Методологического анализа истории психологии
В состав общенаучного методологического основания истории психологии входят эпистемология и науковедение, изучающие закономерности развития науки и научной деятельности.
Исследованию истории становления науководения, описанию ее предметной области, функций и места в системе науки посвящены работы Г. М. Доброва, Б. М. Кедрова, С. Р. Микулинского, Н. И. Родного, Г. Н. Волкова, П. В. Копнина, Дж. Бернала, Д. Прайса, К. М. Хоруженко, А. А. Зворыкина и других авторов. Формирование науковедения явилось следствием интенсивного развития и возрастания роли науки в современном мире, превращения ее в особый социальный институт, сферу деятельности, увеличения значимости и масштабности ее результатов. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы управления наукой, обеспечения ее эффективного функционирования, координирования и направления усилий коллективного субъекта научной деятельности на решение общественно-значимых проблем, прогнозирования развития науки. Решение всего этого блока проблем требует, в свою очередь, выявления закономерностей и механизмов научной деятельности, что определяет задачи науковедения, представляющего собой своеобразный тип самосознания науки и реализующего глобальный подход к ее исследованию. Д. Прайс определяет науковедение как «науку о науке» (Прайс, 1966). Привлекательное своей четкостью и лаконичностью, это определение в то же время не дает дифференцированной характеристики объекта и предмета науковедения. Поэтому более обоснованными представляются определения, в которых в качестве объекта науковедения выступает наука, а предмета — закономерности ее развития. Согласно мнению одного из наиболее известных отечественных науковедов Г. М. Доброва, предметом исследования науковедения является «научный процессе целом и научная деятельность как профессионально самостоятельный род занятий» (Добров, 1966, с. 6).
Естественно, что общие закономерности и механизмы функционирования науки, исследуемые науковедением, непосредственно приложимы и к истории психологии как частной науковедческой дисциплине, изучающей особенности познавательной деятельности, в том числе и научной, применительно к проблемам развития психологического познания.
Значимость науковедения как метатеоретического базиса истории психологии определяется кругом рассматриваемых им проблем:
• исследование закономерностей развития науки в их зависимости от законов развития общества;
• выявление роли общественной потребности как источника возникновения и двигателя развития науки, рассмотрение форм взаимодействия науки и практики;
• поиск наиболее эффективных методов организации науки и оптимизации деятельности научных учреждений;
• анализ и способы учета резервов науки, результативности научных исследований;
• определение методов управления наукой как основы эффективной научной политики государства;
• разработка форм и способов планирования и прогнозирования развития науки;
• выделение конкретных «измерителей науки» в целях точного определения состояния и динамики ее развития и т. д.
Представляет интерес науковедческое описание структуры, движения (его направления[20], способов или логики[21]) и истории науки. Объяснение закономерностей динамики исторического познания опирается на разработанные в эпистемологии различные модели научного развития. Кумулятивная модель описывает движение науки как эволюционный процесс постепенного накопления и суммирования знаний, в котором отсутствуют скачки и резкие переходы. Модель научных революций Т. Куна представляет науку в виде поочередных смен эволюционных периодов революционными, и наоборот. Согласно экстернальной модели П. Дернама, в качестве основных движущих сил науки выступают внешние факторы, прежде всего социально-политические условия ее развития. Интернальный подход к науке акцентирует внимание на имманентном характере ее развития, отдавая приоритет факторам внутренней логики науки (К. Поппер, И. Лакатос и др.).
Наука определяется как система, «непрерывно генерирующая знание», осуществляющая расширенное самовоспроизводство (Родный, 1968, с. 10), как вид человеческой деятельности, единая информационная система, развивающийся организм (Наука. Закономерности ее развития, 1980, с. 3).
Попыткой расширения семантического пространства понятия наука продиктовано ее определение как вида «общественного духовного производства» (И. А. Майзель, В. Ж. Келле, Н. В. Мотрошилова, А. Г. Саенко). Преимущество понятия «общественное производство» усматривается в том, что оно, во-первых, включает не только материальное, но и духовное взаимодействие человека с действительностью, во-вторых, отражает момент продуктивности человеческого труда, в-третьих, имплицитно содержит в себе идею общественного характера науки (так как производство — это всегда общественный процесс труда, предполагающий взаимодействие и сотрудничество его участников). Таким образом, наука рассматривается как специфическая отрасль духовного производства, целью которой является получение нового научного знания (Саенко, 1980, с. 22).
Основная задача науковедения заключается в рассмотрении науки как сферы формирования научного знания, раскрытии ее внутренней логики, способа движения[22]. Но решение этой задачи неизбежно приводит к рассмотрению источников возникновения и генезиса научного знания, проблем преемственности и последовательности в его развитии, т. е. тех вопросов, которые являются непосредственно предметом истории психологии как частной науковедческой дисциплины.
Развитие науки понимается как объективный процесс развертывания заложенных в ней возможностей, движения ее внутренней логики, когда «каждый ее результат превращается в условие дальнейшего развития, генерирует в ней новые потенции, увеличивает ее возможности. Этот процесс происходит и параллельно, и во взаимодействии со "средой" науки, которая может тормозить или форсировать, но не может его оборвать» (Родный, 1968, с. 7). Показателями развития науки, наряду с созданием нового знания, выступают также «переоценка пройденных ступеней развития», повышение «уровня самопознания науки», усиление процессов научной рефлексии. Углубление самосознания науки выражается «в повышении адекватности оценки различных аспектов современного состояния науки, в более глубоком понимании истории науки и в усилении мощи прогнозов...» (там же). Чрезвычайно важным представляется вывод о том, что уровень самосознания науки определяет динамику ее развития. Это положение касается роли и значения историко-научных исследований, выступающих, по сути, формой рефлексии научного знания.
Наряду с внутренней логикой развития выделяются также внешние детерминанты науки: социально-историческая среда, в которую она включена в качестве одной из ее подсистем. В связи с этим опровергается взгляд на науку как на автономно развивающуюся, саморегулирующуюся систему: наука социально обусловлена, хотя процесс развития знания (генезис и преобразование гипотез, теорий, методов исследования) «происходит по законам, специфичным для науки и независимым от ее среды» (там же, с. 5). Учет внешних условий развития науки рассматривается в качестве важной предпосылки определения стратегии научных исследований — выделения приоритетных направлений, составления «карты науки» (Вейнберг, 1965, с. 6). Превращение науки в особый социальный институт, характеризующийся собственной разветвленной структурой, возрастание роли и масштаба научных исследований актуализируют социально-психологические аспекты науковедческого анализа, включающего изучение особенностей научной коммуникации, специфики разделения труда в научном сообществе, способов осуществления совместной творческой деятельности, научного лидерства и управления научными коллективами.
Особый интерес для истории психологии представляют разрабатываемые в науковедении принципы и методы исследования научной деятельности. Науковедение является тем научным пространством, где формируются и апробируются наиболее современные и перспективные исследовательские технологии. В этом контексте огромное внимание уделяется комплексному и системному подходам в изучении науки. Наука рассматривается как целостный организм, а ее изучение предполагает синтез науковедческих дисциплин и объединение разных типов исследований (социологических, гносеологических, исторических, экономических, психологических) (Князев, 1980, с. 27).
Комплексный подход в науковедении предписывает реализацию совокупности исследовательских приемов: всесторонний охват исследуемого явления; использование различных методов, сочетающихся по принципу дополнительности; многоаспектный анализ науки как целостного сложноорганизованного объекта; обобщение результатов науковедческих исследований науки.
Системный подход в исследовании науки включает выделение ее инвариантных характеристик как некоей самостоятельной целостности, рассмотрение науки как части систем более высокого уровня (как формы общественного сознания, одного из социальных институтов общества, продукта культуры), выявление как внутренней логики развития науки, так и ее внешней социально-культурной детерминации.
С точки зрения понимания науки как одной из подсистем культуры канадский ученый М. Бунге обосновывает необходимость включения научного исследования в систему мировой науки и тем самым преодоления национальных приоритетов, затрудняющих «интегральное развитие науки» как целостного образования (Bunge, 1977, р. 77). Рассматривая систему как комплекс взаимосвязанных объектов, Бунге выделяет в науке целостные объекты разных уровней: научную деятельность в рамках лаборатории или научного учреждения, интегрированное пространство внутридисциплинарного взаимодействия ученых, общенациональную систему науки. Наиболее широким уровнем системной организации науки является объединение специалистов в мировом масштабе, включающее в себя локальные национальные научные системы. Автор делает вывод, что развитие науки носит «полидисциплинарный» и «полинациональный» характер и требует международного сотрудничества. «Невозможно форсировать национальное развитие пауки, если оно не будет включено в международную научную систему» (там же, с. 78).
С системных позиций анализируется им и структурное строение науки как сопряженной совокупности отраслей и дисциплин. Делается вывод о невозможности одностороннего развития пауки, прогресса одной из ее отраслей за счет застоя других, «ибо каждая данная ветвь науки есть подсистема науки в целом » (там же). Точно так же отвергаются и диспропорции в развитии фундаментальных и прикладных исследований.
Интересный вариант описания науки как сложноорганизованного объекта и построения многоуровневых структур в научной картине мира представлен в стратификационной модели научного анализа. Ю. А. Алексеенко обосновывает неадекватность рассмотрения науки как «плоского» мира одноуровневых объектов и необходимость перехода к выявлению иерархичности и многоуровневости составляющих ее структур (Алексеенко, 1980). Средством решения данной задачи выступает методологический принцип стратификации, представляющий собой способ выявления уровневого строения науки. Стратификация рассматривается как частный случай метода конструктивизации, под которым в науковедческой и философской литературе понимается мыслительный процесс, обеспечивающий превращение непрерывного в дискретное за счет выявления и демаркации границ между отдельными предметами и их классами, свойствами и отношениями (Горский, 1966, с. 11).
Использование данного подхода позволяет преодолеть принцип уравнительности и одномерности и воссоздать стратифицированную, уровневую картину исследуемой реальности, преобразовать одноуровневые структурные описания науки в иерархически построенные системные модели. Предметом стратификационного анализа могут выступать идеи, подходы, понятия, личный вклад ученых. Реализация стратификационных приемов обеспечивает более четкое разграничение предметных областей различных наук, структурное описание «подуровней объектом внутри конкретных научных теорий» (Алексеенко, 1980, с. 94).
О важности стратификационного анализа и преодоления «уровневого редукционизма» в изучении истории психологии писал М. Г. Ярошевский, включая поуровневый подход, наряду с междисциплинарным и системно-категориальным анализом, в число наиболее перспективных методологических средств познания научной психологии (Ярошевский, 1979, с. 444).
Большие успехи достигнуты науковедением также в решении задач измерения разных параметров науки, что внесло существенные коррективы в исследовательскую практику, стимулировало освоение количественных методов анализа. Это, в свою очередь, предполагает разработку наукометрических процедур и методов исследования Рассмотрение этих задач — предмет наукометрии, являющейся областью науковедения (Хайтун, 1983). Как пишет Г. М.Добров, «познание количественно точных закономерностей протекания процессов исторического развития науки и техники может позволить историкам значительно плодотворнее и эффективнее, практически содействовать решению актуальных проблем научно обоснованного управления этими процессами» (Добров, 1966, с. 17). Таким образом, науковедение убедительно доказывает возможность точного анализа в области гуманитарного знания.
Опора на теоретические положения и принципы науковедения выступает в качестве важного условия формирования конкретно-научной методологии истории психологии, вооружая ее современными методами научного исследования, способами точного описания и интерпретации полученных данных и обеспечивая тем самым ее преобразование из описательной науки в сферу доказательного и объяснительного знания.