Мотивационные конфликты по К. Левину.
Предметом его внимания стали конфликты, возникающие в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых мотивов. Он трактовал внутриличностный конфликт как ситуацию, когда на индивида одновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины.
В таком случае возможны три типа конфликтной ситуации:
-человек находится между двумя положительными силами примерно равной величины;
-человек находится между двумя примерно равными отрицательными силами;
-человек находится между двумя разнонаправленными силами примерно равной величины.
В основе конфликта по К.Роджерсу, лежит противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками, которые она приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне.
А. Маслоу отмечал, что неудовлетворение потребностей приводит к эмоциональным расстройствам, внутриличностным конфликтам.
В. Франкл отмечал, что главной движущей силой жизни каждого человека является поиск им смысла жизни и борьба за этот смысл. Осуществить смысл жизни удается немногим. Отсутствие смысла порождает у человека состояние экзистенциального вакуума - чувства бесцельности и пустоты. Соответственно внутриличностный конфликт - это следствие экзистенциального вакуума.
В большинстве зарубежных теорий внутриличностного конфликта, разработанных психологами, основу составляют категории противоречия, внутренней борьбы и понятие психологической защиты (преодоление конфликта). Протекание внутриличностного конфликта связывается с негативными переживаниями.
Среди отечественных психологов внутриличностные конфликты исследовал А.Лурия, который под ними понимал ситуацию, когда в поведении индивида сталкиваются две сильные, но противоположно направленные тенденции.
А. Н. Леонтьев исследовал внутриличностный конфликт в рамках теории о роли предметной деятельности в становлении личности. Любой человек не может жить только одной какой-либо целью или мотивом. У личности помимо ведущего мотива формируется множество других. В совокупности они образуют мотивационную сферу, которая всегда является многовершинной. Внутриличностный конфликт - результат противоречивого взаимодействия «вершин» мотивационной сферы, т.е. различных мотивов личности.
Обобщая изложенные концепции внутриличностного конфликта, можно выделить его основные характеристики.
Во-первых, внутриличностный конфликт появляется в результате взаимодействия элементов внутренней структуры личности.
Во-вторых, сторонами внутриличностного конфликта выступают разноплановые и противоречивые интересы, цели, мотивы и желания.
В-третьих, внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда силы, действующие на личность, являются равновеликими.
В-четвертых, любой внутренний конфликт сопровождается негативными эмоциями.
И в-пятых, основу любого внутриличностного конфликта составляет ситуация, характеризующаяся: противоречивыми позициями сторон; противоположными мотивами, целями и интересами сторон; противоположными средствами достижения целей в данных условиях; отсутствием возможности удовлетворения какой-либо потребности и вместе с тем невозможностью ее устранения.
Значительный вклад в развитие теории внутриличностного конфликта внесли психологи В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, Н.Левитов и др.
В. Мерлин рассматривал внутриличностный конфликт, как «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальные мотивов и отношений личности». Длительность и интенсивность конфликта зависят от того, какое место занимают нарушенные антагонистические отношения во всей системе отношений человека.
По Н. Левитову, внутренний конфликт представляет борьбу мотивов, которая осознается как переживание душевного разлада.
В последние годы внутриличностный конфликт активно исследуется Ф. Василюком, Т. Титаренко, Ю. Юрловым.
Ф. Василюк рассматривает внутренний конфликт как один из видов критических жизненных ситуаций (наряду со стрессом, фрустрации кризисом).
Таким образом,внутриличностный конфликт можно понять как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.
3.Наиболее простая типология исходит из природы противоречий, лежащих в их основе. В этом случае внутриличностные конфликты можно разделить на две группы.
Во-первых, это конфликт как результат перехода объективных противоречий во внутренний мир человека: в этом случае речь идет о моральных и адаптационных конфликтах.
Во-вторых, это конфликты, возникающие из противоречий внутреннего мира личности: мотивационные и конфликты неадекватной самооценки.
М.А. Робер и Ф. Тильман выделяют конфликт потребностей, конфликт между потребностью и социальной нормой, конфликт социальных норм.
А. Шипилов выделил три основные структуры внутреннего мира личности, которые могут вступать в конфликт: мотивы, ценности и самооценку. В зависимости от сторон внутреннего мира личности, которые вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта.
1.Конфликт между «хочу» и «хочу» - мотивационный конфликт -столкновение мотивов, бессознательных стремлений.
2.Конфликт между «хочу» и «надо» - нравственный конфликт - столкновение долга и желания, моральных принципов и личных привязанностей, желаний и внешних требований, долга и сомнения в необходимости следования ему.
3. Конфликт между «хочу» и «могу» - конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности - столкновение между желаниями и действительностью или недостаточными физическими возможностями, которые блокируют их удовлетворение.
4. Конфликт между «надо» и «надо» - ролевой конфликт, в котором выделяют: внутриролевой,как различное понимание личностью себя относительно своей роли, и межролевой,как невозможность соединять несколько ролей одним человеком.
5. Конфликт между «надо» и «могу» - адаптационный конфликт - нарушение равновесия между человеком и окружающей средой или нарушение процесса социальной или профессиональной адаптации.
6. Конфликт между «могу» и «могу» - конфликт неадекватной самооценки - столкновение между самооценкой, притязаниями и реальными возможностями.
7. Невротический конфликт как результат длительного сохранения любого из вышеописанных шести видов внутриличностных конфликтов или их совокупностей.
В конфликтологической литературе иногда выделяется еще один вид внутриличностного конфликта - когнитивный. В основе такого типа конфликтов несовместимые представления (когниции) личности. Теория когнитивного диссонанса описывает ситуации, когда человек, имея этот внутренний дисбаланс наличия двух знаний, противоречащих друг другу, стремится уйти от него, восстановить свою целостность.
Согласование идей осуществляется разными путями. Это может происходить путем изменения отношения к одной из когниций - «переделывание» прошлого, когда сегодняшние мысли изменяют воспоминания. Еще один вариант согласования идет через изменение одной из когниций. Согласование может идти путем увеличения консонансных составляющих, поддерживающих когниции по сравнению с диссонансными составляющими.
Кроме того, согласование может идти через создание защитных механизмов, представляющих сложившуюся ситуацию как отсутствие возможности выбора, или оправдание себя наличием неконтролируемых внутренних состояний, или полное вытеснение самого поступка.
Внутриличностный конфликт - явление очень сложное. Тем не менее, предложенные варианты типологии таких конфликтов позволяют производить их более объемный анализ за счет совокупности всех предложенных выше аспектов.
4.Рассматривая причины внутриличностных конфликтов, следует выделить две группы условий: личностные и ситуативные.
Личностныеусловия связаны с возможностью осознания существующего противоречия.
Ситуативные условия возникновения внутриличностных конфликтов можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние ситуативные условия -это борьба с природой, порождение новых мотивов в результате удовлетворения старых, ограничение важных для человека мотивов со стороны общества.
Внутренние ситуативные условия - противоречия равно значимых сторон личности, осознание субъективной неразрешимости ситуации.
Говоря собственно о причинах внутриличностного конфликта, В. Ратников выделяет три их вида.
1) Внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самой личности:
- противоречие между потребностью и социальной нормой;
- противоречие мотивов, интересов и потребностей;
- противоречие социальных ролей;
- противоречие социальных ценностей и норм.
2) Внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе или организации.
На уровне социальной группывнутриличностная конфликтность связана с невозможностью удовлетворения важных потребностей и мотивов, имеющих в данной ситуации глубокий внутренний смысл и значение для личности. Здесь возможны четыре вида ситуаций:
1) физические преграды, препятствующие удовлетворению основных потребностей;
2) отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испытываемой потребности;
3) биологические ограничения;
4) социальные условия.
Внешние причины внутриличностного конфликта на уровне организациимогут быть представлены целым рядом противоречий:
1) между большой ответственностью и недостаточными правами для ее реализации;
2) между жесткими требованиями по срокам и качеству выполнения задания и плохими условиями труда;
3) между двумя взаимоисключающими требованиями или заданиями;
4) между жестко поставленной задачей и плохо прописанными механизмами и средствами ее выполнения;
5) между производственными требованиями, нормами, традициями в организации и личными ценностями или потребностями;
6) между стремлением к творчеству, карьере, самоутверждению и возможностями реализации этого в рамках организации;
7) между стремлением к прибыли и нравственными нормами;
8) противоречия, вызванные несовместимостью социальных ролей личности.
3) Внешние причины, обусловленные положением личности в обществе.
Третий вид причин связан с противоречиями, которые возникают на уровне социальной макросистемы и коренятся в характере общественного строя, социальной структуры общества, его политического устройства и экономической жизни.
К. Хорни выделила три типа противоречий в рыночной культуре, которые приводят к внутриличностным конфликтам и даже к неврозам:
- противоречие между соперничеством и успехом, с одной стороны, и братской любовью и человечностью - с другой;
- противоречие между стимуляцией наших потребностей через рекламу и фактическими препятствиями на пути их удовлетворения;
- противоречие между утверждаемой свободой человека и всеми его фактическими ограничениями.
Э. Фромм видел причины внутриличностных противоречий в конфликте между сущностью и существованием личности.
Последствия внутриличностного конфликта могут быть конструктивными и деструктивными.
Конструктивныйхарактер внутриличностных конфликтов проявляется в следующих показателях: усложняется психическая жизнь человека, развиваются моральные чувства, закаляется характер человека, формируется его решительность, устойчивость поведения, стабильная направленность личности. Кроме того, внутриличностный конфликт может способствовать формированию адекватной самооценки.
Деструктивные последствия развиваются в двух направлениях: ухудшение состояния самой конфликтующей личности, ухудшение взаимодействия этой личности с другими людьми в группе.
В первом случае может наступить прекращение развития личности и даже начаться ее деградация: возможно как снижение активности и эффективности деятельности, так и психическая и физиологическая дезорганизация личности.
В случае ухудшения взаимодействия личности с группой наступает деструкция существующих межличностных отношений. Если внутриличностный конфликт вовремя не разрешается, наступают более тяжелые последствия. Их спектр довольно широк - от стресса и фрустрации до различных нервно-психических расстройств - неврозов. Возникает невротическая личность, характеризуемая внутренне противоречивыми тенденциями, которые невротик не способен ни разрешить, ни примирить.
В.Н. Мясищевым описывает конфликты истерического, обсессивно-психастенического и неврастенического типов.
Истерический тип характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих.
Обсессивно-психастенический тип невротического конфликта характеризуется противоречивыми собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями.
Неврастенический тип представляет собой противоречие между возможностями личности и ее завышенными требованиями к себе. При возникновении этого конфликта играют роль высокие требования, предъявляемые напряженностью современной жизни.
5. Можно утверждать, что суицидальное поведение зависит от ряда факторов, которые могут быть разделены на внутренние и внешние.
Внутренними факторамисуицидального поведения являются индивидуальные особенности личности суицидента.
К внешним факторамотносятся: микросоциальные условия биографического характера.
Суицидальное поведение строится на основе межличностного или внутриличностного конфликта.Центральную роль в его возникновении играют следующие конфликты:
- обусловленные спецификой трудовой деятельности и межличностного взаимодействия;
- обусловленные спецификой семейных взаимоотношений;
- связанные с антисоциальным поведением человека;
- обусловленные материально-бытовыми трудностями.
Для возникновения суицидального поведения необходима особая личностная предрасположенность, вследствие которой индивид оказывается не в состоянии справиться с актуальной проблемой. Суицидальное поведение имеет внешний и внутренний планы, которые в единстве образуют относительно устойчивую, целостную и типологически своеобразную структуру, отражающую индивидуальность суицидента и тип его личностного кризиса. Психологическая структура суицидального поведения представляет собой взаимосвязь мотивационного, аффективного, ориентировочного и исполнительного компонентов деятельности и общения личности в условиях кризисной ситуации.
Мотивационныйкомпонент включает суицидальные побуждающие и смыслообразующие мотивы.
Аффективныйкомпонент включает относительно устойчивые суицидальные эмоциональные переживания, отражающие уровень значимости кризисной ситуации.
Ориентировочныйкомпонент представляет собой блок когнитивной (познавательной, интеллектуальной) деятельности по анализу социальной ситуации, осознанию уровня ее кризисности, принятию суицидального решения, формированию суицидальных целей, планированию и совершению соответствующих действий.
Исполнительныйкомпонент структуры суицидального поведения представляет собой словесные и поведенческие реакции, отвечающие ориентировочному и аффективному компонентам.
Включает предпозиционный и суицидальный этапы.
Предпозиционныйэтап определяется исключительно высокой психической напряженностью суицидента, его повышенной активностью по поиску выхода из сложившегося внутриличностного конфликта. Но эта активность не сопровождается суицидальными действиями. По мере того как исчерпываются варианты разрешения конфликта, порождается мысль о его абсолютной неразрешимости.
Истощение психологической защиты снижает порог чувствительности к социальным раздражителям. Суициденты ощущают невыносимость существования в сложившихся условиях и предположительно констатируют отсутствие желания жить, но мысли о самоубийстве еще блокируются механизмом защиты. Базовые жизненные потребности еще сохраняются.
Суицидальныйэтап. Переходу к нему способствует дополнительная психотравматизация. На фоне этих состояний возникают суицидальные мысли, а позднее - и обдумывание способа суицида. Суицидальный период, начало которого связано с появлением суицидальных замыслов, длится вплоть до покушения на свою жизнь.
В зависимсти от ведущих мотивов выделяют пять типов суицидального поведения: протест, призыв к состраданию, избегание душевных или физических страданий, самонаказание, отказ от жизни как капитуляция.
Существует демонстративно-шантажное суицидальное поведение. Его личностный смысл состоит в оказании психологического давления на окружающих с целью изменения трудной ситуации в благоприятную для суицидента сторону.
Тип суицидального поведения проявляется в зависимости от возраста, типа личности суицидента, а также от ситуации, спровоцировавшей суицид.