психики (идеей или формой), в данном случае цель присуща
самому содержанию души, психики конкретного живого существа
и определяет ее стремление к самовыражению и самореализации -
в общении, познании, творческой деятельности. Психологический
детерминизм также исходит из того, что среда является не просто
условием, зоной обитания человека, но культурой, которая несет
в себе важнейшие знания, переживания, во многом изменяющие
процесс становления личности. Таким образом, культура становит-
ся одним из самых значимых факторов, влияющих на процесс раз-
вития психики, помогающих осознанию себя как носителя уни-
кальных духовных ценностей, качеств и как члена общества. Пси-
хологический детерминизм также предполагает, что процессы,
происходящие в душе, могут быть направлены не только на при-
способление к среде, но и на противостояние ей, в том случае, если
среда мешает раскрытию потенциальных способностей данного
человека.
Принцип системности описывает и объясняет основные виды
связи между разными сторонами психики, сферами психического.
Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне
связаны между собой, образуя целостность и приобретая благо-
даря этому новые свойства. Однако, как и в исследовании детер-
минизма, изучение этих связей и их свойств имеет длительную ис-
торию в психологии.
Первые исследователи тех связей, которые существуют между
психическими явлениями, представляли психику как сенсорную
мозаику, которая состоит из ощущений, представлений и чувств.
По определенным законам, прежде всего по законам ассоциаций,
эти элементы связываются между собой. Такой вид связи получил
название элементаризма.
Функциональный подход, название которого обусловлено тем,
что психику представляли как набор отдельных функций, направ-
ленных на реализацию различных психических актов и процессов
(зрения, обучения и т.д.), появился, так же как и биологический
детерминизм, в связи с теорией эволюции. Биологические иссле-
дования показали, что существует связь морфологии и функции, в
том числе и психической функции. Таким образом, было доказа-
но, что психические процессы (память, восприятие и др.) и акты
поведения могут быть представлены как функциональные блоки.
В зависимости от вида детерминации эти блоки могли действовать
и по законам механики (как отдельные части сложной машины), и
по законам биологической адаптации, связывая в единое целое
организм и среду. Однако этот принцип не объяснял, каким обра-
зом при дефекте какой-то функции происходит ее компенсация,
т.е. каким образом недостатки в работе одних отделов могут
компенсироваться нормальной работой других, например плохой
слух - развитием тактильных или вибрационных ощущений.
Именно это и объясняет принцип системности, который пред-
ставляет психику как сложную систему, отдельные блоки (функции)
которой связаны между собой. Таким образом, системность пси-
хики предполагает и ее активность, так как только в этом случае
возможны саморегуляция и компенсация, присущие психическому
даже на низших уровнях развития психики. Системность в пони-
мании психики не противоречит и осознанию ее целостности, идее
≪холизма≫ (целостности), так как каждая психическая система
(прежде всего, естественно, психика человека) является уникаль-
ной и цельной.
Наконец, принцип развития утверждает, что психика развивает-
ся, поэтому наиболее адекватный способ ее изучения - исследова-
ние закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Недаром
одним из наиболее распространенных психологических методов
является именно генетический.
Согласно этому принципу, определяющему, какие виды разви-
тия присущи психическому, существуют два вида развития психи-
ки - филогенетическое и онтогенетическое, т. е. развитие психики
в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни
ребенка. Исследования показали, что эти два вида развития име-
ют определенное сходство. Американский психолог С. Холл объ-
ясняет это тем, что этапы развития психики зафиксированы в
нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому
никакие изменения в темпе развития и в последовательности ста-
дий невозможны. Теория, которая устанавливала жесткую связь
между фило- и онтогенезом, получила название теории рекапиту-
ляции, т.е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий
филогенетического развития.
Последующие работы доказали, что такой жесткой связи не
существует, развитие может и ускоряться, и замедляться в зависи-
мости от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще
пропадать. Таким образом, процесс психического развития нели-
неен и зависит от социальной среды, окружения и воспитания ре-
бенка. В то же время невозможно игнорировать и известную ана-
логию, реально существующую при сравнительном анализе про-
цессов познавательного развития, становления самооценки, само-
сознания и т. д. у маленьких детей и первобытных народов.
Поэтому многие психологи (Э. Клапаред, П. П. Блонский и др.),
изучавшие генезис психики детей, пришли к выводу о том, что это
логическое соответствие объясняется одинаковой логикой станов-
ления, саморазвертывания психики при развитии человеческого
рода и при развитии отдельного человека.
Выделяются также и различные стороны психического развития:
развитие личности, развитие интеллекта, социальное развитие, ко-
торые имеют свои этапы и закономерности, ставшие предметом
исследования многих известных психологов - В.Штерна, Ж.Пиа-
же, Л. С. Выготского, П. П. Блонского и других.
Кроме принципов на развитие психологии как науки влияет
формирование ее категориального строя, т. е. тех постоянных про-
блем {инвариант), которые составляют предмет и содержание пси-
хологии.
В настоящее время выделяют несколько категорий, которые
являлись основой психологической науки на протяжении почти
всей ее истории. Это мотив, образ, деятельность, личность, общение,
переживание. В разные периоды развития психологии и в разных
школах эти категории имели неодинаковое значение, однако все-
гда так или иначе присутствовали в психологических концепциях.
Одной из первых в психологии появилась категория образ, ко-
торая стала ведущей при изучении познания. Уже в античности
ученые изучали, как формируется у человека образ мира, впослед-
ствии в центре внимания психологов оказался образ себя, само-
сознание человека, его содержание и структура. Если в первых пси-
хологических теориях образ себя рассматривался преимущественно
как одна из областей сознания, то в современной науке ≪образ Я≫
стал одним из ведущих понятий психологии личности.
Образ предмета многие ученые рассматривали как сигнал, на
основе которого зарождается и начинает функционировать реф-
лекс, поведение человека. Образ как сенсорная основа мысли счи-
тался незыблемым постулатом учеными, которые рассматривали
психику как сенсорную мозаику, состоящую из ощущений и пред-
ставлений. Безобразный характер мышления стал в начале XX в.
одним из важнейших открытий Вюрцбургской школы. Образ как
основа восприятия, его целостный и системный характер стал ве-
дущей категорией в гештальтпсихологии.
Рассматривая развитие образа, психологи пришли к выводу о
взаимосвязи чувственного и умственного образов. Изучение этой
связи, так же как и сочетания умственного образа и слова, было и
остается одной из важнейших проблем для психологии. Достаточ-
но сказать, что такие великие ученые, как А. А. Потебня, Л. С. Вы-
готский, Г.Г.Шпет, Ж.Пиаже, Д.Брунер и другие, посвятили
свои наиболее значительные труды исследованию именно этой
проблемы.
Чувственный и умственный образы являются содержанием со-
знания, поэтому совокупность образов можно рассматривать как
определенный аналог этой философской категории. Однако для
психологии большое значение имеет и вопрос о степени осознан-
ности образов, так как бессознательное и надсознательное играют
не менее важную роль, чем сознание.
Существенное значение имеет в психологии и категория мотив.
Уже в первых психологических теориях ученые рассматривали
источник активности, пытались найти причину, которая побуж-
дает человека к движению, т. е. стремились понять мотивы, кото-
рые лежат в основе нашего поведения. Были попытки найти и ма-
териальное объяснение этим побуждениям, причем мотивы связы-
вались и с движущимися атомами, и с ≪животными духами≫; были
и теории, которые говорили об их нематериальности. Так, Пла-
тон говорил о страстной и вожделеющей душах, которые и служат
носителями мотива, а Лейбниц считал, что активность, побужде-
ние к действию является свойством души-монады. Однако незави-
симо от истолкования природы мотива он, как правило, связы-
вался с эмоциями и был одной из главных проблем для всех пси-
хологов. Поэтому естественно, что и в современной психологии
понятие мотива (потребности, влечения, стремления) стало ведущей
категорией практически всех психологических школ.
С мотивом тесно связана другая категория - переживание, эмо-
циональный отклик человека на явления внешнего мира, свои по-
ступки и мысли. Еще Эпикур утверждал, что именно переживания
направляют и регулируют поведение, в качестве таковых рассмат-
ривают их и современные психологи. Несмотря на то что про-
блема природы и динамики эмоциональных процессов не получи-
ла еще в психологии однозначного решения, сам факт важности
эмоций и переживаний не только в регуляции активности, но и в
присвоении знаний, идентификации с окружающим миром, в том
числе и со значимыми людьми, не вызывает сомнения.
Говоря о категории деятельность, необходимо помнить о том,
что в психологии рассматривается как внешняя (поведение), так и
внутренняя, прежде всего мыслительная, деятельность. На первых
этапах развития психологии ученые не подвергали сомнению
мысль о том, что поведение представляет собой такое же психоло-
гическое понятие, как и мышление. Однако со временем психологи,
как уже говорилось выше, начали отождествлять психику лишь с
сознанием, а все внешние проявления активности выходили, таким
образом, за рамки собственно психического. Поэтому на долю
психологических исследований приходилось изучение только внут-
ренней, умственной деятельности. Это мешало развитию объек-
тивных методов исследования психики и останавливало развитие
экспериментальной психологии. В середине прошлого века анг-
лийский психолог Г. Спенсер впервые сказал о том, что предме-
том психологии являются ассоциации между внутренним и внеш-
ним, т.е. между сознанием и поведением. Таким образом, было не
только зафиксировано уникальное положение психологии, но и
узаконено место внешней деятельности в качестве психологиче-
ской категории.
В современной психологии существует несколько школ, для ко-
торых категория деятельности - ведущая; это и бихевиоризм, и оте-
чественная психология, в которой теория деятельности занимает
одно из центральных мест. В то же время изучение внутренней и
внешней деятельности, их взаимосвязи и взаимопереходов пред-
ставляет собой одну из центральных проблем возрастной психо-
логии и многих других психологических направлений и отраслей.
Мысль о том, что человек - существо социальное, т. е. не может
существовать вне общения с другими, была высказана еще Аристо-
телем. С течением времени психология получала все больше дан-
ных о важнейшей роли других людей в развитии психики, формиро-
вании представлений о себе и мире. В возрастной психологии ог-
ромная роль взрослого и отношений взрослый-ребенок является
одной из аксиом, указывающей на то, что полноценное психическое
развитие ребенка не может осуществляться в изоляции. С появле-
нием социальной психологии началось серьезное изучение обще-
ния взрослых друг с другом, при этом особое внимание уделялось
общению людей, принадлежащих к разным нациям, культурам, а
также массовым коммуникациям. Исследования позволили выде-
лить разные стороны общения (коммуникативную, перцептивную,
интерактивную), его структуру и динамику. Анализ направления
развития психологии показывает, что значение этой категории, так
же как и доля исследований, посвященных различным проблемам
общения, будет и дальше возрастать.
В отличие от других категория личность появилась в психоло-
гии сравнительно недавно, хотя вопросы о сущности человека,
развитии его представления о себе и оценки себя ставились еще в
античности. Однако в то время понятия личность и человек рас-
сматривались как тождественные, не существовало и современных
понятий личность, индивид и индивидуальность. На протяжении
длительного времени, как уже отмечалось, ведущим предметом
психологии было познание, а категории образа и внутренней, ум-
ственной деятельности оставались ведущими. Недаром известный
ученый В.Вундт говорил о диктате ≪интеллектуализма≫ в психо-
логии, противопоставляя свою волюнтаристскую психологию
прежней, изучающей в основном ≪человека познающего≫, а не
чувствующего. Лишь с появлением школы глубинной психологии
именно личность стала одной из ведущих категорий и остается ею
в современной психологической науке, хотя и в настоящее время
разные школы (гуманистическая, глубинная, отечественная психо-
логия) рассматривают структуру, генезис и движущие силы разви-
тия личности по-разному.
Большое влияние на развитие психологии оказал переход к ре-
шению ключевых проблем психологии, изучающих природу психи-
ческого, взаимоотношения психического и физического, телесного
и духовного в психике. При этом на первый план выходили либо
общие проблемы (соотношение психического и физического), либо
более частные, связанные с исследованием связи организма, тела с
психикой, душой. Соответственно в первом случае эта проблема
звучала как психофизическая, а во втором - как психофизиологи-
ческая.
Сама постановка проблемы и подходы к ее решению были свя-
заны с вопросами о роли и месте человека в мире. В античной пси-
хологии ученые рассматривали человека как одно из звеньев в цепи
всеобщих закономерностей. С этой точки зрения человек подчи-
нялся тем же законам, что и все живое и неживое в природе, а пси-
хические законы были отражением физических, т.е. вариациями
основных законов природы. Исследование этих законов приводило
ученых к мысли о том, что существует некая первооснова, которая
составляет сущность и психического, и физического. Такой ответ
на психофизическую проблему получил название монизм (общая,
единая первооснова, субстанция). В зависимости от того, идеаль-
ной или материальной является эта субстанция, монизм может
быть идеалистическим или материалистическим. Некоторые уче-
ные отвергали наличие единой субстанции, доказывая, как, напри-
мер, Р.Декарт, что существуют два первоначала, две разные суб-
станции: для души и для тела. Этот подход получил название дуа-
лизм. Поскольку __________процессы, которые происходят в душе и теле, рас-
сматривались как параллельные и независимые друг от друга, в
психологии появилось понятие психофизического параллелизма,
подчеркивавшего независимость и чисто внешнее соответствие этих
явлений.
С течением времени обострялся интерес ученых именно к пси-
хике человека. При этом уже в исследованиях Платона постули-
ровались качественные отличия психики человека от психики дру-
гих живых существ. Таким образом, и законы, которые управляют
психикой человека, уникальны и не могут рассматриваться по
аналогии с законами природы. Такой антропологический подход,
при котором все рассматривается лишь с точки зрения человека,
был характерен для многих не только психологических, но и фи-
лософских школ. Однако и в античности, и в Средневековье было
еще недостаточно данных для перевода психофизической пробле-
мы в план психофизиологической, точнее - для научного решения
этой проблемы.
С середины прошлого века, с развитием биологии и медицины,
психология получила достаточно важный объективный материал,
позволявший по-новому подойти к решению психофизиологиче-
ской проблемы. Работы И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтом-
ского, У. Кеннона и других ученых дали возможность не только
лучше понять биологическую природу психики, но и точнее разгра-
ничить области биологических основ психики и собственно психи-
ческого. Тем не менее остается еще много вопросов, которые со-
вместными усилиями психологов, философов, физиологов, меди-
ков и других ученых предстоит решить, чтобы дать более полные
ответы на психофизическую и психофизиологическую проблемы.
Контрольные вопросы
1.Назовите основные этапы развития психологии.
2. Как изменялся предмет психологии?
3. С чем связано изменение предмета и методов психологии?
4. В чем причина методологического кризиса в психологии?
5. Как изменялась взаимосвязь психологии с другими науками?
6. Какие факторы влияют на развитие психологии?
7. В чем проявляется субъективность и неопределенность в характере раз-
вития психологии?
8. Каким образом связаны между собой социальная ситуация развития нау-
ки и личность ученого?
9. Как развивались принципы системности и детерминизма?
10. Какие виды развития существуют в психологии?
11. Что такое категориальный строй психологии?
12. Дайте характеристику психофизической и психофизиологической про-
блем.
Примерные темы рефератов
1. Методологические проблемы истории психологии.
2. Основные различия исторической психологии науки, психоистории и
истории науки.
3. Основные этапы развития психологии как науки.
4. Координаты, определяющие развитие психологии.
Рекомендуемая литература
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. - Рос-
тов н/Д, 1996.-Т. 1,2.
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. -
М, 1997.
Ярошевский М. Г. Историческая психология науки. - СПб., 1994.
Глава 2