Современные зарубежные теории конфликта
В новейшее время важное место в разработке теоретических аспектов исследования конфликтов заняла структурно-функциональная модель организации,обоснованная американским социологом Толкоттом Парсонсом.
Он рассматривал общество как систему отношений между людьми, связующим звеном которой являются нормы и ценности. Его модель основана на следующих положениях:
а) любая социальная система представляет собой относительно устойчивую, стабильную и хорошо интегрированную структуру;
б) каждый элемент этой системы имеет определенную функцию, внося тем самым вклад в поддержание ее устойчивости;
в) функционирование социальной структуры базируется на ценностном согласии членов общества, которое обеспечивает необходимую стабильность и интеграцию.
Конфликт представлялся ему социальной аномалией, своего рода болезнью, которую необходимо преодолевать.
Концепция позитивно-функционального конфликта американца Льюиса Козера.
Согласно данной концепции, конфликты не чужеродное и аномальное для общества явление, а продукт, элемент внутреннего состояния социальной системы, существующего в ней порядка вещей и самих отношений между отдельными личностями и социальными группами.
Конфликты выполняют важные функции:
- способ разряжения напряженной обстановки в обществе;
- способ разрешения коллизий и противоречий между отдельными людьми и социальными группами.
- конфликт способствует социализации индивидов;
- образованию социальных групп;
-установлению и поддержанию относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;
- созданию и сохранению баланса сил;
- сигнализации о тех или иных социальных проблемах и недостатках. Таким образом, в любом конфликтном противоборстве заложен позитивный потенциал.
Концепция конфликтной модели общества Ральфа Дарендорфа.Общество в каждый момент подвержено изменениям, в любой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом.
Конфликты в принципе не устранимы из общественной жизни, они вездесущи как неизбежное следствие всякой иерархически организованной системы.
Однако люди имеют возможность для регулирования конфликтов, упреждения «социальных потрясений». Для этого важны три условия:
1- наличие ценностных установок, признание различий и противостояния конфликтующих;
2 - уровень организации сторон;
3 - взаимоприемлемость определенных правил, соблюдение которых позволяет сохранить или поддерживать отношения между сторонами, участвующими в конфликте.
Георг Зиммель (основатель формальной социологии – социология конфликта) занимался разработкой теории конфликта, исходя из его социальной значимости и позитивной ценности как стимулирующего средства.
Конфликт, хотя и является одной из форм разногласия, выступает интегрирующей силой, которая объединяет противоборствующих, способствует стабилизации общества, укрепляет конкретные организации.
Общая теория конфликта К. Боулдинга.Он считает, что конфликты вездесущи, стремление к постоянной вражде и борьбес себе подобными непреодолимо, эскалация насилия лежит в самой природе человека.
Вместе с тем К. Боулдинг утверждает, что конфликты возникают и развиваются по общим образцам, проявляются через единые элементы, неотделимы от социальных условий, их можно предупредить и преодолеть.
По К. Боулдингу, для предотвращения конфликтов важны три момента:
- понимание причин возникающих противоборств;
-разумный выбор согласованных способов их устранения;
- нравственное совершенствование людей.
Часть зарубежных психологов, следующих неофрейдистскому направлению,считает, что источник конфликта кроется в стремлении человека, с одной стороны, к безопасности, а с другой - к реализации собственных желаний.
Причины конфликтов коренятся в серьезном противоречии между ценностями личности и ее реальным положением в обществе, между завышением, искусственным стимулированием потребностей и совсем нередкой физической невозможность их удовлетворить.
Согласно мнению некоторых психоаналитиков, конфликт находит свое разрешение в разного типа моделях («стратегиях») поведения человека:
- либо это «стремление к людям» (поиск привязанности, желание обрести чувство сопричастности к той или иной общности);
- либо это «стремление от людей» (характерно доминирование чувства отчуждения от остального мира, сужение базы соприкосновения с социальной средой);
- либо это «стремление против людей» (выражается в конфронтации с другими и борьбе с ними, в готовности жить по «закону джунглей»).