Особенности общения учителя с учащимися на уроке.

Владение техникой речи - темп речи; тон: доброжелательный - резкий, ласковый, теплый, сухой, холодный, повелительный; точность, логичность неумение точно выразить мысль; выразительность речи; широта использования шуток, юмора.

Организация взаимодействия - стремление к сотрудничеству доминирование, монолог; оптимальная требовательность - чрезмерная требовательность; стимулирование инициативы - подавление инициативы; оценочные суждения в адрес ученика - оценочные суждения в адрес ученика не допускаются.

Эмоциональный потенциал урока - доброжелательность неприветливость; улыбка, смех - хмурость, озабоченность; заинтересованность ~ безразличие; доверие, открытость - скептицизм; эмпатия - черствость.

Невербальные способы общения - чаще всего используются средства, выражающие одобрение - неодобрение; симпатия - антипатия; интерес безразличие; поддержка - угроза; активное слушание - пренебрежение; поддерживающие знаки" - снисхождение.

Педагогическая этика - принятие/непринятие ученика, обида; Дифференцированная оценка или поверхностная, неаргументированная: лояльность, гибкость/категоричность; умение/неумение конструктивно разрешать конфликт; преобладание ободряющих высказываний - преобладание запретов, приказов, порицаний; форма предъявления замечаний и порицаний мягкая, спокойная, строгая, резкая, оскорбительная; форма выражения похвалы и одобрения - восторженная, сдержанная, сухая.

Сделать вывод о стиле педагогического общения учителя (мягкий, жесткий, смешанный).

ЗАДАНИЕ 13. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА

Целесообразно составить характеристику на слабоуспевающего, недисциплинированного или испытывающего трудности в общении ученика. Кандидатуру ученика определить в начальный период практики и сразу же начинать сбор материала в различных ситуациях деятельности и общения.

Для сбора материала необходимо использовать разные методы: наблюдение, беседу (с учеником, его родителями, классным руководителем и другими учителями), изучение продуктов деятельности, обобщение независимых характеристик, естественный эксперимент, тестирование.

Для проведения тестирования предлагаются задания по психологии, содержащиеся в разделах 2,3, 6 данного "методического пособия».

Необходимо обратить особое внимание на следующие моменты:

• Выявление психолого-педагогических причин обозначенной проблемы школьника.

• Составление рекомендаций, направленных на устранение трудностей в обучении, поведении, развитии.

• Психолого-педагогические выводы и рекомендации должны быть конкретными и применимы в дальнейшей работе с учеником.

• Рекомендуется повторить темы из курсов психологии (общей, возрастной, педагогической), соответствующие разделам характеристики.

• При составлении характеристики следовать представленной ниже схеме характеристики, ее разделам и структуре.

• Основные положения и выводы характеристики должны быть обоснованы фактами поведения и деятельности ученика.

Психолого-педагогическая характеристика должна представлять собой связный текст, в котором с наибольшей полнотой представлены ответы на все пункты предлагаемой схемы составления характеристики.

Схема психологической характеристики личности ученика

I. Данные по истории развития личности (анамнез):

1. Физическое и психическое развитие в раннем детстве (было ли оно

нормальным или имелись какие-то отклонения от нормы).

2. Материальный и культурный уровень семьи.

3. Жилищные условия.

4. Отношение родителей к своему ребенку (стиль родительского

воспитания) - заботливое, дружеское, слепое обожание, мелочная опека, отчужденное, бесконтрольность со стороны родителей и т.д.

5. Отношение ребенка к родителям.

6. Имели ли место события, которые оказали сильное влияние на психику ученика.

7. Успеваемость, дисциплина, характер отношений в предшествующих классах.

8. Основная проблема на настоящий момент.

II. Особенности положении ученика в классе, взаимоотношения с

Коллективом и учителями.

• Положение ученика в системе отношений в классе, школе (лидер, популярный, принятый, непринятый; пользуется ли любовью, авторитетом). Что повлияло на статус школьника. Дорожит ли своим положением в коллективе, школе. Какое положение хотел бы занять в классе.

• Отношение ученика к одноклассникам, мнению коллектива класса, к требованиям и критическим замечаниям сверстников (серьезное, благожелательное, равнодушное, враждебное; дорожит ли мнением коллектива, что особенно ценит в коллективе, школе; с кем дружит и на чем основана дружба, сформированность навыков общения, бывают

ли конфликты с ребятами, в чем их причина).

• Отношение к учителям (есть ли контакт, любит, уважает их, конфликтует с ними и т.д.).

• Восприятие и выполнение требований, предъявляемых взрослыми

(выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их и какие именно).

Наши рекомендации