Специально-научный уровень методологического анализа истории психологии
Общеметодологические основания являются той базой, на основе которой формируются специально-научный и конкретно-научный уровни методологического исследования истории психологии. Специально-научный уровень методологического анализа истории психологии включает методологические принципы и нормы гуманитарного познания; фундаментальные общепсихологические теории, подходы и принципы исследования; методолого-теоретические положения истории, герменевтики, культурологии, источниковедения как «родительских» дисциплин истории психологии.
История психология — область гуманитарного знания, поэтому одним из ее методологических оснований являются принципы и нормы гуманитарного познания.
Рассмотрение различия и особенностей гуманитарных[23] и естественных наук имеет длительную историю; оно становится предметом осмысления в науке и, в частности, в психологии уже несколько столетий назад. В философско-психологическом знании эта проблема была впервые поставлена немецким ученым XVIII века Хр. Вольфом, автором учения о психических способностях, дифференцировавшим психологическое знание на эмпирическое (опытное) и теоретическое (описательное), что нашло отражение в изданных им трудах, носящих соответствующие названия: «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734). Рациональная психология призвана выводить факты и явления из «существенных основ», эмпирическая психология — описывать эти факты и явления.
Следующий важный шаг в осмыслении и реализации дифференцированного подхода к наукам гуманитарного и естественного цикла и, что особенно важно, применительно к психологии осуществил В. Вундт, воплотивший данную идею в программе создания «двух психологии» — «физиологической психологии» (естественнонаучной, эмпирической, экспериментальной) и «психологии народов», представляющей гуманитарную ветвь в психологической науке. В основе этого разделения лежало различие в объектах их изучения. Объект исследования физиологической психологии — низшие, элементарные психические процессы, изучаемые методами интроспекции и эксперимента, психологии народов — высшие психические процессы, реконструируемые по продуктам духовной деятельности народа. Вундт попытался преодолеть грань между экспериментальной психологией и историей, синтезировать их в рамках особой науки, в которой психология получает возможность овладеть богатейшим эмпирическим материалом исторических наук, а история обретает в лице психологии надежные теоретические основы знаний о человеке и обществе, получает доступ к выявлению «психологических мотивов» изучаемых ею исторических процессов. Вундт утверждает, что игнорирование историками научной психологии побуждает их «сочинять свою собственную психологию», носящую дилетантски-спекулятивный характер (Вундт, 1914, с. 1—2). Союз описательного (гуманитарного) и точного экспериментального знания представляется ему логически обоснованным и необходимым, открывающим новые перспективы для их развития.
В. Виндельбанд вводит разделение наук на номотетические, законополагающие, изучающие закономерные проявления большого класса явлений, и идеографические, исследующие отдельные индивидуальные явления. Номотетическое знание, согласно Виндельбанду,— предмет изучения естествознания, игнорирующего самостоятельную ценность отдельных частных случаев и рассматривающего их только в качестве отражения и проявления общих закономерностей. Историческое познание, наоборот, концентрирует внимание на изучении отдельных случаев (событий), делая предметом исследования их индивидуальные проявления.
Продолжая традицию рассмотрения соотношения гуманитарного и естественного знания, немецкий ученый Г. Риккерт предлагает положить в основу их дифференциации особенности метода. Соответственно методом гуманитарных наук был объявлен идеографический, индивидуализирующий метод, описательный по своей природе и направленный на изучение отдельного конкретного объекта. Благодаря описательной методологии гуманитарное знание относится им более к искусству, нежели к науке; его объектом являются не законы природы, а культура как сугубо уникальное явление. Метод естественных наук — номотетический, генералирующий, призванный подвести индивидуальность под общую закономерность. Согласно Риккерту, психика — предмет исследования естественнонаучной психологии; она не может изучаться в рамках гуманитарных наук. Особенность последних Риккерт видит в их ценностной нагруженности, поэтому адекватным их природе объектом исследования, согласно его мнению, является не психика, а дух, выступающий выражением ценностной сущности культуры. Таким образом, в отличие от Вундта, ориентированного на осуществление синтеза гуманитарного исторического и естественного знания, представляемого психологией, Риккерт, наоборот, отвергает какие-либо точки пересечения между ними (Риккерт, 1911).
В русле герменевтического подхода специфика гуманитарного познания рассматривается Ф. Шлейермахером, в работах которого оно обретает диалогический характер. В центре его исследования стоит проблема понимания текста и его создателя. Понимание рассматривается как постоянный переход от целого к части и от части к целому, т. е. фактически ставится вопрос о «герменевтическом круге».
Душевный мир автора у Шлейермахера включается в герменевтический круг понимания. Наряду с объективным («грамматическим»), выделяется субъективный («психологический» или «технический») аспект понимания. Соответственно понимание предполагает перенесение, «вчувствование» в психологическое пространство индивидуальной жизни создателя произведения, раскрытие как сознательной, так и бессознательной сторон его творчества, что, в свою очередь, само опирается на объективную интерпретацию его текстов. Шлейермахер видит задачу психологической интерпретации в том, чтобы через понимание автора понять смысл его произведения, причем более глубоко, чем это было доступно ему самому.
Выделенным Шлейермахером видам интерпретации соответствуют различные методы: объективная интерпретация использует метод сравнительного анализа значений какого-либо слова и установления его смысла в конкретном контексте. Психологическая интерпретация опирается на «дивинационный» метод и выражается в мгновенном постижении, угадывании значения слова на основе учета поля значений, характерного для рассматриваемого автора. Этот метод, по сути, носит сакральный характер.
Развивая учение Шлейермахера, немецкий мыслитель В. Дильтей создал учение о духе как области гуманитарного знания. Науки о духе, по Дильтею, имеют особый предмет — общество, история и человек как общественно-историческое существо. Их задачи состоят, во-первых, в изучении психологических закономерностей, лежащих в основе создания культуры (науки, религии, искусства), во-вторых, в исследовании самих этих продуктов культуры как «кристаллизованных объективации психологических закономерностей». Науки о духе относятся им не к объяснительным, а к понимающим областям знания (Дильтей, 2000).
Обоснование специфики гуманитарного знания у Дильтея строится на его противопоставлении естественным наукам. Основным отличием последних, по Дильтею, является ориентация на познание внешнего явления, которое не дано человеку непосредственно, а поэтому и знание о нем носит гипотетический и относительный характер. Естественные науки расчленяют целостные явления и исследуют их аналитически, что соответствует их объяснительной исследовательской стратегии. Эти же тенденции характерны и для объяснительной психологии, разлагающей психическую жизнь человека на совокупность отдельных элементов. Моделью объяснительной психологии для Дильтея выступает ассоциативная психология. Не отвергая правомерности существования естественнонаучного познания, Дильтей в то же время ограничивает его рамками объективно-эмпирического подхода. Гуманитарная описательная наука имеет дело с иным объектом — внутренним опытом человека, его целостной душевной жизнью, которую она стремится понять как духовный феномен. Соответственно психология должна изучать не телесно-чувственные данные, а внутренний опыт человека, его переживания; не отдельные психологические способности, а человека во всей его жизненной полноте; не человека вообще как носителя гипотетических элементарных структур, а конкретного человека в его исторической обусловленности в связи с историей культурных ценностей. Таким образом, Дильтей отказывается от объяснения и заменяет его описанием как основным методологическим средством познания целостной душевной жизни. Он считает, что описательная психология должна стать реальной, содержательной наукой в отличие от гипотетических объясняющих естественных наук. «Природу мы объясняем, душевную жизнь мы постигаем. Во внутреннем опыте даны также процессы воздействия, связи в одно целое функции как отдельных членов душевной жизни. Переживаемый комплекс тут является первичным, различение отдельных членов — дело уже последующего» (Дильтей, 1996, с. 16).
Переживание у Дильтея — основной показатель целостной душевной жизни; в нем как в капле сосредоточена вся феноменология психического мира человека в ее соотношении с исторической средой. Оно «сопринадлежит» исходно человеку и в этом смысле противопоставляется восприятию и представлениям, что приводит его к отрицанию предметности и объективного содержания сознания. Объективная действительность у Дильтея, таким образом, преобразуется из причины, порождающей психические явления, в часть субъективного психического мира человека, поглощается им. Критикуя данную позицию, С. Л. Рубинштейн указывает, что «признание основной формой психики переживания субъекта, которому переживание "непосредственно сопринадлежит", направлено, очевидно, на то, чтобы включить мир в целостность переживания и таким образом растворить объективность первого в субъективности второго». Рубинштейн подчеркивает, что в концепции Дильтея «структура душевной жизни непосредственно дана в переживании, а не является продуктом опосредованного знания. Психология, которая ставит себе целью познание структуры психической жизни, может поэтому строиться на описании» (Рубинштейн, 1989в, с. 347-348).
Ставя вопрос о понимании человеком себя и других людей, их внутреннего мира, Дильтей доказывает его опосредование духовной субстанцией — объективным духом, то есть тем общим основанием, которое присуще народу и на котором строится его жизнь. Тем самым фактически он обращается к рассмотрению психологии народа как предмету гуманитарного знания. В составе объективного духа как общего состояния народа Дильтей выделяет право и религию («однородные связи», характеризующиеся устойчивой структурой), общее языковое пространство (общие значения слов), единые нормативные правила («культурные круги»), предъявляющие требования к поведению членов сообщества и делающие его доступным для понимания. Культурно-историческая среда, таким образом, выступает в качестве посредника понимания людьми друг друга. Культурно-историческая обусловленность человека, определяющая содержательное единство индивидов, и апелляция к объединяющему всех членов сообщества объективному духу позволяют человеку по аналогии со своим внутренним миром познавать и понимать других людей. Дильтей обосновывает и метод понимания души народа — единство логического и иррационального через озарение, вживание, вчувствование, перенесение своего Я в пространство чужой душевной жизни. Таким образом, понимание гуманитарного знания у Дильтея основывается на его противопоставлении естественнонаучному, и в отличие от последнего, носящего объяснительный характер, оно, во-первых, является описательным, во-вторых, включает ценностные характеристики духовной жизни, в-третьих, строится на основе принципов индивидуализации исследуемых объектов.
Признанным лидером герменевтики является Г. Г. Гадамер, определяющий ее как основу всей философской мысли. Гадамер отстаивает приоритет гуманитарного знания, выступает за переход от «мира науки» к «миру жизни». Он пишет: «В немецкой культуре XIX века преобладал дух науки, которому и обязана она своим всемирным значением, однако, в отличие от романского культурного круга, духу науки не соответствовало подобное же общечеловеческое признание "lettrers" — гуманитарной культуры слова. Вот почему выход за пределы научного факта должен был означать для Германии нечто совсем иное, и почему в наши дни мы ждем от философии "жизненного мира" и его оправдания, его прояснения и обогащения» (Гадамер, 1991а, с. 7). Он стремится не просто восстановить гуманитарное знание в его правах в качестве сферы научной мысли, но и считает необходимым «отыскивать и оправдывать, соразмерять с искусством и историей новый масштаб истины» (там же). Особенно ярко гуманитарная ориентация Гадамера выражается в том, что основным предметом его рассмотрения становится искусство, которое, согласно его определению, выступает как «подлинный органон философии, если не ее соперник, предвосхищающий ее во всем», обогащает философию, преодолевает ее опустошенность, расширяет границы постигаемого ею жизненного опыта и познания истины (Гадамер, 1991в, с. 9). Более того, искусство выступает у него в качестве своеобразного эталона и для философии, и для гуманитарных наук.
В основе разработки проблемы понимания у Гадамера лежит идея его целостности, реализуемая в виде модели герменевтического крута: «Процесс понимания постоянно переходит от целого к части и обратно к целому. Задача состоит в том, чтобы концентрическими кругами расширять единство понятого смысла» (Гадамер, 1988, с. 345). Представляет интерес введение им в процесс понимания в качестве его исходного и пускового момента, задающего динамику всего его дальнейшего развития и включенного во все его этапы, авторской установки, характеризуемой Гадамером как «набрасывание смысла»: «Тот, кто хочет понять текст, постоянно осуществляет набрасывание смысла. Как только в тексте начинает проясняться какой-то смысл, он делает предварительный набросок смысла всего текста в целом. Но и этот первый смысл проясняется в свою очередь лишь потому, что мы с самого начала читаем текст, ожидая найти в нем гот или иной определенный смысл» (там же, с. 318). Речь идет о предварительном понимании смысла — «предпонимании», «предмнении», «предрассуждении» интерпретатора, которое вступает во взаимодействие с текстом, тем самым утрачивая в ходе герменевтического процесса свою произвольность, переходя на более высокий уровень переосмысления. «Предпонимание» отражает тот герменевтический опыт, или, как пишет Гадамер, исходно присущий исследователю «горизонт», который встречается с иным «горизонтом», воплощенным в тексте, сливается с Ним, обеспечивая тем самым понимание. «Предпонимание» отражает не только личный герменевтический опыта исследователя, но и ту историческую традицию («предание»), в раках которой он существует и формируется.
Особенно зримо активная позиция исследователя проявляется в диалектике вопросов и ответов. Вопрос, задаваемый интерпретатором, согласно Гадамеру, занимает ключевое место в процессе понимания: «Кто хочет мыслить, должен спрашивать» (там же, с. 441). Вопрос отражает интерес субъекта понимания и направлен на постигаемое. Постановка вопроса открывает исследователю бытие постигаемого, а его характер и адекватность опрашиваемому определяет глубину возникающей смысловой коммуникации интерпретатора и текста. Этим определяется важное требование: ставя вопрос, надо учитывать особенности познаваемой реальности, стремиться к установлению контакта с ней. Таким образом, в отличие от естественнонаучного познания, ориентированного на максимальное нивелирование личностной установки исследователя, герменевтическое учение Гадамера рассматривает субъектную активность в качестве необходимого компонента процесса понимания.
Особенность герменевтического понимания (как и гуманитарного познания в целом) состоит в его диалогичности. Исследователь, занимая активную позицию, формулируя вопросы, в то же время «вслушивается» в текст, сообразуя с ним свой интерес и активность. «Скорее тот, кто стремится понять текст, готов его выслушать и позволяет ему говорить» (там же, с. 321). Отсюда логически следует вывод Гадамера: «Понять означает прежде всего понять само дело» (там же, с. 349). «Дело» определяется им как нерасторжимое единство текста и интерпретатора, реализующееся в процессе их взаимодействия. В отличие от Шлейермахера, герменевтическое познание, согласно Гадамеру, состоит не в перенесении себя в чужую субъективность, а в том, чтобы заключенный в ней опыт применить к своей собственной ситуации; оно направлено, прежде всего, на текст («фактуальную реальность»), заключенный в нем смысл. Как пишет В. С. Малахов, «цель интерпретации Гадамер усматривает не в "воспроизведении" а в "произведении" смысла. Или, иначе, свою основную задачу философская герменевтика видит не в реконструкции (замысла), а в конструкции (смысла). Такой поворот естественным образом ведет к признанию плюральности интерпретации. Различные истолкования текста не могут быть сведены к одному, "правильному", ибо такого не существует. Поскольку смысловое содержание текста множественно по самой своей природе, постольку и "двусмысленность" неустранима из интерпретации» (Малахов, 1991, с. 329 — 330).
Интересно решается Гадамером и вопрос о ценностях, принципиальный для понимания природы гуманитарного знания. Гадамер не отвергает проблему ценностей, но считает правомерным использование лишь тех из них, которые не привнесены в понимание извне, а возникли непосредственно в самом процессе герменевтического познания. Расшифровывая данное утверждение автора, можно сказать, что цели и ценности выступают у него не как исходные субъективные аспекты познавательной деятельности, а как объективный результат поиска и понимания смысла. Таким образом, понимание, согласно Гадамеру, наряду с познавательным, включает также моральный аспект; оно вооружает человека опытом, расширяет его «личные горизонты», приводит к снятию внутренних когнитивных диссонансов, формирует историческое мышление субъекта, погружая его в разные культурные круги. Это дает ему основание экстраполировать герменевтическое познание на все сферы реальности, где звучат «различные языки», имеет место коммуникативный обмен. «Всемерно поддерживать диалог, давать сказать свое слово и инакомыслящему, уметь усваивать произносимое им — вот в чем душа герменевтики» (Гадамер, 1991а, с. 8).
Наконец, сугубо гуманитарную трактовку в работах Гадамера получает проблема истины. Высшая истина у него воплощена в прекрасном, которое определяется им как благо, сущее, гармония, единство этического и логического, полнота понимания. Не случайно именно искусство, творящее прекрасное, выступает у него эталоном мудрости и знания.
Гадамер не только не ставит задачи создания метода герменевтического исследования, но и считает постановку этого вопроса логически неоправданной, ибо истинность метода, как и все другие аспекты понимания, связывается им с герменевтическим познанием как сугубо творческим процессом, исключающим какие-либо априорные предписания. Но при этом многие высказанные им положения имеют большую методическую ценность для гуманитарного познания: идеи субъектной активности интерпретатора, контекстного целостного понимания, диалектики вопросов и ответов, взаимодействия смысловых полей, «горизонтов» понимающего и понимаемого.
В. Штерн в своей работе «Дифференциальная психология и ее методические основы» (1900) также выделяет, наряду с естественнонаучными воззрениями, гуманитарные направления и психологии, представляющие пограничную область, лежащую на стыке психологии и истории. Он вскрывает особенности методов, используемых в русле гуманитарного подхода. В частности, к числу гуманитарных он относит биографический метод, изучающий исторического индивида, «бытие и деяния которого выкристаллизовались во что-то застывшее, представляющее собой уже самостоятельное влияние, поддающееся теперь исследованию» (Штерн, 1998, с. 93). То есть речь идет о психобиографических исследованиях, разрабатывающихся в русской (В. М. Бехтерев, И. А. Сикорский, В. Ф. Чиж, П. П. Ковалевский) и современной зарубежной исторической психологии (Э. Эрик-сон, В. Райх, Р. Дилтс, Д. Ландрам и др.). Штерн считает, что «индивидуальные психографии» — мост, соединяющий психологию с идеографическими, гуманитарными науками, а также с науками о культуре. Он высоко оценивает познавательные возможности историко-биографического исследования: «ведь благодаря этому укрепятся и станут более тесными отношения между психологией и историей, до сих пор все еще слишком слабые. Если и рамках этой пограничной области психология будет заимствовать у истории материалы и методы, то со своей стороны она предложит ей новые воззрения и результаты» (там же). Особенность психографического метода проявляется в том, что он направлен не на «анализ по горизонтали» — выявление представленности какого-либо одного признака у многих индивидов, а на «анализ по вертикали», включающий изучение целостной психологической структуры одного индивида на основе множества различных признаков.
Для Штерна принципиален вопрос, имеет ли право индивидуальное и уникальное, включая человеческую индивидуальность, быть предметом научного исследования. В отличие от тех, кто единственным предметом научного познания считает «общезначимые естественнонаучные закономерности», Штерн настаивает на необходимости введения в науку «принципа индивидуальности». Он говорит, что культура — воплощение «общих значений, норм и идеалов», но они проявляются в форме индивидуальных феноменов, действий и способностей, «совершенно неповторимых в своем бытии» (там же). И как раз эта неповторимость и исключительность и определяет их особое значение как предмета научного исследования. Соответственно культура, история, литература, религия, область действия права являются, согласно Штерну, особыми сферами идеографического научного изучения.
Штерн подчеркивает, что «идеографическое исследование не исключает установления причинных отношений, однако здесь они приобретают другую форму: не закономерное отношение, а индивидуальное воздействие и подверженность воздействию — вот что становится главной проблемой» (там же). В другом своем труде — «Личность и вещь» (1906) — он еще более четко выражает мысль о неправомерности противопоставления естественнонаучного (объективного) и индивидуализированного путей познания и доказывает, что эти подходы связаны друг с другом по принципу дополнительности. В отношении к человеку это проявляется чрезвычайно убедительно и ярко. Как предмет естественнонаучного рассмотрения, человек выступает в виде частного случая проявления общих законов; в отношении же с культурой «он творит и переживает как индивидуальность». Отсюда Штерн делает принципиальный вывод о том, что номотетический и идеографический методы исследования не могут выступать как основание разделения научных дисциплин; «это скорее две точки зрения, а не две области исследования; достаточно часто при решении одной и той же проблемы происходит их взаимодействие, а иногда даже и объединение» (Штерн, 1998, с. 93). Яркое подтверждение тому, согласно Штерну,— медицина (добавим, психиатрия и психология). Ставя задачу познания законов протекания и лечения болезней, она является естественной наукой. Но взаимодействие врача с больным означает изучение частного, отдельного индивидуального случая, являющегося неповторимым и уникальным, несмотря на свое типичное протекание. «Диагноз — это идеографическое познание; терапия — индивидуализированное действие. Медик, проводящий "патографию", очень близок по своим ориентациям к чисто историческому (идеографическому) познанию индивидуальности» (там же). Штерн считает, что психология должна, подобно медицине, завоевать и отстоять право на осуществление идеографического изучения индивидуальности. Он высказывает пророческую мысль о трудности решения этой задачи, говорит о наличии ее активных оппонентов как внутри самой психологии (среди ученых, убежденных в «чисто естественнонаучном статусе психологии»), так и в гуманитарных науках (представители которых хотят «оградить свою собственную область от вторжения естественнонаучного подхода»). Следует отметить, что проблема эта не решена в психологии и сегодня, и гуманитарные исследования, включая историко-психологические, все еще выступают в роли падчерицы, не допускаемой за общий стол психологической науки.
Штерн считает однобокими, односторонними и упрощенными как естественнонаучные модели, рассматривающие человека в виде некоего единства путем сведения сути личности к какому-либо одному главному признаку или типу, так и попытки представить индивида в виде пестрой, раздробленной и не составляющей целостности совокупности признаков. Он отстаивает понимание индивидуальности как «единства в многообразии». Воссоздание же реальной сложности и многогранности индивидуального бытия требует, согласно Штерну, совокупных усилий естественных и гуманитарных научных подходов.
Обоснование научности гуманитарного знания применительно к исторической науке дается М. Блоком. Он отвергает попытку включения истории «в рамки физических закономерностей», построение ее, согласно обоснованной О. Контом модели естественных наук, фактически отрицающей, в силу якобы невозможности ее рационального познания, главную проблему исторического исследования — «реальные факты человеческого свойства», индивидуально-личностный фактор в развитии человечества. Критически оценивает он также взгляд на историю как на «некую эстетическую игру или, на худой конец, гигиеническое упражнение, полезное для здоровья духа» (Блок, 1986, с. 12). История, согласно Блоку, относится к разряду наук о человеке — в этом ее специфика, и она не только не должна «стыдиться» своей оригинальности, но, более того, активно ее отстаивать и развивать. Опору данной позиции ученый видит в великих открытиях XX века, перестроивших научную парадигму: кинетической теории газов, эйнштейновской механике, квантовой теории. Их важность для перспектив развития гуманитарных наук состоит, по его мнению, во внедрении в научное сознание мысли, «что некая область познания, где не имеют силы Евклидовы доказательства или неизменные законы повторяемости, может, тем не менее, претендовать на звание научной... что определенность и универсальность — это вопрос степени», поэтому нецелесообразно «навязывать всем объектам познания единообразную интеллектуальную модель, заимствованную из наук о природе, ибо даже там этот шаблон не может быть применен вполне» (там же, с. 13— 14).
В современной зарубежной психологии альтернативой сциентистским естественнонаучно ориентированным направлениям выступает гуманистическая психология, утверждающая уникальность и неповторимость человека и противопоставляющая экспериментальному пути исследования личности идеографические методы ее изучения (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, Ш. Бюллер и др.). Такая же исследовательская стратегия представлена в различных психотерапевтических направлениях, имеющих дело с уникальными жизненными обстоятельствами и психическими переживаниями конкретного человека. Методология идеографического анализа лежит также в основе одного из направлений исторической психологии — психоистории.
Стремление к гуманитаризации психологического изучения человека и преодолению ограниченности сциентистских подходов академической эмпирической психологии, прежде всего, когнитивизма, характеризует программу «культурной психологии» Дж. Брунера (Bruner, 1990), глубокий анализ которой дан В. А. Шкуратовым. Чрезвычайно позитивным является стремление Брунера расширить пространство изучаемой психологической феноменологии за счет включения в сферу научного анализa обыденного сознания. Как пишет В. А. Шкуратов, новая наука о человеке, обосновываемая Брунером, «должна кардинально отличаться по своей общественной ориентированности от существующей. Обращение к этнометодологии, заимствующей приемы обыденного сознания, сопровождается критикой сциентизма и научного снобизма. Ученый не может быть свободным от жизненных ценностей, он не возвышается над культурным нормотворчеством, а участвует в нем. Поэтому... культурная психология имеет в обыденном сознании не столько свой объект, сколько фундамент, и выступает не разоблачителем ментором, а идеологом и демократическим критиком общества, в котором существует» (Шкуратов, 1997, с. 126). Парадигмальному, доказательному способу познания Брунер противопоставляет нарративный, повествовательный, включающий отражение человеческой уникальности, действий людей и их интенциональности в связи с нормами общества и культуры. Нарратив повествует об отдельных уникальных случаях и событиях, совокупность и связи которых позволяют выявить лежащие в их основе ментальные нормы культуры. Именно этот способ анализа признается автором адекватным средством существования и выражения обыденного сознания. Повествование определяется Брунером как исходная, первичная форма выражения человеческой ментальности, предшествующая эволюционно более поздним логическим способам выражения и объяснения. У ребенка он возникает на самых ранних этапах жизни, задолго до овладения логикой. В примитивных обществах нормы и схемы нарратива, отражающие коллективный обыденный опыт, выступают в качестве основной опорной точки решения задач. «Европейская мысль последнего века по-разному сводила современное и архаичное, индивидуальное и коллективное, сознательное и бессознательное, рациональное и аффективное. У Брунера указан весьма точный адрес для исследователей указанных загадок. Это — нарративность, возведенная в трансвременной феномен. Нарратив расширяется до синонима всей символической культуры, по крайней мере, до мимезиса, равномощного логосу» (там же, с. 166). В отечественной науке наррадигмальный подход как основа гуманитарной психологии обосновывается и развивается одним из создателей современной исторической психологии в нашей стране В. А. Шкуратовым. Понятие «наррадигма» используется им для объяснения динамики и особенностей гуманитарного повествовательного знания, фаз развития и смены различных его моделей.
Серьезно дискутируется в зарубежной науке вопрос о применимости критериев научности, используемых в области естествознания, к гуманитарному познанию. В работе В. А. Канке (Канке, 2000) рассматриваются альтернативные варианты решения этого вопроса. Первое мнение, представленное К. Гемпелем и К. Поппером, отражает стремление выделить и обосновать универсальный идеал научного знания, применимый в равной мере и к естественным, и к гуманитарным наукам. В частности, в качестве единой модели научного познания предлагается метод дедуцирования объясняемого положения из некоего универсального закона. Иная позиция представлена учеными, отрицающими возможность выведения унифицированных критериев научности и использования норм естествознания в историческом исследовании в силу специфики его предметной направленности — реконструкции мотивов, намерений людей, единичных событий и действий. В связи с этим отвергаются объяснительные возможности метода подведения указанных явлений под единый генерализованный закон. Так, Г. X. фон Вригг считает, что интенции, намерения людей и другие ментальные явления недоступны непосредственному выявлению и верификации; они вплетены в поведение, действия, слиты с ними и не могут верифицироваться в чистом виде, вне зависимости от них. Он требует осторожного отношения к ментальности как предмету научного исследования и ратует за поиск и использование ее объективных коррелятов. Говоря о способах научного обоснования в гуманитарном знании, он отводит особую роль логическому доказательству — логической взаимосвязи высказываний, логически непротиворечивым интенциональным связям.
В. А. Канке считает, что спор по поводу особенностей исторического объяснения свидетельствует об ограниченности «прямолинейного переноса идеалов естественнонаучного, особенно физического знания, в область гуманитарных наук». Рассмотрение проблемы критериев научности, по его мнению, требует учета специфики изучаемых явлений, что, однако, не исключает необходимости ее решения применительно к гуманитарным наукам: «...и здесь знание должно обосновываться, подвергаться проверке и использоваться на практике» (там же, с. 160).
В отечественной науке проблема гуманитарного знания глубоко исследована М. М. Бахтиным. Развивая понимание гуманитарного знания как книжной учености, Бахтин в качестве основного его конструкта выделяет «текст» (высказывание, знаковую систему) как носитель и выражение мыслей человека, его субъективных переживаний. «Гуманитарные науки,— пишет Бахтин,— науки о человеке и его специфике, а не о безгласной вещи, ее естественном явлении. Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создает текст (хотя бы потенциальный). Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные науки...» (Бахтин, 19866, с. 477 — 478). Данное определение вытекает из понимания Бахтиным сущности и формы выражения психического, близкого к их определению Л. С. Выготским. Бахтин считает, что психика имеет знаковую форму бытия и не может существовать вне знакового материала. Он делает вывод об «экстерриториальности» психики, о невозможности ее познания как вещи, о необходимости ее понимания и истолкования только как знака. Тем самым Бахтин вскрывает одну (хотя в действительности не единственную) форму бытия и опосредствования психики[24], кладя ее основу своей культурологической концепции.
Отсюда же вытекает и определение гуманитарной науки как текстового знания. Благодаря тексту, созданному мыслителем в определенное время, возникает возможность понять и расшифровать не только неповторимый строй его мысли, но и чувства, эмоции, ценности, уровень его рефлексивности. Через тексты, возникшие в определенном культурном контексте, исследователю раскрывается и сама культура.
Бахтин критически оценивает абстрактно-теоретические научные схемы номотетического знания, фактически утрачивающие конкретного человека как творящее существо. Человек, согласно его мнению, должен выступать главной точкой отсчета и основным предметом изучения: «...все в этом мире приобретает значение, смысл и ценность лишь в соотнесении с человеком, как человеческое. Все возможное бытие и весь возможный смысл располагаются вокруг человека как центра и единственной ценности» (там же, с. 509). Не случайно в качестве единицы анализа в своем исследовании Бахтин выделяет поступок человека как сугубо индивидуализированное и уникальное явление. Основной же сферой изучения индивидуально-личностной природы творящего субъекта у него выступают искусство, литература, где она получает наиболее яркие и отчетливые формы воплощения. Таким образом, от изучения поступка Бахтин переходит к исследованию мира художественных творений, создаваемых человеком. Он разрабатывает теорию литературоведческого исследования культуры, позитивный и практический смысл которой состоит, по его мнению, не только в ее нацеленности на изучение прошлых эпох, но и в возникающей на этой основе рефлексии собственной культуры и характерного для нее типа человека, ибо любая культура понимается не только изнутри, но и извне — в ее соотношении с другими