Методика 1. ВНЕШНЕГРУППОВАЯ РЕФЕРЕНТОМЕТРИЯ
Задания по педагогике
Содержание практической деятельности студента-практиканта 4 курса (хял)
1. Изучение классного коллектива.
2. Знакомство с деятельностью классного руководителя.
3. Знакомство с деятельностью учителя-предметника.
4. Посещение и анализ уроков, различных внеклассных мероприятий, анализ конкретных педагогических ситуаций.
5. Постановка воспитательных задач, планирование воспитательной работы на период педпрактики.
6. Участие в жизнедеятельности класса и школы, организация внеучебной деятельности учащихся.
7. Сотрудничество с учителями школы, учениками, преподавателем кафедры педагогики.
Заданияпрактики
(последовательность выполнения заданий определяется студентом индивидуально и указывается в плане и дневнике педагогической практики)
Задание 1. Знакомство со школой.
В беседе с директором школы или его заместителем, в ходе экскурсии по школе выяснить и записать в дневнике:
- Тип образовательного учреждения: общеобразовательная школа, гимназия, лицей.
- Материальная база (здание - типовое, индивидуальный проект, приспособленное помещение; пришкольный участок - детская площадка, географическая площадка, спортивно-физкультурный блок, сад, опытный участок, цветники; школьные кабинеты; ТСО, лингафонные классы, классы информатики; спортивный комплекс - зал, спортивные снаряды и оборудование, тренажеры, бассейн, душ, раздевалки; кино- и актовый залы, зал ритмики и хореографии; библиотека и читальный зал; мастерские для трудового обучения и творческой деятельности; медицинские кабинеты; столовая; оформление и озеленение школы и классов.
- Педагогический коллектив: количественный и возрастной состав, стаж, образование.
- Учебные планы и программы: какие, сколько лет по ним работает образовательное заведение, их оценка.
- Основные направления учебно-воспитательной работы педагогического коллектива, имеющиеся проблемы, традиции и новации в деятельности коллектива.
- Режим работы школы.
Задание 2. Знакомство с системой воспитательной работы в школе.
- Проанализировать план воспитательной работы в школе.
- По возможности посетить и проанализировать общешкольное воспитательное мероприятие, проводимое в период практики.
- Побеседовать с заместителем директора по воспитательной работе о системе воспитания в школе, организации внеклассной воспитательной работы.
Задание 3. Знакомство и беседа с классным руководителем.
В беседе с классным руководителем познакомиться с особенностями работы классного руководителя, его основными функциями; выяснить основные сведения о классе, получить его общую характеристику, узнать о проблемах в работе с классом, направлениях воспитательной работы, активе класса.
Изучить план работы классного руководителя, сделать выписку из него (мероприятия в период практики), обсудить возможность включения студентов в подготовку и проведение отдельных воспитательных дел.
Задание 4. Составление индивидуального плана работы.
План согласовывается с групповым руководителем и классным руководителем. (План может корректироваться в ходе прохождения педагогической практики).
Задание 5. Изучение школьной документации.
В ходе практики изучить школьную документацию: личные дела школьников, классный журнал и др. Результаты изучения должны быть отражены в дневнике педпрактики и в диагностической карте.
Задание 6. Составление диагностической карты.
Работа по составлению диагностической карты осуществляется на протяжении педагогической практики с использованием информации, полученной в ходе предварительной беседы с классным руководителем, посещения уроков, работы со школьной документацией, изучения читательских формуляров учащихся в школьной библиотеке, беседы со школьным психологом, общения с учащимися и др. Сделать соответствующие записи в дневнике и диагностической карте (см. приложение).
Задание 7. Посещение уроков.
В течение всей практики посетить уроки по всем предметам в своем классе (2-3 урока ежедневно; за весь период практики посетить не менее 18 уроков) для наблюдения за деятельностью учащихся, более глубокого изучения их: работоспособности, отношения к отдельным учебным предметам, взаимоотношений учащихся между собой и др.
В дневнике фиксируются этапы урока, деятельность учащихся, делаются выводы и общая оценка урока (что больше всего понравилось на уроке, как проявились способности учащихся, какое воспитательное воздействие оказал наблюдаемый урок).
Записи рекомендуется вести по форме:
Класс _______ Предмет _____________ Урок по расписанию ______________
Ф.И.О. учителя _____________________________________________________
Цель посещения ____________________________________________________
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Общий анализ этапов урока |
Задание 8. Знакомство с системой работы классного руководителя с родителями.
Выяснить:
- что входит в содержание работы классного руководителя с родителями учащихся класса;
- каковы функции родительского комитета;
- какую помощь оказывают родители классному руководителю;
- как часто проводятся в классе родительские собрания и с какой целью;
- какие проблемы детей обсуждает классный руководитель на собрании;
- как организуется работа с родителями отдельных учащихся.
По результатам сделать соответствующие записи в дневнике.
Задание 9. Организация и проведение воспитательного мероприятия.
Согласно плану классного руководителя на период практики студент-практикант оказывает помощь в организации и проведении воспитательного мероприятия.
Схема разработки мероприятия
- Тема внеклассного воспитательного мероприятия.
- Форма проведения мероприятия.
- Воспитательно-образовательные задачи.
- Характеристика подготовительной работы (определение содержания, участников, оформление, материально-техническая часть), характер педагогического руководства при подготовке мероприятия.
- Содержание и ход мероприятия (сценарий).
- Список используемой литературы.
Примерная схема анализа воспитательного мероприятия:
- Педагогическое обоснование выбора темы (почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы). Организация подготовки учащихся к данному мероприятию (степень участия детей, наглядное оформление мероприятия, использование технических средств). Влияние подготовки к мероприятию на сплочение учащихся.
- Отношение учащихся к мероприятию (заинтересованность, безразличие и т.д.).
- Содержание и методика проводимого мероприятия:
1) соответствие содержания форме, теме, целям и задачам, определенным при планировании;
2) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;
3) эмоциональная насыщенность, активность детей;
4) приемы и методы, использованные в работе, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса;
5) связь обсуждаемых вопросов с проблемами класса.
- Степень участия студента в подготовке и проведении мероприятия. Особенности личности воспитателя, проводящего мероприятие, убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, знание моральных качеств, поступков своих учеников и их мотивации.
- Педагогическая ценность проводимого мероприятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных воспитанников, для совершенствования отношений в коллективе.
- Самооценка мероприятия и его оценка классным руководителем, преподавателем педагогики, студентами, проходящими практику и учащимися. Предложения по совершенствованию проведения подобных мероприятий.
Задание 10. Оценка эффективности воспитательной работы в классе.
По результатам наблюдений в ходе педагогической практики, общения с классным руководителем, учителями, учащимися оценить результативность воспитательной работы, определить ее перспективные задачи, попытаться предложить свои варианты решения возникающих проблем.
Задание 11. Знакомство с деятельностью учителя-предметника.
1). Посещение уроков по предмету.
При записи посещенных предметов использовать схему, предложенную выше.
При анализе урока осветить следующие вопросы:
- Подготовленность учителя к уроку (наличие необходимого оборудования, дидактических материалов и т.п.)
- Организация начала работы на уроке (были ли объяснены школьникам цели урока)
- Этапы урока
- Использование на уроке оборудования и наглядных пособий
- Содержание урока, его воспитательное значение.
- Организация работы учащихся на уроке, порядок, дисциплина.
- Достижение цели урока (какие личностные, профессиональные качества способствовали достижению цели)
- Выводы и предложения
2). Встреча с учителем-предметником (беседа):
- какие задачи ставит перед собой учитель в преподавании данного предмета, в чем воспитательное значение данной учебной дисциплины, какими методами и приемами пользуется учитель, с какими трудностями сталкивается в процессе работы;
- могут ли студенты оказать какую либо помощь учителю в период их работы в школе (изготовление наглядных пособий и дидактических материалов, беседы с учащимися и т.д.)
- как организуется в школе внеурочная воспитательная деятельность по предмету (познакомиться с планом работы кружка, факультатива, выяснить возможность проведения воспитательного мероприятия по предмету в классе).
Задание 12. Помощь в оборудовании учебного кабинета по предмету.
В ходе практики, необходимо выяснить, какую помощь может оказать студент в оборудовании школьного кабинета по предмету; разработать наглядные пособия, дидактический материал для проведения уроков, оформить стенд и т.д.
Такая помощь будет более ценной, если студенты привлекут к работе учащихся классов, организуют общение и деятельность учеников, общее дело творческого характера.
Результаты работы отразить в дневнике.
Задание 13. Посещение уроков по рекомендации учащихся.
Цель - выяснить, почему уроки данного педагога привлекают учащихся, определить “источник” авторитета, дать характеристику эмоциональной атмосферы урока.
Целесообразно посетить 2-3 урока этого учителя в разных классах на одну и ту же тему.
В ходе наблюдений на уроках обратить внимание на следующие моменты:
- каким было настроение учащихся на уроке;
- как поддерживался мажорный тон урока;
- как обеспечивались положительные эмоции для воспитания интереса к учению;
- какими приемами пользовался преподаватель;
- насколько заинтересован, влюблен в свое дело учитель и как это сказывается на деятельности учащихся;
- как эмоциональность урока влияли на работоспособность учащихся;
- в чем причины предпочтения учащимися уроков данного педагога, “ложный” или “истинный” авторитет среди учащихся.
Задание 14. Индивидуальная работа с учащимися (по рекомендации классного руководителя или учителя-предметника).
С помощью классного руководителя или учителя-предметника выбрать нуждающегося в помощи ученика (проблемного ученика). Выяснить причины его отставания в учебе (включая условия в семье). Найти приемлемый способ оказания помощи: прикрепить к нему сильного одноклассника, предложить систему домашних самостоятельных заданий и т.п. Спланировать 2-3 дополнительных занятия с учеником.
Впечатления, анализ своей деятельности и наблюдения за учащимися фиксируются в дневнике.
Задание 15. Собрать и провести анализ педагогических ситуаций.
За время педагогической практики проанализировать возникающие педагогические ситуации на уроках и во внеурочной деятельности и попытаться их сгруппировать в зависимости от их направленности на решение тех или иных учебно-воспитательных задач. Свои наблюдения отразить в дневнике.
Задание 16. Сбор фактического материала для дальнейшей исследовательской работы студента.
Во время практики осуществить сбор конкретного материала для будущей (текущей) исследовательской работы студента по педагогическим дисциплинам, используя методы научного исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностический срез и др. Обработать и проанализировать полученные данные с целью использования их для написания курсовой работы и в перспективе выпускной квалификационной работы.
Задание 17. Подготовка отчетной документации.
Для отчета по педпрактике необходимо подготовить:
- дневник педагогической практики, в котором отражается вся работа студента в школе, в том числе, оформлены анализы посещенных уроков, посещенных воспитательных мероприятий;
- заполненная зачетно-аттестационная книжка;
- диагностическая карта класса;
- отчет о проделанной работе с пожеланиями и выводами.
Примерная схема отчета (форма отчета – свободная):
1. что сделано за период педпрактики?
2. какие знания и умения приобретены в ходе практики;
3. виды деятельности, которыми студент овладел за период практики;
4. чья помощь в процессе практики была особо значительной и в каком отношении;
5. предложения по улучшению педагогической практики и совершенствованию учебного процесса в университете.
Задания по психологии
Основные виды деятельности студента:
- наблюдение взаимоотношений учеников;
- применение на практике эмпирических методов исследования психологического развития класса как коллектива;
- документальное оформление результатов психологического исследования.
Задание по психологии содержит две части: часть А и часть Б.
Часть А - при помощи тестов данной части можно выявить особенности психологического климата в ученическом коллективе, взаимоотношений в классе, принимаемые и отвергаемые ценности учениками. Используя результаты диагностики, студент может предложить свою программу воспитательных мероприятий с ученическим коллективом как классный руководитель. При диагностике классного коллектива студент должен использовать не менее 3 тестов.
Часть Б - тесты данной части используются студентом для индивидуальной диагностики
Отчетная документация:
Дневник психологических наблюдений;
характеристика психологического климата в классе по 4 методикам, содержащимся в программе практики в части А;
составление психологического портрета ученика по методикам части Б (3 методики) и собственным наблюдениям за паттернами поведения учащегося, особенностями оптико-кинетической системы.
Примечание: После проведения индивидуального исследования развития отдельных учеников (при необходимости) студентом предоставляется характеристика на данных учеников.
Часть А.
Тест Б
Методика 1. ТЕСТ НА ОЦЕНКУ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ (практиканта)
Цель. Диагностика степени самоконтроля в общении.
Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: "Я такой, какой я есть в данный момент".
Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое "Я", мало подверженное изменениям в различных ситуациях.
Инструкция:Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации, каждое из них Вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву "В", если неверным или преимущественно неверным — букву "Н".
1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.
2. Я бы, пожалуй, мог «свалять дурака», чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10.Я не всегда такой, каким кажусь.
Подсчет результатов
По одному баллу начисляется за ответ "Н" на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ "В" на все остальные. Подсчитывайте сумму баллов. Если Вы искренне отвечали на вопросы, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:
0-3 балла—у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас "неудобным" в общении по причине вашей прямолинейности.
4-6 баллов — у Вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.
7-10 баллов — у Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.
Приложение
Диагностическая карта
Учащихся________ класса школы №________ г._________
Классный руководитель ______________________________
№ п/п | Ф.И. учащихся | Год рождения | Родители, домашний адрес, место работы | Учебная деятельность | Досуговая деятельность | Межличностные отношения в классе | Здо- ровье | Приме- чания | ||||||||
Количество членов семьи | Средний балл к концу четверти | Любимый предмет | Отношение к учебе | любимое занятие | Дополнительное занятие в школе | Дополнительное занятие вне школы | Общественное поручение в школе | С кем дружит в классе | Отношение класса к нему | Отношение его к классу | ||||||
Задания по педагогике
Содержание практической деятельности студента-практиканта 4 курса (хял)
1. Изучение классного коллектива.
2. Знакомство с деятельностью классного руководителя.
3. Знакомство с деятельностью учителя-предметника.
4. Посещение и анализ уроков, различных внеклассных мероприятий, анализ конкретных педагогических ситуаций.
5. Постановка воспитательных задач, планирование воспитательной работы на период педпрактики.
6. Участие в жизнедеятельности класса и школы, организация внеучебной деятельности учащихся.
7. Сотрудничество с учителями школы, учениками, преподавателем кафедры педагогики.
Заданияпрактики
(последовательность выполнения заданий определяется студентом индивидуально и указывается в плане и дневнике педагогической практики)
Задание 1. Знакомство со школой.
В беседе с директором школы или его заместителем, в ходе экскурсии по школе выяснить и записать в дневнике:
- Тип образовательного учреждения: общеобразовательная школа, гимназия, лицей.
- Материальная база (здание - типовое, индивидуальный проект, приспособленное помещение; пришкольный участок - детская площадка, географическая площадка, спортивно-физкультурный блок, сад, опытный участок, цветники; школьные кабинеты; ТСО, лингафонные классы, классы информатики; спортивный комплекс - зал, спортивные снаряды и оборудование, тренажеры, бассейн, душ, раздевалки; кино- и актовый залы, зал ритмики и хореографии; библиотека и читальный зал; мастерские для трудового обучения и творческой деятельности; медицинские кабинеты; столовая; оформление и озеленение школы и классов.
- Педагогический коллектив: количественный и возрастной состав, стаж, образование.
- Учебные планы и программы: какие, сколько лет по ним работает образовательное заведение, их оценка.
- Основные направления учебно-воспитательной работы педагогического коллектива, имеющиеся проблемы, традиции и новации в деятельности коллектива.
- Режим работы школы.
Задание 2. Знакомство с системой воспитательной работы в школе.
- Проанализировать план воспитательной работы в школе.
- По возможности посетить и проанализировать общешкольное воспитательное мероприятие, проводимое в период практики.
- Побеседовать с заместителем директора по воспитательной работе о системе воспитания в школе, организации внеклассной воспитательной работы.
Задание 3. Знакомство и беседа с классным руководителем.
В беседе с классным руководителем познакомиться с особенностями работы классного руководителя, его основными функциями; выяснить основные сведения о классе, получить его общую характеристику, узнать о проблемах в работе с классом, направлениях воспитательной работы, активе класса.
Изучить план работы классного руководителя, сделать выписку из него (мероприятия в период практики), обсудить возможность включения студентов в подготовку и проведение отдельных воспитательных дел.
Задание 4. Составление индивидуального плана работы.
План согласовывается с групповым руководителем и классным руководителем. (План может корректироваться в ходе прохождения педагогической практики).
Задание 5. Изучение школьной документации.
В ходе практики изучить школьную документацию: личные дела школьников, классный журнал и др. Результаты изучения должны быть отражены в дневнике педпрактики и в диагностической карте.
Задание 6. Составление диагностической карты.
Работа по составлению диагностической карты осуществляется на протяжении педагогической практики с использованием информации, полученной в ходе предварительной беседы с классным руководителем, посещения уроков, работы со школьной документацией, изучения читательских формуляров учащихся в школьной библиотеке, беседы со школьным психологом, общения с учащимися и др. Сделать соответствующие записи в дневнике и диагностической карте (см. приложение).
Задание 7. Посещение уроков.
В течение всей практики посетить уроки по всем предметам в своем классе (2-3 урока ежедневно; за весь период практики посетить не менее 18 уроков) для наблюдения за деятельностью учащихся, более глубокого изучения их: работоспособности, отношения к отдельным учебным предметам, взаимоотношений учащихся между собой и др.
В дневнике фиксируются этапы урока, деятельность учащихся, делаются выводы и общая оценка урока (что больше всего понравилось на уроке, как проявились способности учащихся, какое воспитательное воздействие оказал наблюдаемый урок).
Записи рекомендуется вести по форме:
Класс _______ Предмет _____________ Урок по расписанию ______________
Ф.И.О. учителя _____________________________________________________
Цель посещения ____________________________________________________
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Общий анализ этапов урока |
Задание 8. Знакомство с системой работы классного руководителя с родителями.
Выяснить:
- что входит в содержание работы классного руководителя с родителями учащихся класса;
- каковы функции родительского комитета;
- какую помощь оказывают родители классному руководителю;
- как часто проводятся в классе родительские собрания и с какой целью;
- какие проблемы детей обсуждает классный руководитель на собрании;
- как организуется работа с родителями отдельных учащихся.
По результатам сделать соответствующие записи в дневнике.
Задание 9. Организация и проведение воспитательного мероприятия.
Согласно плану классного руководителя на период практики студент-практикант оказывает помощь в организации и проведении воспитательного мероприятия.
Схема разработки мероприятия
- Тема внеклассного воспитательного мероприятия.
- Форма проведения мероприятия.
- Воспитательно-образовательные задачи.
- Характеристика подготовительной работы (определение содержания, участников, оформление, материально-техническая часть), характер педагогического руководства при подготовке мероприятия.
- Содержание и ход мероприятия (сценарий).
- Список используемой литературы.
Примерная схема анализа воспитательного мероприятия:
- Педагогическое обоснование выбора темы (почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы). Организация подготовки учащихся к данному мероприятию (степень участия детей, наглядное оформление мероприятия, использование технических средств). Влияние подготовки к мероприятию на сплочение учащихся.
- Отношение учащихся к мероприятию (заинтересованность, безразличие и т.д.).
- Содержание и методика проводимого мероприятия:
1) соответствие содержания форме, теме, целям и задачам, определенным при планировании;
2) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;
3) эмоциональная насыщенность, активность детей;
4) приемы и методы, использованные в работе, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса;
5) связь обсуждаемых вопросов с проблемами класса.
- Степень участия студента в подготовке и проведении мероприятия. Особенности личности воспитателя, проводящего мероприятие, убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, знание моральных качеств, поступков своих учеников и их мотивации.
- Педагогическая ценность проводимого мероприятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных воспитанников, для совершенствования отношений в коллективе.
- Самооценка мероприятия и его оценка классным руководителем, преподавателем педагогики, студентами, проходящими практику и учащимися. Предложения по совершенствованию проведения подобных мероприятий.
Задание 10. Оценка эффективности воспитательной работы в классе.
По результатам наблюдений в ходе педагогической практики, общения с классным руководителем, учителями, учащимися оценить результативность воспитательной работы, определить ее перспективные задачи, попытаться предложить свои варианты решения возникающих проблем.
Задание 11. Знакомство с деятельностью учителя-предметника.
1). Посещение уроков по предмету.
При записи посещенных предметов использовать схему, предложенную выше.
При анализе урока осветить следующие вопросы:
- Подготовленность учителя к уроку (наличие необходимого оборудования, дидактических материалов и т.п.)
- Организация начала работы на уроке (были ли объяснены школьникам цели урока)
- Этапы урока
- Использование на уроке оборудования и наглядных пособий
- Содержание урока, его воспитательное значение.
- Организация работы учащихся на уроке, порядок, дисциплина.
- Достижение цели урока (какие личностные, профессиональные качества способствовали достижению цели)
- Выводы и предложения
2). Встреча с учителем-предметником (беседа):
- какие задачи ставит перед собой учитель в преподавании данного предмета, в чем воспитательное значение данной учебной дисциплины, какими методами и приемами пользуется учитель, с какими трудностями сталкивается в процессе работы;
- могут ли студенты оказать какую либо помощь учителю в период их работы в школе (изготовление наглядных пособий и дидактических материалов, беседы с учащимися и т.д.)
- как организуется в школе внеурочная воспитательная деятельность по предмету (познакомиться с планом работы кружка, факультатива, выяснить возможность проведения воспитательного мероприятия по предмету в классе).
Задание 12. Помощь в оборудовании учебного кабинета по предмету.
В ходе практики, необходимо выяснить, какую помощь может оказать студент в оборудовании школьного кабинета по предмету; разработать наглядные пособия, дидактический материал для проведения уроков, оформить стенд и т.д.
Такая помощь будет более ценной, если студенты привлекут к работе учащихся классов, организуют общение и деятельность учеников, общее дело творческого характера.
Результаты работы отразить в дневнике.
Задание 13. Посещение уроков по рекомендации учащихся.
Цель - выяснить, почему уроки данного педагога привлекают учащихся, определить “источник” авторитета, дать характеристику эмоциональной атмосферы урока.
Целесообразно посетить 2-3 урока этого учителя в разных классах на одну и ту же тему.
В ходе наблюдений на уроках обратить внимание на следующие моменты:
- каким было настроение учащихся на уроке;
- как поддерживался мажорный тон урока;
- как обеспечивались положительные эмоции для воспитания интереса к учению;
- какими приемами пользовался преподаватель;
- насколько заинтересован, влюблен в свое дело учитель и как это сказывается на деятельности учащихся;
- как эмоциональность урока влияли на работоспособность учащихся;
- в чем причины предпочтения учащимися уроков данного педагога, “ложный” или “истинный” авторитет среди учащихся.
Задание 14. Индивидуальная работа с учащимися (по рекомендации классного руководителя или учителя-предметника).
С помощью классного руководителя или учителя-предметника выбрать нуждающегося в помощи ученика (проблемного ученика). Выяснить причины его отставания в учебе (включая условия в семье). Найти приемлемый способ оказания помощи: прикрепить к нему сильного одноклассника, предложить систему домашних самостоятельных заданий и т.п. Спланировать 2-3 дополнительных занятия с учеником.
Впечатления, анализ своей деятельности и наблюдения за учащимися фиксируются в дневнике.
Задание 15. Собрать и провести анализ педагогических ситуаций.
За время педагогической практики проанализировать возникающие педагогические ситуации на уроках и во внеурочной деятельности и попытаться их сгруппировать в зависимости от их направленности на решение тех или иных учебно-воспитательных задач. Свои наблюдения отразить в дневнике.
Задание 16. Сбор фактического материала для дальнейшей исследовательской работы студента.
Во время практики осуществить сбор конкретного материала для будущей (текущей) исследовательской работы студента по педагогическим дисциплинам, используя методы научного исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностический срез и др. Обработать и проанализировать полученные данные с целью использования их для написания курсовой работы и в перспективе выпускной квалификационной работы.
Задание 17. Подготовка отчетной документации.
Для отчета по педпрактике необходимо подготовить:
- дневник педагогической практики, в котором отражается вся работа студента в школе, в том числе, оформлены анализы посещенных уроков, посещенных воспитательных мероприятий;
- заполненная зачетно-аттестационная книжка;
- диагностическая карта класса;
- отчет о проделанной работе с пожеланиями и выводами.
Примерная схема отчета (форма отчета – свободная):
1. что сделано за период педпрактики?
2. какие знания и умения приобретены в ходе практики;
3. виды деятельности, которыми студент овладел за период практики;
4. чья помощь в процессе практики была особо значительной и в каком отношении;
5. предложения по улучшению педагогической практики и совершенствованию учебного процесса в университете.
Задания по психологии
Основные виды деятельности студента:
- наблюдение взаимоотношений учеников;
- применение на практике эмпирических методов исследования психологического развития класса как коллектива;
- документальное оформление результатов психологического исследования.
Задание по психологии содержит две части: часть А и часть Б.
Часть А - при помощи тестов данной части можно выявить особенности психологического климата в ученическом коллективе, взаимоотношений в классе, принимаемые и отвергаемые ценности учениками. Используя результаты диагностики, студент может предложить свою программу воспитательных мероприятий с ученическим коллективом как классный руководитель. При диагностике классного коллектива студент должен использовать не менее 3 тестов.
Часть Б - тесты данной части используются студентом для индивидуальной диагностики
Отчетная документация:
Дневник психологических наблюдений;
характеристика психологического климата в классе по 4 методикам, содержащимся в программе практики в части А;
составление психологического портрета ученика по методикам части Б (3 методики) и собственным наблюдениям за паттернами поведения учащегося, особенностями оптико-кинетической системы.
Примечание: После проведения индивидуального исследования развития отдельных учеников (при необходимости) студентом предоставляется характеристика на данных учеников.
Часть А.
Методика 1. ВНЕШНЕГРУППОВАЯ РЕФЕРЕНТОМЕТРИЯ
В современной психологии выделено как самостоятельное и важное понятие референтной группы — круга значимых других, мнения которых являются определяющими для личности и с которыми она — и в прямом контакте, и мысленно соотносит свои оценки, действия и поступков.
Цель. В приведенной ниже методике предлагается определить референтов. Для этого тестируемым предлагается 10 вопросов-ситуаций (1-А) и список людей, окружающих их (1-Б).
Инструкция:"Нужно выбрать по каждому вопросу-ситуации не менее двух человек; при этом второе лицо должно быть из тех, которые значимы в меньшей степени, чем первое лицо".
1-А
1. С кем Вы отправитесь в поездку (деловую командировку) в другой город?
2. У Вас случилась неприятность. Кому Вы расскажете?;
3. Вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем Вы его проведете?
4. Есть ли у Вас человек, с которым Вы стараетесь проводить больше времени?
5. Кто может указать Вам на Ваши недостатки, кого Вы больше послушаете?
6. Вы встретили человека, который Вам понравился. Кто может помочь правильно оценить его?
7. Вы хотите изменить свою жизнь. С кем Вы посоветуетесь об этом?
8. Кто может быть для Вас примером в жизни?
9. Кому Вы хотели бы понравиться больше всего?
10. С кем Вы больше всего откровенны?
1-Б
1. Роди