ТЕМА 2. Нормы, ценности, установки, стереотипы личности.
Цель: рассмотреть заявленные феномены как психологические механизмы регуляции социального поведения личности.
9. Ценности, их классификация, роль в жизни личности.
10. Нормы. Основные виды норм. Способы формирования норм. Роль норм в регуляции социального поведения личности.
11. Установки. Структура и функции установки. Установка и реальное поведение. Закономерности формирования и смены установок.
12. Стереотипы, их структура и функции.
Библиографический список
9. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2012.
10. Парыгин Б.Д. Социальная психология. – СПб., 2010.
11. Социальная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ ред.: А.Н. Сухов, А.А. Деркач. - 5-е изд., стер.. - М.: Академия, 2012. - 600 с.
12. Социальная психология личности. /Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. – М., 1979.
Тема 3. Основные характеристики общения
Цель: Раскрыть сущность процесса общения. Рассмотреть основные стороны
процесса общения, проанализировать условия эффективности общения.
11. Понятие общения. Структура общения.
12. Общение как информационный процесс. Вербальная коммуникация, факторы ее эффективности. Невербальная коммуникация, ее основные составляющие.
13. Общение как взаимопонимание. Понятие социальной перцепции. Механизмы и эффекты социального восприятия.
14. Общение как взаимодействие.
15. Компетентность в общении.
Библиографический список
17. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2012.
18. Бодалев, А.А. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты)/ А.А. Бодалев, Н. В. Васина. - СПб.: Речь, 2005. - 324 с
19. Бодалев А.А. Общение и личность. М., 1983.
20. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – Л., 1990.
21. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Р-н/Д., 1986.
22. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.
23. Парыгин Б.Д. Социальная психология. – СПб., 2010.
24. Реан, А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение/ А.А. Реан. - СПб.: "прайм-ЕВРОЗНАК", 2012. - 416 с.
Тема 4. Возрастная динамика, структура и дифференциация межличностных отношений
Цель: Раскрыть особенности межличностных отношений на каждом возрастном этапе, проследить взаимосвязь характера отношений с закономерностями личностного развития.
Для каждого возрастного этапа (младший дошкольник, старший дошкольник, младший школьник, младший подросток, подросток, ранняя юность, юность, ранняя взрослость, зрелость) рассмотреть следующие аспекты:
1. Динамика отношений: возникновение; основания, на которых строятся отношения; развитие отношений, их устойчивость, продолжительность; значение для развития личности.
2. Возрастные особенности отношений со сверстниками и со взрослыми.
3. Роль педагога в коррекции неблагоприятных межличностных отношений (для школьных возрастов).
Библиографический список
11. Коломинский, Я. Л. Социальная психология школьного класса: науч.-метод. пособие для педагогов и психологов/ Я. Л. Коломинский. – Мн.: ФУА Информ, 2003. – 312 с.
12. Кон И.С. Дружба. – М., 1972.
13. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 2010. - М., 1991.
14. Кулагина Н.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. – М., 1997.
15. Крейг Г. Психология развития. – СПб., 2008.
16. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – М., 1987.
17. Петровский А.В. Социальная психология. – М., 1977.
18. Реан, А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение/ А.А. Реан. - СПб.: "прайм-ЕВРОЗНАК", 2012. - 416 с.
19. Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1996.
20. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. – М., 1966.
Тема 5. Социально-психологический климат в группе
Цель: Раскрыть сущность психологического климата в группе. Рассмотреть основные факторы, определяющие психологический климат, проанализировать способы изучения и коррекции психологического климата в группе.
1. Понятие психологического климата группы.
2. Признаки благоприятного психологического климата.
3. Факторы, влияющие на психологический климат в группе.
4. Самочувствие личности в группе: положительный эмоциональный фон, явления тревожности, фрустрации, агрессии в группе.
5. Межличностные конфликты в группе. Способы их разрешения.
6. Пути улучшения социально-психологического климата группы.
9. Способы изучения социально-психологического климата группы.
Библиографический список
27. Андреева Г.М. и др. Социальная психология. – М., 2012.
28. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М., 1989.
29. Коломинский, Я. Л. Социальная психология школьного класса: науч.-метод. пособие для педагогов и психологов/ Я. Л. Коломинский. – Мн.: ФУА Информ, 2003. – 312 с
30. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., 1988.
31. Немов Р.С. Психология. Кн. 1, 3. – М., 2010.
32. Немов Р.С, Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. – М., 1988.
33. Парыгин Б.Д. Социальная психология. – СПб., 2010.
34. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.
35. Робер М.А., Гильман Ф. Психология индивида и группы. – М., 1988.
36. Социально-психологический климат коллектива. – М., 1979.
37. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. – М., 1988, 1998.
38. Чалдини, Р. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя.: агрессия, лидерство, альтруизм, конфликт, группы/ Чалдини Р.. - 3-е изд.. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. – 256 с.
39. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 2005.