VIII. Эмоциональные состоянии

• Преобладающее настроение (веселое, оживленное, грустное, спокойное, подавленное), его устойчивость. Причины смены настроения.

• Наличие определенных эмоциональных состояний (тревожности, аффекта, фрустрации, стресса т.д.), их сила, устойчивость, периодичность. Причины этих состояний.

IХ.Педагогические выводы и рекомендации (приложение № 2)

Определить основные причины обозначенной проблемы ученика (слабой успеваемости, нарушений дисциплины, трудностей в общении).

Для коррекции проблемы ученика наметить конкретные психолого-педагогические рекомендации и мероприятия, адресованные к:

• классному руководителю,

• учителям-предметникам,

• родителям или лицам, их замещающим,

• самому ученику (начиная с подросткового возраста).

При составлении рекомендаций определить:

а) какие психологические особенности ученика затрудняют его жизнедеятельность;

б) на какие сильные стороны личностного и когнитивного развития ученика следует опираться;

в) целесообразность обращения за квалифицированной помощью к другим специалистам;

г) необходимость в советах по развитию умения учиться (как работать с книгой, готовиться к контрольной работе, экзамену, отвечать у доски и т.д.).

Указать, что сделано студентом по реализации намеченных психолого-педагогических воздействий. Определить и объяснить эффективность проделанной работы, почему удалось или не удалось достичь желаемого результата

Подпись классного руководителя

(под характеристикой ученика)

Приложения к «Схеме психологической характеристики личности ученика»

Приложение № 1

Свойства темперамента

1. Сензитивность - чувствительность человека к внешним воздействиям

2. Реактивность непроизвольных действий - сила эмоциональной реакции на внешние или внутренние раздражители, непосредственно действующие на данный момент.

3. Активность волевой целенаправленной деятельности - проявляется повышении активности приспособления путем преобразования ситуации соответствии с поставленной целью. Показывает, насколько человек активен в своих действиях, поступках, в преодолении препятствий.

4. Соотношение реактивности и активности - показывает, от чего зависит деятельность человека от случайных обстоятельств (преобладание реактивности) или от намеченных целей, стремлений (преобладание активности).

5. Темп реакций - скорость протекания психических процессов и реакций.

6. Пластичность - ригидность - приспособление к изменяющимся требованиям деятельности. Показывает степень легкости переключения одного внешнего воздействия на другое. Пластичность характеризует гибкость, легкость приспособления к новым условиям; ригидность инертность, косность, нечувствительность к изменению условий.

7. Экстраверсия - интроверсия - характеризует направленность личности, экстраверсия - на окружающих людей, предметы, события; интроверсия себя, на собственные переживания и мысли.

8. Тревожность - эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации зависит от силы раздражителя.

Каждый тип темперамента представляет собой сочетание в разной степени выраженности этих свойств.

Свойства темперамента   Сангвиник Флегматик Холерик Меланхолик
сензитивность   пониженная малая малая высокая
реактивность повышенная малая высокая малая
активность повышенная высокая высокая пониженная
соотношение реактивности и активности уравновешенный преобладает активность преобладает реактивность уравновешенны)
теми реакций быстрый медленный быстрый медленный
пластичность -ригидность пластичен ригиден ригиден ригиден
экстраверсия -интроверсия экстраверт интроверт экстраверт интроверт

Приложение № 2

Причины общего отставания в учении, развитии, воспитании

Уровни детерминации Внутриличностная сфера
Нейро-физиологический · общая ослабленность организма. · слабый тип ВНД, · неврозы, · нарушения слуха, зрения, артикуляции, · микропоражения в коре головного мозга, · скрытые недуги, физические недостатки.  
Психологический · несформированность положительной мотивации учения; · неадекватная самооценка; · низкий уровень познавательных способностей: о малый объем оперативной и механической памяти, о неустойчивое внимание, о неразвитое мышление, · нарушения в эмоционально-волевой сфере: о ослабленная волевая регуляция, о тревожность (семейная, школьная, самооценочная).  
Педагогический Низкая интенсивность и низкая эффективность учебной деятельности, пробелы в знаниях. пропуск большого количества учебного времени, несформированность учебных умений и навыков, низкая техника чтения, счета, недисциплинированность.  


Уровни детерминации Внеличностная сфера
родители учителя Сверстники и «значимые» взрослые
Нейро-физиологический Ребенок нежеланный, случайный, недоношенный, с родовыми травмами, с отягощенной наследственностью, сокрытие информации Отсутствие информации, нежелание ею овладевать, с нею считаться.   Пассивность, обреченность
Психологический Бедность сенсорной и речевой стимуляции, недостаток родительской любви, заботы, ласки, тепла или гиперопека: "перекормленные", избалованные дети, нищета- малый материальный достаток, пониженное настроение Неумение изучать и учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка, неумение определять «зону ближайшего развития», выявлять резервы и творческие способности. Отсутствие чувства защищенности, причастности к общему делу, эмпатии
Педагогический Низкий уровень психолого-педагогической культуры, самоустранение от обязанностей воспитателя, аморальность поведения, отсутствие желания контактировать со школой, медицинскими работниками, учреждениями дополнительного образования, социально- психологической службой Стереотипность авторитарного стиля общения, отсутствие дифференцированного подхода, шалящего режима. Нетворческое мышление, низкий уровень мастерства, неумение создать ситуацию успеха, положительную мотивацию учебной и общественнополезной деятельности. "Выпадение" из детскою коллектива. "отверженный", отсутствие перспектив личностного и профессионального роста, неумение включить в коллективную. групповую. индивидуальную деятельность в соответствии с интересами и возможностями.

Наши рекомендации