VIII. Эмоциональные состоянии
• Преобладающее настроение (веселое, оживленное, грустное, спокойное, подавленное), его устойчивость. Причины смены настроения.
• Наличие определенных эмоциональных состояний (тревожности, аффекта, фрустрации, стресса т.д.), их сила, устойчивость, периодичность. Причины этих состояний.
IХ.Педагогические выводы и рекомендации (приложение № 2)
Определить основные причины обозначенной проблемы ученика (слабой успеваемости, нарушений дисциплины, трудностей в общении).
Для коррекции проблемы ученика наметить конкретные психолого-педагогические рекомендации и мероприятия, адресованные к:
• классному руководителю,
• учителям-предметникам,
• родителям или лицам, их замещающим,
• самому ученику (начиная с подросткового возраста).
При составлении рекомендаций определить:
а) какие психологические особенности ученика затрудняют его жизнедеятельность;
б) на какие сильные стороны личностного и когнитивного развития ученика следует опираться;
в) целесообразность обращения за квалифицированной помощью к другим специалистам;
г) необходимость в советах по развитию умения учиться (как работать с книгой, готовиться к контрольной работе, экзамену, отвечать у доски и т.д.).
Указать, что сделано студентом по реализации намеченных психолого-педагогических воздействий. Определить и объяснить эффективность проделанной работы, почему удалось или не удалось достичь желаемого результата
Подпись классного руководителя
(под характеристикой ученика)
Приложения к «Схеме психологической характеристики личности ученика»
Приложение № 1
Свойства темперамента
1. Сензитивность - чувствительность человека к внешним воздействиям
2. Реактивность непроизвольных действий - сила эмоциональной реакции на внешние или внутренние раздражители, непосредственно действующие на данный момент.
3. Активность волевой целенаправленной деятельности - проявляется повышении активности приспособления путем преобразования ситуации соответствии с поставленной целью. Показывает, насколько человек активен в своих действиях, поступках, в преодолении препятствий.
4. Соотношение реактивности и активности - показывает, от чего зависит деятельность человека от случайных обстоятельств (преобладание реактивности) или от намеченных целей, стремлений (преобладание активности).
5. Темп реакций - скорость протекания психических процессов и реакций.
6. Пластичность - ригидность - приспособление к изменяющимся требованиям деятельности. Показывает степень легкости переключения одного внешнего воздействия на другое. Пластичность характеризует гибкость, легкость приспособления к новым условиям; ригидность инертность, косность, нечувствительность к изменению условий.
7. Экстраверсия - интроверсия - характеризует направленность личности, экстраверсия - на окружающих людей, предметы, события; интроверсия себя, на собственные переживания и мысли.
8. Тревожность - эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации зависит от силы раздражителя.
Каждый тип темперамента представляет собой сочетание в разной степени выраженности этих свойств.
Свойства темперамента | Сангвиник | Флегматик | Холерик | Меланхолик |
сензитивность | пониженная | малая | малая | высокая |
реактивность | повышенная | малая | высокая | малая |
активность | повышенная | высокая | высокая | пониженная |
соотношение реактивности и активности | уравновешенный | преобладает активность | преобладает реактивность | уравновешенны) |
теми реакций | быстрый | медленный | быстрый | медленный |
пластичность -ригидность | пластичен | ригиден | ригиден | ригиден |
экстраверсия -интроверсия | экстраверт | интроверт | экстраверт | интроверт |
Приложение № 2
Причины общего отставания в учении, развитии, воспитании
Уровни детерминации | Внутриличностная сфера |
Нейро-физиологический | · общая ослабленность организма. · слабый тип ВНД, · неврозы, · нарушения слуха, зрения, артикуляции, · микропоражения в коре головного мозга, · скрытые недуги, физические недостатки. |
Психологический | · несформированность положительной мотивации учения; · неадекватная самооценка; · низкий уровень познавательных способностей: о малый объем оперативной и механической памяти, о неустойчивое внимание, о неразвитое мышление, · нарушения в эмоционально-волевой сфере: о ослабленная волевая регуляция, о тревожность (семейная, школьная, самооценочная). |
Педагогический | Низкая интенсивность и низкая эффективность учебной деятельности, пробелы в знаниях. пропуск большого количества учебного времени, несформированность учебных умений и навыков, низкая техника чтения, счета, недисциплинированность. |
Уровни детерминации | Внеличностная сфера | ||
родители | учителя | Сверстники и «значимые» взрослые | |
Нейро-физиологический | Ребенок нежеланный, случайный, недоношенный, с родовыми травмами, с отягощенной наследственностью, сокрытие информации | Отсутствие информации, нежелание ею овладевать, с нею считаться. | Пассивность, обреченность |
Психологический | Бедность сенсорной и речевой стимуляции, недостаток родительской любви, заботы, ласки, тепла или гиперопека: "перекормленные", избалованные дети, нищета- малый материальный достаток, пониженное настроение | Неумение изучать и учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка, неумение определять «зону ближайшего развития», выявлять резервы и творческие способности. | Отсутствие чувства защищенности, причастности к общему делу, эмпатии |
Педагогический | Низкий уровень психолого-педагогической культуры, самоустранение от обязанностей воспитателя, аморальность поведения, отсутствие желания контактировать со школой, медицинскими работниками, учреждениями дополнительного образования, социально- психологической службой | Стереотипность авторитарного стиля общения, отсутствие дифференцированного подхода, шалящего режима. Нетворческое мышление, низкий уровень мастерства, неумение создать ситуацию успеха, положительную мотивацию учебной и общественнополезной деятельности. | "Выпадение" из детскою коллектива. "отверженный", отсутствие перспектив личностного и профессионального роста, неумение включить в коллективную. групповую. индивидуальную деятельность в соответствии с интересами и возможностями. |