Критерии оценок (и самооценок) для опросника по схеме построения ЛПП
1 балл | — отказ отвечать на данный вопрос; |
2 балла | — явно ошибочный ответили честное признание в отсутствии ответа; |
3 балла | — минимально конкретизированный ответ (например, собираюсь поступать в институт, но неясно в какой); |
4 балла | — конкретный ответ с попыткой обоснования; |
5 баллов | — конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам. |
По самооценкам самих учащихся, наибольшие трудности вызывают вопросы, связанные с пониманием смысла жизни, с осознанием внешних и внутренних препятствий на пути к целям, с представлением о путях преодоления этих препятствий, а также с выделением резервных вариантов выбора (самооценки на уровне 2-3 баллов).
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте себя как самоопределяющуюся личность.
2. Определите роль осознанного построения личного профессионального плана.
Заключение
В учебном пособии обобщены психологические особенности профессионального самоопределения учащихся раннего юношеского возраста. Рассмотрена онтология профессионального становления личности, приведена психологическая характеристика раннего юношеского возраста, при этом особый акцент сделан на психологии учащихся начального профессионального образования. А с учетом того обстоятельства, что в этой системе обучается много «проблемных» девушек и юношей с психологическими отклонениями: задержкой психического развития, развитыми акцентуациями черт характера, нарушениями психического здоровья, а также трудновоспитуемостью, эти вопросы потребовали подробного рассмотрения.
Важное место в пособии уделено собственно проблеме профессионального становления: ее сущности, особенностям на разных стадиях становления и, конечно, в возрасте ранней юности. Здесь же обращается внимание на психологическое сопровождение профессионального самоопределения на стадиях оптации и профессионального образования.
Особую значимость в возрасте ранней юности приобретает психологическое содействие профессиональному самоопределению старших подростков на этапе выбора профессии и развитию профессиональной направленности на этапе получения профессии в начальной профессиональной школе.
Психологически компетентное обеспечение профессионального самоопределения обусловило необходимость включения в пособие комплекса психодиагностических методик, получивших широкое использование в профориентационной работе педагогов общеобразовательной и профессиональной школы, а также практических психологов образовательных учреждений.
В учебном пособии представлены психотехнологии актуализации профессионального самоопределения учащихся, а также подготовки их к самостоятельному решению вопроса о выборе профессии и построению альтернативных вариантов своего профессионального будущего.
Авторы отдают себе отчет в том, что не все вопросы профессионального самоопределения в раннем юношеском возрасте получили должное научно обоснованное освещение. За пределами учебного пособия остались такие важные аспекты профессиологии, как профессиональное самоопределение на этапах предпрофильной подготовки и профильного обучения, психологическое содействие профессиональному самоопределению лиц с ограниченными возможностями, решение проблем трудоустройства и социально-профессиональной адаптации выпускников начальной профессиональной школы.
Список литературы
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология/Г. С. Абрамова. — М.. 1497.
2. Абрамова, Г. С. Практическая психология / Г. С. Абрамова. — Екатеринбург, 1999.
3. .Алмазов, Б. Н, Психологические основы педагогической реабилитации / Б. Н. Алмазов. — Екатеринбург, 2000.
4. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания/ Б. Г. Ананьев. - М, 1977.
5. Анцыферова, Л. Н, Кпсихологии личности как развивающейся системы /Л. Н. Анцыферова// Психология формирования и развития личности. -М., 1981.
6. Асмолов. А. Г, Психология личности /А. Г. Асмолов. — М., 1990.
7. Батаршев, А. В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности / А. В. Батаршев. — СПб., 2005.
8. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. — М., 1994.
9. Белкин А. С. Ситуация успеха: как ее создать /А. С. Белкин. — Екатеринбург, 1997.
10. Берулава, Г. А. Методологические основы практической психологии / Г. А. Берулава. — М.; Воронеж, 2004.
11. Бодалев А. А. Вершина в развитии человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодал ев, — М., 1998.
12. Бондарев, В. П. Выбор профессии / В. П. Бондарев. — М., 1989.
13. Брушлинский, А. В. О соотношении биологического и социального и развитии личности / А. В. Брушлинский // Теоретические проблемы психологии личности. — М., 1974.
14. Бубнова С. С. Психологические аспекты профессиональной консультации/С. С. Бубнова// Психологический журн. — 1990. — № 1.
15. Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.,1995.
16. Возрастная психология: личность от молодости до старости / М.Ф. Гомезо, В.С.Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М.Орлова. — М., 1999,
17. Волков, Б. С. Методы исследований в психологии / Б. С. Волков, Н.В. Волкова. -М., 2002.
18. Выготский Л. С. Проблемы возраста / Л. С. Выготский // Собр.соч.: Вбт. -М, 1984.-Т. 4.
19. Гарбер, Е. И. Методика профессиографии / Е. И. Гарбер, В. В. Козача. — Саратов, 1992.
20. Гейжан, Н. Ф. Теория и практика профессиональной консультации /Н. Ф. Гсежан. — М., 1991.
21. Глоссарий по психологии профессионального развития / Сост. А. М. Павлова, О. А. Рудей, Н.О. Садовникова; Под общ. ред. Э. Ф. Эсера. — Екатеринбург, 2006.
22. Глуханюк, Н. С. Практикум по психодиагностике / Н. С. Глуханюк. — М.; Воронеж, 2003.
23. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха. — Киев, 1988.
24. Голомшток, А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника/А. Е. Голомшток. — М., 1979.
25. Григорьева, Н. В. Профессиональное самоопределение молодежи / Н. В. Григорьева. — Чебоксары, 2002.
26. Гришин, В. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / В. В. Гришин, П. В. Лушин. — М., 1990.
27. Деркач, А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма/А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. — М., 1993.
28. Дидактически ориентированная диагностика учащихся ремесленных профессий / Под ред. Э. Ф. Зеера. — Екатеринбург, 2001.
29. Дьяченко, М. И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект/М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко. — Минск, 1985.
30. Ермолаева, М. В. Психология развития / М. В. Ермолаева. — М.; Воронеж, 2003.
31. Забродин, Ю. М. Профессиональное становление: от профобразования — к профессиональной карьере / Ю. М. Забродин // Профессиональное самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита. —Омск, 1993.
32. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников/Н.Н.Захаров. - М., 1988.
33. Зеер, Э. Ф. Психология профессий/Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург, 1999.
34. Зеер, Э. Ф. Профориентология: теория и практика / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. — М.; Екатеринбург, 2004.
35. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции / В. А. Иванников. — М.,1991.
36. Иванова, Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности / Е. М. Иванова. — М., 1987.
37. Исмагилова, Ф. С. Основы профессионального консультирования / Ф. С. Исмагилова. — М.; Воронеж, 2003.
38. История советской психологии труда: Тексты (20—30-е годы XX века) / Под ред. В. П. Зинченко, В. М. Мунипова, О. Г. Носковой. — М., 1983.
39. Климов, Е. А. Путь в профессию / Е. А. Климов. — Л., 1974.
40. Климов, Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е. А. Климов. — М., 1983.
41. Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий /Е. А. Климов. — Обнинск, 1993.
42. Климов, Е.А. Психология профессионала/Е. А. Климов; Ин-т практ. психологии. — М., 1996.
43. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М., 1996.
44. Климов, Е. А. Для тех, кто не полюбил... математику/ Е.А. Климов. —М.. 2005.
45. Кон, И. С. Психология ранней юности/ И. С. Кон. — М., 1989.
46. Кочетов, А. И. Работа с трудными детьми /А. И. Кочетов, Н. Н. Верцинская. — М., 1986.
47. Кудрявцев Т. В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы /Т. В. Кудрявцев// Вопр. психологии. — 1981. — № 2.
48. Кузьмина, Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н. В. Кузьмина. —М, 1989.
49. Кулагин, Б. Ф. Основы профессиональной диагностики / Б. Ф. Кулагин. — Л., 1984
50. Куликов, Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению/Л. В. Куликов. —СПб., 2002.
51. Лебединская К. С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере/ К. С. Лебединская, М. М. Райская, Г. В. Грибанова. — М., 1988.
52. Левитан, К. М. Педагогическая деонтология / К. М. Левитан. — Екатеринбург, 1999.
53. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / А. Н.Леонтьев. - М., 1983.-Т. 1.
54. Маркова, А. К. Психология профессионализма/А. К. Маркова. —М., 1996.
55. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслом —СПб., 1997.
56. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. — М., 1986.
57. Методы психологической диагностики / Под ред. В. Н. Дружинина, Т. В. Галкиной. — М., 1993.
58. Милерян, Е. А. Психология формирования трудовых политехнических умений / Е. А. Милерян. — М., 1973.
59. Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности/Л. М. Митина. -М; Воронеж, 2002.
60. Михайлов И. В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д. Е. Сьюпера / И. В. Михайлов // Вопр, психологии. — 1975. — № 5.
61. Мошкова, И. Н. Психология производственного обучения / И. Н. Мошкова, С. Л. Малов. - М., 1990.
62. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования /Р. Мэй. —М., 1994.
63. Немов, Р. С. Психология: В 3 кн. / Р. С, Немов. - М., 2000.
64. Нечаев, Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности/Н. Н. Нечаев. — М., 1988.
65. Никандров, В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии / В. В. Никандров. - СПб., 2002.
66. Никиреев, Е. М. Направленность личности и методы се исследования/ Е. М. Никиреев. — М.; Воронеж, 2004.
67. Новиков, А. М. Процесс и методы формирования трудовых умений / А. М. Новиков. - М, 1986.
68. Новиков, А. М. Профессиональное образование России / А. М. Новиков. - М., 1997.
69. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология /Л. Ф. Обухова. — М., 1999.
70. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И.Ожегов. — М., 1972.
71. Основы психодиагностики/Под ред. А. Г Шмелева. — М; Ростов н/Д, 1996.
72. Патралов, Б. С. Профессиональное воспитание учащихся: Курс лекций / В. С. Патралов, Н. Ф. Гейжан. — СПб., 1994.
73. Петровский, А. В. Индивид, его потребность быть личностью / А. В.Петровский, В. А. Петровский//Вопр.философии. — 1982. — № 3.
74. Петровский, А. В. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М., 1998.
75. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб., 2003.
76. Профессиональная ориентация учащихся/А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко, В. С. Аванесов, Б. И. Бухалов. — М., 1988.
77. Профессиональная педагогика / Под ред. С. Я. Батышева. — М., 1998.
78. Прощицкая, Е. И. Практикум по выбору профессии / Е. Н. Прошицкая. — М., 1995.
79. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение/Н. С. Пряжников. — М.; Воронеж, 1996.
80. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учеб.-метод, пособие / Н. С. Пряжников. — М.; Воронеж, 2003.
81. Пряжников, Н. С. Этические проблемы психологии/ Н. С. Пряжников. — М.; Воронеж, 2004.
82. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. - М., 1998.
83. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1991.
84. Регуш, Л. А. Практикум но наблюдению и наблюдательности / Л. А. Регуш. -СПб., 2001.
85. Рогов, Е. И. Выбор профессии: становление профессионала / Е. И. Рогов.-М., 2003.
86. Рудей, О. А. Диагностика и коррекция профессиональных качеств личности: Метод, пособие/О. А. Рудей, Н. И. Шеклеина. — Екатеринбург, 1997.
87. Рудей О. А. Трудные подростки: диагностика и коррекция: Практикум по психологической службе/ О. А. Рудей. —Екатеринбург, 1999. — Ч. 1.
88. Рудей, О. А. Акцентуированные личности: Практикум по психологической службе / О. А. Рудей. — Екатеринбург, 2001. — 4.2.
89. Рудей, О. А. Глоссарий по возрастной психологии и психологии развитии / О. А. Рудей. — Екатеринбург, 2004.
90. Сазонов, А. Л. Профессиональная ориентация учащихся /А. Д. Сазонов. — М., 1988.
91. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. - СПб., 2001.
92. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск; М.. 2002.
93. Степанский, В. И. Психологические проблемы выбора профессии/ В. И. Степанский. — М.. 1995.
94. Столяренко, Л. Д- Основы психологии / Л, Д. Столяренко. — Росток н/Д, 1996.
95. Сыманюк, Э. Э. Психологические барьеры профессионального развития личности / Э. Э. Сыманюк. — М., 2005.
96. Турчинов, А. И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики / А. И. Турчинов. — М., 1998.
97. Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. — М., 1999.
98. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности / Д. И. Фельдштейн// Избр.труды: В 2т. — М.; Воронеж, 2005.
99. Филонов, Л. Б. Методика контактного взаимодействия / Л. Б. Филонов // Формы и методы воспитательной работы с педагогически запущенными учащимися. — М., 1980.
100. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение/Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб., 1997.
101. Цагарелли, Ю. А. Теория и практика системной диагностики человека / Ю, А. Цагарелли. — Казань, 2002.
102. Черняева, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации/А. П. Черняева. — М., 2001.
103. Чистякова С. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление/С. Н.Чистякова, Н. Н. Захаров. — М., 1987.
104. Чистякова, С Н. Концепция профессионального самоопределения молодежи / С. Н. Чистякова // Профессиональное самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита. — Омск, 1993.
105. Шадриков, В. Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности/ В. Д. Шадриков. — М., 1982.
106. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков.— М.. 1994.
107. Шадриков, В. Д. Способности человека / В. Д. Шадриков. — М., 1997.
108. Шнейдер, Л. Б. Основы консультативной психологии / Л. Б. Шнейдер. — М.; Воронеж, 2005.
109. Щедровицкий, П. Г. Очерки по философии образования /П. Г Щедровицкий. — М„ 1993.
110. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. — М.. 1996.
Оглавление
Введение.............................................................................................3
Глава 1. Становление личности в онтогенезе.............................6
1.1. Основные концептуальные положения
и ключевые понятия становления личности............................6
1.2. Факторы и движущие силы становления личности..............13
1.3. Стадии профессионального становления личности………..22
1.4. О взаимодействии индивидного, личностного и
профессионального в развитии человека...............................29
Глава 2. Психология ранней юности...........................................32
2.1. Психологическая характеристика учащихся начального
профессионального образования............................................32
2.2. Отклоняющееся поведение учащихся начальной
профессиональной школы......................................................40
2.2.1. Отклонения в сфере характера и проблемы адаптации.......51
2.2.2. Недостатки интеллектуального развития
(задержка психического развития).....................................63
2.2.3. Трудновоспитуемые учащиеся...........................................68
Глава 3. Профессиональное самоопределение
в возрасте ранней юности...............................................82
3.1. Сущность профессионального самоопределения..................82
3.2. Профессиональное самоопределение на разных стадиях
становления личности..............................................................89
3.3. Психологическое сопровождение профессионального
самоопределения......................................................................99
3.3.1. Психологическое сопровождение на стадии
оптации.........................................................................105
3.3.2. Психологическое сопровождение
профессионального образования..................................117
3.4. Профессиональное самоопределение учащихся
начальной профессиональной школы..................................124
3.5. Психологическое содействие профессиональному
самоопределению...................................................................145
Глава 4. Диагностика профессионального
самоопределения учащихся........................................150
4.1. Общая характеристика методов и методик
диагностики возрастного развития.....................................150
4.2. Особенности психодиагностики в возрасте
ранней юности........................................................................155
4.3. Методики определения компонентов
профессионального самоопределения учащихся................158
Методика 1. Мотивы выбора профессии.................................158
Методика 2. «Опросник профессиональных установок
подростка» И. М. Кондакова...............................163
Методика 3. Опросник Дж. Холланда по определению
профессионально ориентированного типа
личности …………………………………..........168
Методика 4. Диагностика профессиональных намерений
учащихся............................................................172
Методика 5. Диагностика творческого потенциала.................178
Методика 6. Диагностика структуры сигнальных
систем.................................................................181
Методика 7. Диагностика профессиональных предпочтений
личности..............................................................188
Методика 8. Определение ценностных ориентаций
учащихся..............................................................196
Методика 9. Определение уровня профессиональной
направленности....................................................199
Методика 10. Определение локализации контроля..................202
Методика 11. Многоуровневый личностный опросник
«Адаптивность» А. Г. Маклакова,
С. В. Чермянина...................................................208
Методика 12. «Ценностные ориентации» М. Рокича...............216
Методика 13. Диагностика профессиональной готовности
учащихся............................................................220
Глава 5. Практикум......................................................................227
5.1. Схема анализа профессии......................................................227
5.2. Рефлексия как фактор развития профессионального
самоопределения.....................................................................232
5.3. Технологии активизации профессионального
самоопределения.....................................................................235
5.4.Построение личной профессиональной перспективы
(ЛПП).........................................................................................241
Заключение...................................................................................246
Список литературы.....................................................................248
[1] Понятие идентичности введено и психологию Э. Эриксоном. Оно включает в себя проявление психического здоровья человека, принимаемый им образ самого себя и соответствующую окружающему миру форму поведения.
[2] Мониторинг профессионального развития — это процесс наблюдения, оценки и прогноза психологического состояния личности, включающий в себя комплекс диагностических методик, обеспечивающих контроль сформированности профессионально важных характеристик.
[3] Развивающая диагностика — определение характеристик личности, детерминирующих се психологический потенциал, и выбор на этой основе наиболее продуктивного пути его повышения.
[4] Профессиональная самопрезентация — способность производить хорошее впечатление при устройстве на работу и вхождении в профессиональную группу. Определяется высокой самооценкой, уверенностью в себе, чувством личного контроля, низкой социальной тревожностью.