III.1 . История изучения дисграфии у детей с ЗПР
Разнородность сведений о дисграфии у школьников с ЗПР обусловлена многими факторами: неодинаковой этиопатогенетической природой задержек психического развития; различными аспектами и критериями рассмотрения причин и механизмов нарушения письма; тем, что дисграфия у учащихся с ЗПР, за редким исключением, не была самостоятельным предметом исследования, а выявлялась и частично характеризовалась либо как следствие изучаемых у детей психофизиологических и психологических нарушений, либо как один из ряда рассматриваемых речевых дефектов, либо как одно из проявлений симптомокомплекса задержки психического развития.
Сведения в отношении распространенности дисграфии у детей с ЗПР неоднозначны. Так, в публикациях Е. С. Иванова, Ю. Г. Демьянова, В. А. Ковшикова (1967—1971) отмечается, что среди речевых нарушений у детей с ЗПР дисграфия встречается наиболее часто. Результаты исследования, проведенного В. А. Ковшиковым и Ю. Г. Демьяновым (1967), обнаружили дисграфию у 25 младших школьников с задержкой развития из 40 обследованных детей. При этом у 7 детей авторы выявили какой-либо один вид дисграфии (по классификации кафедры логопедии РГПУ им. А.И.Герцена), у 18 детей отмечалась смешанная по видам дисграфия. Исследованием В. А. Ковшикова (1970) также подтверждается большое количество нарушений письма у детей с ЗПР. Так, у 14 из 20 обследованных детей наблюдалась дисграфия изолированных и сочетанных видов.
Клинико-психологическое исследование ЗПР церебрально-органического генеза, проведенное И. Ф. Марковской (1982), обнаружило дисграфию у 7% обследованных детей с ЗПР с преобладанием недостаточности эмоционально-волевой сферы и у 17% детей с ЗПР — с преобладанием нарушений высших психических функций. Сведения о большом количестве нарушений письма у детей с ЗПР содержатся также в публикации И.А.Смирновой (1981): у 70% первоклассников с задержкой развития выявлены дефекты устной и письменной речи. Результаты исследования Е.В.Мальцевой (1991) свидетельствуют о наличии нарушений письма у 75,2% детей с ЗПР, имеющих дефекты устной речи.
Проявления дисграфии в ошибках на письме у младших школьников с ЗПР характеризуются следующим образом. И.Ф. Марковская отмечает большое количество литеральных параграфий (буквенных замен) в письме детей с ЗПР, имеющих дисграфию. В. А. Ковшиков, Ю. Г. Демьянов говорят о наличии в письме таких школьников дисграфических ошибок, коррелирующих с определенными видами дисграфии. Учитывая то, что количество смешанных видов дисграфии у обследованных авторами детей имело выраженное преимущество, характер ошибок в письме у детей с ЗПР был весьма разнообразен.
Не относящимися непосредственно к дисграфии, но очень информативными в отношении понимания специфики письма у детей с ЗПР, являются исследования Р. Д. Тригер (1972— 1987, 2001). Автор дает количественный и качественный анализ ошибок, встречающихся в письменных работах первоклассников с ЗПР. Виды ошибок: замены гласных и согласных букв, пропуски букв, слов, слияния и «разрывы» слов и др. свидетельствуют о том, что около половины из них не связаны с незнанием грамматических правил. Характер и количество ошибок в диктантах детей с ЗПР (от 2-х до 34-х) позволяют судить о трудностях в усвоении письма школьниками с ЗПР и, следовательно, предположить, что у многих детей эти затруднения в дальнейшем перерастут в дисграфию.
Причины и патологические механизмы дисграфии у младших школьников с ЗПР рассматриваются разными авторами неодинаково, однако противоречий во взглядах исследователей нет. Каждый подход в понимании природы нарушения письма у данной группы детей лишь дополняет предшествующие и вносит свой вклад в более полное представление о дефекте.
Большинство авторов отмечают, что дисграфия положительно коррелирует с дефицитом многих психических функций и процессов у детей с задержкой развития. Так, в работах Ю. Г. Демьянова и В. А. Ковшикова (1967—1970) делается предположение о том, что расстройства письма у учащихся с ЗПР обусловлены не столько нарушениями устной речи, сколько недостаточностью внимания, зрительного гнозиса, памяти, а также сукцессивных процессов, слабость которых препятствует формированию функции последовательного рядообразования, столь важной для процесса письма. Дисграфии могут быть связаны у школьников с ЗПР и с недостаточностью отдельных сторон зрительных и слуховых функций, с избирательной неполноценностью сложных форм анализа и синтеза структуры слов и предложений, с нарушениями мнестических процессов.
Е. В. Мальцева (1991) отмечает связь нарушений письма с дефектами устной речи детей с ЗПР. В письменных работах школьников с нарушениями речи автор наблюдала большое количество ошибок, обусловленных неполноценностью фонематического анализа, недостаточной сформированностью у детей лексики и грамматического строя речи.
И. Ф. Марковская (1982) связывает расстройства письма у младших школьников, в задержке психического развития которых преобладает недоразвитие эмоциональной сферы, с повышенной истощаемостью и нестойкостью внимания, негрубой недостаточностью кинестетических и кинетических основ движений и действий, фонематического слуха и зрительно-пространственных синтезов, недостаточностью слуходвигательных основ речи и слабостью речеслуховых связей. У детей, в задержке психического развития которых преобладает нарушение высших психических функций, автор связывает дисграфию как с дезавтоматизацией навыка письма и нестойкостью внимания, так и с трудностями различения детьми фонем, неполноценностью графических образов букв, явлениями оральной диспраксии.
В.И.Насонова (1979) с позиции психофизиологического подхода объясняет нарушения письма у детей с ЗПР недоразвитием у них процессов межанализаторного интегрирования, позволяющего осуществлять сложное перекодирование при соотнесении стимулов разных модальностей (звуков и букв). Преобладание нарушений слуходвигательных, зрительно-двигательных или слухозрительных связей, по данным автора, соотносится с проявлениями затруднений в письме и характером ошибок. При этом у одних детей наблюдается яркая недостаточность звукового анализа, у других — выраженные трудности соотнесения звуков с буквами. В исследовании М. Ш. Адиловой (1988) связь неполноценности психомоторики детей с ЗПР обусловливается трудностями и нарушениями в усвоении ими моторных навыков, формируемых при обучении письму.
Таким образом, имеющиеся во многих работах сведения о нарушении письма у учащихся с ЗПР являются важными и в теоретическом и в практическом аспектах. Они свидетельствуют о большой распространенности дисграфии среди младших школьников с задержкой развития, разнообразии причин, обусловливающих это нарушение, о неоднородности его механизмов и комплексности симптоматики.