Тематическая консультация для воспитателей ДОО

Специалистов г. Владимира

"Городской информационно-методический центр"

Тематическая консультация для воспитателей ДОО

«Техники успешных коммуникаций»

Подготовила и провела:

Педагог-психолог МБДОУ «ЦРР детский сад №15»

Егорова Валентина Валерьевна

Дата проведения: 25 октября 2017 г

Владимир 2017

Притча «Лиса и осел».

Приходит как-то Лиса к Зайцу и просит написать характеристику на Осла. Тот, не долго думая, пишет: "Туп и упрям".

– Но это же характеристика на повышение, – возмущается Лиса.

– А что писать?

– Напиши: "Устойчив в своих убеждениях и упорен в их достижении".

Это одна из возможностей языка – называть одно и то же действие по-разному. И тут же меняется оценка.

Выделяют отдельно паравербальныесредства: это громкость речи, интонация, темп, мелодика.

Существует также невербальное (бессловесное) общение,кото­рое не предполагает использования звучащей речи в качестве средства общения. Это — общение с помощью взглядов, жестов, мимики и других невербальных сигналов.

СЛАЙД 7

В нашем профессионально – педагогическом общении уже определен круг людей: это дети, родители, и педагоги (коллеги)

СЛАЙД 8

ДЕТИ

При определении своей профессиональной позиции, мы, как педагоги, должны задуматься над такими вопросами: кем я являюсь для сво­их воспитанников? Для чего я иду к ним? Кем мои воспитанники являются для меня? Иначе говоря, Профессиональная позиция — это, прежде всего, отношение пе­дагога-профессионала к своей миссии в детском саду, к своим воспитанникам, которая предопределяет его действия и опера­ции в общении с ними.

Основываясь на выделенных в работе педагога приоритетах, можно определить пять основных видов его профессиональной позиции (Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения)

СЛАЙД 9

Профессиональная позиция педагога(лучше всего просматривается как вы думаете где? в организованной деятельности – на занятии):

- источник нужной и полезной информации

Порой педагог бывает настолько увлечен самим процессом ра­боты с информацией, что дети для него как бы уходят на второй план. Он понимает, что все, что он говорит и показывает, предназначено для ребят, однако его захватывает роль инте­ресного рассказчика, и сам процесс подачи материала интересует его больше, чем то, как этот материал вос­принимается детьми.

Немотивированная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознатель­ность, тем самым ограничивая развитие способностей.

- роль человека, бдительно следящего за порядком, в роли своеобразного надзирателя

Главная задача воспитанников — не отвлекаться и внимательно следить за действиями педагога, быстро реагировать на все его требования и вопросы. Основной заботой педагога является дисциплина. Любые дисциплинарные отклонения вызывают раздражение и гнев педагога. Он отводит детям пассивную роль своеобразных ма­рионеток.

у детей блокируется развитие способно­стей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых вос­питателем знаний, умений, навыков.

- позиция «заботливой наседки»,

на­правляющей свои действия на опеку и защиту своих «Деток». Педагог исходит из того, что его воспитанники — это еще маленькие неразумные существа, которых в жизни поджидают постоянные трудности, непри­ятности, преграды. Поэтому он видит свою главную задачу в том, чтобы уберечь от этих трудностей, максимально помогать им в преодолении всех препятствий.

У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности. Зна­менитый фонвизинский недоросль, воспитанный мамашей-наседкой, заявлял: «Зачем мне география, когда есть извоз­чики».

- позиция невмешательства

Педагог не очень-то обременяет себя лишними заботами, не утруждает себя поисками дополнительных источ­ников информации и стремлением расширить свой методический арсенал, идет по пути наименьшего со­противления. Находится вне ситуации взаимодействия с деть­ми. Он предоставляет их самим себе.

Дети могут стать неорганизо­ванными, разболтанными: занялся одним, не закончил, на­чал делать другое, схватился за третье. Такое поведение сви­детельствует об отсутствии целенаправленной деятельности, являющейся основным показателем психического развития.

- позиция старшего товарища, мудрого и заботливого друга и наставника

Он видит свое назначе­ние в том, чтобы понять каждого воспитанника, максимально учесть особенности его интеллектуального, физического и нрав­ственного развития, оказать ему необходимую помощь и под­держку. Нацеливает себя на организацию сотрудничества с детьми, на включение их в совместный поиск и диалог, на субъект-субъектное взаимодействие.

Какие Образы! сразу появляются перед глазами? Образы сказочных героев.

Что же способствует расширению диапазона об­щения педагога с воспитанниками и создает дополнительные возможности для приобщения детей к культурным цен­ностям общества?

Рассмотрим некоторые операции общения.

СЛАЙД 10

«Я-сообщение» - это оглашение педагогом своего состояния, самочувствия, мыслей и чувств по поводу того или иного события или явления, свидетелем или участником которо­го он является. Например: «Я всегда радуюсь, когда вижу настоящего рыцаря, маминого помощника», — говорит педагог, отметив, что сын одевается сам, когда мама уставшая пришла за ним с работы.

«Я-сообщение» — это такое оценочное суждение педагога, при котором педагогическая оценка превращается из открытой формы в скрытую. Она не предписывает детям, как они должны поступить, но корректирует их отношение и поведение, предоставляя свободу выбора. В «Я-сообщении» педагог исполь­зует такие речевые формулы, как «Я всегда... !», «Мне всегда... !», «Меня всегда...!».

К «Я-сообщению» можно прибегать как для одобрения, так и для порицания тех или иных действий дошколят.

ПРИМЕР: уважаемые коллеги, а как бы вы сказали, побуждая детей здороваться со взрослыми?

«Мне так приятно слышать вежливых ребят, которые первыми здороваются со взрослым».

А когда мальчик обидел девочку?

«Мне всегда становится больно, когда я вижу, как мальчик обижает девочку».

«Ты-сообщение» — это оглашение педагогом своего предполо­жения о вероятном состоянии ребенка в момент совершения им конкретного действия. Здесь используются такие речевые форму­лы, как «Ты, вероятно...», «Ты, конечно...», «У тебя, видимо...».

ПРИМЕР: ребенок неаккуратно сделал аппликацию.

«Ты, наверное, поспешил, стараясь побыстрее закончить аппликацию, и поэтому не успел убрать остатки клея с открытки», — говорит воспитатель ребенку, у которого работа очень неаккуратна. Педагог как бы оправдывает ребенка, пытается найти свое объяснение его небрежности и неряшли­вости, и через это пытается обратить его внимание на необходи­мость следить за качеством работы.

«Мы-сообщение» заключается в приобщении ребят к тем задачам, которые собирается решать педагог: «Мы сегодня постараемся узнать...»; «Настало время проверить наши силы в ловкости и умении...». Воспитатель ненавязчиво включает каждого ребенка в свою команду, он как бы заявляет об общей готовности к конкретному делу.

«Положительное подкрепление» заключается в публичном огла­шении реально существующих достоинств партнера.

У каждого малыша всегда можно найти что-то хорошее, позитивное. Это могут быть как внешние данные — вы­сокий рост, крепкое телосложение, так и его интеллектуальные особенности — хорошая память, умение красиво говорить. Уважения, восхищения могут заслуживать увлечения и достижения: успеш­ное выступление на конкурсе или спортивных соревнованиях, участие в выставках. Поэтому, когда мы говорим, что приятно было узнать о достижениях ребенка, стимулируем его к новым творческим успехам.

Очевидно, задача педагога заключается в том, чтобы видеть как достоинства, так и слабые стороны ребенка, но делать ак­цент на его позитивных проявлениях, заботиться о создании положительной репутации в группе детей и благоприятной пси­хологической атмосферы, в которой легче преодолевать недо­статки.

РОДИТЕЛИ

СЛАЙД 11

Правильное обращение.

Прежде всего, необходимо выбрать оптимальную форму обращения, поскольку именно начало разговора может повлиять на успешность общения. Скорее всего, педагог будет приветствовать родителей словами «добрый день», «здравствуйте», «рада видеть вас» и др. Очень часто педагоги, особенно, воспитатели детского сада, спрашивают, можно ли называть родителей, с которыми у них сложились добрые отношения, на «ты». И хотя строгих запретов на этот счет не существует, этика педагогического общения предписывает все же определенные ограничения. Лучше называть родителей, по крайней мере, в стенах детского сада или школы, по имени-отчеству (а не просто по имени) и на «вы» даже в том случае, если вы хорошо их знаете. Форма «вы» является более нейтральной, поэтому использование ее даст возможность быть менее зависимыми от собеседника и при необходимости сообщить не самую приятную для него информацию, не испытывая при этом неудобства.

Если педагог испытывает трудности в запоминании имен, то рекомендуется составить список имен и отчеств всех родителей и держать его на видном месте, например под стеклом на рабочем столе или на двери. Кроме того, существуют специальные техники запоминания имен и фамилий. Одна из них состоит в том, чтобы при знакомстве постараться повторить имя собеседника в самые первые минуты общения (можно несколько раз).

Готовясь к выступлению перед группой родителей, педагогу тоже важно заранее продумать форму обращения. Будет неуместно называть родителей, присутствующих на родительском собрании, «друзья» или «дорогие мои». И хотя этот факт известен всем, зачастую на родительских собраниях, на которых присутствуют, как правило, только мамы, звучат такие обращения, как «девочки», «мамочки», «дамы» и др.

Очевидно, что педагог, обращаясь к родителям воспитанников учеников, должен проявлять должное уважение и внимание.

2. Яркое начало. Для того чтобы вовлечь партнера по общению в контакт, необходимо сделать самые первые минуты удивительными, неожиданными, яркими. Не стоит начинать с замечаний или критики — лучше на первых порах создать положитель­ный эмоциональный настрой. Это может быть что-нибудь из жиз­ни, что-нибудь неожиданное, интересный вопрос. ПР: устами младенца.

Юмор.

- Юмор - если уместно, вставить анекдот:

Пр: папа вечером забирает ребенка. Здравствуйте, Елена Ивановна, я за Ирой. Ой, вы знаете, Иру уже забрали. Может быть, возьмете Настю. У нас сегодня действует акция: забираете Настю, Сережу получаете в подарок. Плавный переход к первой теме собрания: благодарим наших дорогих родителей за соблюдение режима работы детского сада. А если утром вы будете успевать приходить до зарядки, то все ребята получат заряд бодрости и будут успешнее в течении дня!

- притча Пр: притча об орлиной семье – тема консультации – воспитание самостоятельности у детей 3-4 лет.

- иллюстрации из детской жизни: пр – дети очень подражательны, если один ребенок заскакал по группе, как будто на лошадке, то обязательно еще 2-3 лошадки поскачут рядом.

Опыт публичных выступлений.

Иногда педагоги, не имеющие достаточного опыта взаи­модействия с родителями и обладающие к тому же определенными лич­ностными чертами (стеснительность, неуверенность в себе и др.), со стра­хом думают о предстоящей беседе с какой-либо мамой или бабушкой, а тем более о выступлении на родительском собрании. Для тех, кто испы­тывает неуверенность и даже страх перед публичным выступлением, разработаны некоторые рекомендации:

r тренировать навык уверенного выступления на практике как мож­но чаще;

r записывать и прослушивать свои выступления на аудио- и видео­пленку, анализировать их;

r оставаться самим собой, каким вас знают ваши близкие и сослу­живцы;

r принять то, что казусы при публичном выступлении возможны у каждого;

r сохранять самообладание;

r с достоинством выходить из трудных положений;

r прощать самому себе оплошность (тогда и другие простят).

В случаях возникновения особого беспокойства желательно заранее позаботиться о нескольких «заготовках» начала беседы.

Разные типы слушателей.

Выделяют три типа людей с характерными для каждого из них особенностями взаимодей­ствия с другими людьми: «визуалы», «аудиалы», «кинестетики». К «визуалам» относятся люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Люди, воспринимающие большую часть информа­ции через слуховой анализатор, относятся к «аудиалам». Те, чьим веду­щим каналом восприятия информации являются чувства, ощущения, называются «кинестетиками».

Умение распознавать различные типы людей, в зависимости от до­минирующего канала восприятия, и говорить с людьми на их языке, ис­пользуя их активный словарь — важный фактор успешного общения в системе «педагог—родитель».

Всех слушателей можно разделить начетыре группы:

1. Те, кто не слушает. Они «выключают» оратора и думают о посторонних вещах, мало получая от речи.

2. Те, кто слушает наполовину. Их манера слушать заключается то в пристальном внимании, то в его полном отсутствии. Они понимают фрагменты речи, но не воспринимают идею в целом.

3. Те, кто слушает с пассивным восприятием. Они без возражений принимают то, о чем говорит оратор. Из-за отсутствия критического отношения к речи они практически не соотносят ее со своим собственным опытом.

4. Те, кто слушает вдумчиво. Такой тип слушателя, называемый критическим слушателем, получает максимум пользы из речи.

Очевидно, что навыками рационального слушания владеют только члены четвертой группы. Не стоит расстраиваться, если в аудитории вы видите людей, которые вас не слушают!!! Даже если ваше общение будет полезно хотя бы одному человеку, то оно уже прошло не зря.

ПР: подчеркнуть значимость родителей можно словами: «Вы – главные педагоги в жизни вашего ребенка». Тем самым и возложив на них ответственность.

Важно обращение к родителям за советом, а не наставления (Такие рукодельные наши мамы, поучаствовали в выставке новогодних украшений! Папы, не отставайте – вы сможете нам помочь расчистить участок от снега? нам негде гулять)

Умение слышать и слушать.

Другим не менее важным и одним из ос­новополагающих факторов, влияющих на эффективность взаимодей­ствия педагога с родителями, является умение слушать и слышать собе­седника.

«Лучший спо­соб помочь человеку почувствовать его значимость — это активное слу­шание, сфокусированное на его проблеме».

Внимательное слушание также поможет нам получить важную ин­формацию от родителей.

Открытость, открытая поза, улыбка, внимание к словам – это активный слушатель, с таким педагогом родителю захочется общаться!!!

Каковы принципы эффективного слушания? Принципы эффективного слушания основываются на знании и использовании факторов, определяющих его эффективность. Помимо тех факторов, о которых говорилось выше, в большей степени она зависит от готовности и желания человека слушать. Это в свою очередь определяется комбинацией следующих факторов:

1) отношение слушателей;

2) интерес слушателей;

3) мотивации слушателей;

4) эмоциональное состояние слушателей.

Рассмотрим подробно каждый из перечисленных факторов.

Отношение слушателей. Эффективное слушание требует объективного, непредубежденного, кооперативного отношения слушателей. Самоуверенные люди обычно являются плохими слушателями. В силу собственной предубежденности они не хотят выслушать противоположное мнение. Один и тот же человек может быть объективен в одном вопросе и субъективен в другом. Многие с трудом остаются объективными, если в речи затронуты их личные интересы. Мы становимся необучаемыми, когда думаем, что знаем окончательный ответ на любой вопрос, и теряем интерес к речи.

На отношение слушателя могут влиять его знания и опыт по обсуждаемому вопросу.

Микротехника «Язык тела»

Ваш образ формирует не только одежда, но и поза, мимика, жесты.

Язык тела – проявление зачастую неосознаваемых реакций. Он легко преодолевает барьер недоверия присутствующих, оказывает сильное воздействие на людей. Поэтому, выступая, вы можете использовать данный вариант коммуникации в своих целях.

УЛЫБКА.

Это половина обаяния. Нас оценивают по выражению лица. Когда губы оратора готовы сложиться в улыбку, аудитория тут же зачисляет его в число симпатичных людей. Независимо от того, насколько серьезна тема, вам не помешает изредка улыбаться.

Кроме того, улыбка нужна нам самим. Доказано, что мимические мышцы тесно связаны со многими структурами мозга. Улыбаясь, пусть и через силу, мы включаем механизм, который способен обеспечить естественную улыбку.

ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТАКТ.

Если человек пытается скрыть информацию или лжет, он смотрит на собеседника менее одной трети всего разговора. Глаза - зеркало души. Постарайтесь, чтобы ваш взгляд как можно чаще встречался со взглядами присутствующих.

Важно: не смотрите слишком пристально на отдельные лица. Это может вызвать неприятные чувства. Чтобы добиться расположения аудитории и поддержать её внимание, достаточно скользящего взгляда.

ЖЕСТЫ и ПОЗЫ.

У всех людей есть права, мы будем отстаивать их простым способом — вести себя в ситуации так, как ведут себя уверенные люди. Начнем с жестов, мимики, позы.

СЛАЙД 21

Найдите уверенного в себе человека.

Типичный для неуверенного человека жест — переплетенные пальцы рук, при этом большие пальцы нервно двигаются или пощипыва­ют ладони. Другой жест — когда грызут или сосут конец авторучки... трогание спинки кресла перед тем, как в него сесть... Еще один жест — пощипывание ладони. Многие жесты пальцев отражают неуверенность, внутренний конфликт или опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто замещает палец ручкой и каранда­шом и грызет их». У неуверенного в себе человека есть стремление во время разговора загородить лицо — он прикрывает рот, почесывает нос, лицо или голову. Уверенному такие жесты несвойственны.

Выступая, не занимайте оборонительную позицию, сжав руки за спиной. Еще хуже выглядят такие закрытые позы, как скрещивание рук на груди, попытка обнять себя. Они свидетельствуют о вашей беззащитности, озабоченности тем, что вы говорите. Окружающим не понравится, если вы будете потирать руки, теребить волосы, край одежды, шмыгать носом: за всем этим стоит чувство неудобства, потерянный контроль и нервозность.

СЛАЙД 22

В качестве признаков уверенности указывают на гордую, прямую позу, широко развернутые плечи. Интересно такое наблюдение: у человека, который твердо уверен в ом, что говорит, пальцы соединены в «купол», причем руки могут быть на разной высоте: чем выше положение человека, тем выше он держит этот купол.

Чтобы представить свой предмет и себя в самом выгодном свете, тело должно быть открытым. Полностью распрямитесь. Желательно, чтобы выражение вашего лица оставалось ясным, а голова была поднята.

Поза и мимика победителя в ее опи­сании таковы: «Плечи развернуты, ноги слегка расставлены, голова откинута» брови приподняты, губы тронуты улыбкой».

Конечно, это лишь некоторые, наиболее яркие внешние признаки уверенности и неуверенности. В реальной жизни их гораздо больше, они более разнообразны. Понаблюдайте за поведением уверенных и неуверенных в себе людей и собери­те для себя как можно больший репертуар форм того и друго­го поведения. В дальнейшем вы будете «разыгрывать» этот репертуар.

СЛАЙД 23

Упражнение «Объявление»

Каждому предлагается составить объявление о своих услугах (репетиторство, гувернерство, обучение грамоте, вязанию крючком…), которое бы отражало профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист. Затем объявления зачитываются перед группой. Группа может задавать любые вопросы по содержанию объявления, дабы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться услугами данного специалиста.

СЛАЙД 24

Литература

Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2003.

Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

Войкунская А.Е. Я говорю, мы говорим…: Очерки о человеческом общении. – М.: Знание, 1990.

Каменская В.Г. Психология общения. – СПб. 1993.

Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – М., 1999.

Кукушкин В.С. Психология делового общения. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Дону: Издательский центр «МарТ», 2003.- 368 с.

Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997.

Мелибруда Е. Я-Ты-Мы: Психологические возможности улучше­ния общения. – М., 1986.

Кладиенко А.Дизайн имиджа. Минск: Кузьма, 2013.

Кузнецов И.Н. Корпоративная культура делового общения. М.: АСТ, 2005

Петрова Ю.А. Культура и стиль делового общения. М.:. ГроссМедиа, 2007.

Шибаева С.В. 12 секретов имиджа преуспевающих женщин. М.: Фаир-пресс, 2003.

Н.Афонина. Техники успешных коммуникаций // Дошкольное воспитание, №1, 20017.

Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Издательство «Речь», 2007. — 224 с: ил.

Грехнев В. С. Культура педагогического общения. — М., 1990.

Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения: Практикум. — Новосибирск; М., 1997.

Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. М. Академия, 2002. 192 с

Приложение

Рекомендации по построению успешной коммуникации «педагог – родитель»

1. Способность к общению – профессиональное качество педагога.

Педагог должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника. Взаимодействовать и воздействовать. Во всех этих ситуациях ему необходимо вести себя психологически грамотно.

2. Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству.

Нередко педагог видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в некоторой оппозиции. Стараясь заранее предварить их возможные выражения, он начинает поучать, упрекать. Так ведя разговор, вы только оттолкнете собеседника. Постарайтесь понять чувства матери, отца воспитанника, более того – найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия.

3. Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.

Воспитание ребенка основывается на совместных усилиях детского сада и семьи. Объединить усилия педагога и членов семьи можно только при взаимном и уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать педагог, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.

4. Людям нравится ощущать собственное значение.

Один из лучших способов привлечь родителей к сотрудничеству – подчеркивание его значения в этом процессе. Объясните отцу и матери их реальную роль в воспитании и развитии ребенка. Показать несостоятельность их ориентации только на профессиональную карьеру, постараться разрушить внутренний эгоцентризм родителя, его сфокусированность только на собственных проблемах – это потерять союзника в деле воспитания ребенка. Показать важность воспитания – как целой науки, укрепить уверенность отца или матери в самом себе, в том, что он, безусловно, может быть и терпеливым, и настойчивым, - возложить ответственность за процесс воспитания своего ребенка.

5. Покажите родителю свою любовь по отношению к его ребенку.

Психологический контакт с родителями возникает сразу же, как только педагог покажет, что он видит положительные стороны в характере ребенка, симпатизирует ему. Когда отец или мать видят дружелюбные глаза педагога и чувствуют, что педагог тоже заботится о благополучии ребенка, психологическая защита становится ненужной. Тут уже можно переходить к сотрудничеству.

6. Не стремитесь во что бы то ни стало отстоять собственную позицию

Успешной можно назвать беседу не тогда, когда педагог докажет, что прав, а тогда, когда сумеет показать действенность, правильность каких-то методов во благо ребенку.

7. Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка.

Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу ребенка, обсудите с родителями, как ему помочь. Продумайте возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.

8. Учитывайте личные интересы родителей.

Нельзя требовать от родителей, чтобы они резко активизировали свое участие в воспитании ребенка. Лучше, если педагог признает права родителей на интересную и содержательную жизнь, но предложит привлечь к своим занятиям ребенка. Посоветуйте родителям вместе с детьми заниматься домашними и хозяйственными делами. Покажите, что дети нуждаются в помощи и участии родителей в их садовской жизни – участии в выставках, экскурсиях, труде на участке.

9. Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.

Можно утверждать, что ваша беседа с родителями пойдет более успешно, если, во-первых, вам удалось избежать противоречия и конфронтации. Во-вторых, если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упреков и обвинений. В-третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку. И, в-четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия.

* Карнеги Д. Цит. соч. — С. 297. 174

Специалистов г. Владимира

"Городской информационно-методический центр"

Тематическая консультация для воспитателей ДОО

«Техники успешных коммуникаций»

Подготовила и провела:

Наши рекомендации